Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Планирование аудита. 
Аудит основных средств ОАО "Энергетик ПМ"

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Риск необнаружения (РН) означает риск того, что аудиторские процедуры по существу не позволяют обнаружить искажения остатков средств по остаткам бухгалтерского учета. Этот показатель качества работы аудитора в большей мере зависит от его уровня квалификации и стажа работы, нежели от специфичности деятельности клиента. РН — это риск, который аудитор хочет определить на тот случай, если… Читать ещё >

Планирование аудита. Аудит основных средств ОАО "Энергетик ПМ" (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Планирование является начальным этапом проведения аудита и заключается в разработке общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности клиента.

Аудитору в ходе проверки необходима убежденность в том, что система бухгалтерского учета достоверно отражает хозяйственную деятельность проверяемого экономического субъекта. Система внутреннего контроля может способствовать формированию такой убежденности.

При оценке эффективности и надежности системы внутреннего контроля в целом аудиторская организация обязана использовать не менее трёх градаций: высокая, средняя и низкая.

Изучение и оценка особенностей систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля должны обязательно документироваться. Для этого используют тестовые процедуры. Аудиторские организации самостоятельно разрабатывают методики изучения систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Мнение аудитора об организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля является основанием для планирования дальнейших аудиторских процедур.

Знакомство с системой бухгалтерского учета включает в себя изучение, анализ и оценку сведений о следующих сторонах хозяйственной деятельности:

учетная политика и основные принципы ведения бухгалтерского учета;

организационная структура подразделения, ответственного за ведение бухгалтерского учета и подготовку отчетности;

организация документооборота;

порядок отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета;

роль и место средств вычислительной техники в ведении учета и подготовке отчетности;

средств контроля, предусмотренные в отдельных областях системы учета.

Система внутреннего контроля должна включать в себя:

систему бухгалтерского учета;

стиль и основные принципы управления экономического субъекта;

его организационную структуру;

распределение ответственности и полномочий;

порядок подготовки бухгалтерской отчетности для внешних пользователей;

отдельные средства контроля.

Аудитор оценивает систему внутреннего контроля в три этапа:

общее знакомство с системой внутреннего контроля;

первичная оценка надежности системы внутреннего контроля;

проверка эффективности системы внутреннего контроля.

По итогам общего знакомства аудитор принимает решение о том, может ли он полагаться в своей работе на систему внутреннего контроля, а далее необходимо осуществить оценку надежности системы внутреннего контроля.

Процедура оценки надежности осуществляется на основе методики и приемов, которые аудитор разрабатывает самостоятельно.

Для оценки системы (состояния) бухгалтерского учета и внутреннего контроля применяется тестирование.

Одной из основных задач аудитора является получение достаточных доказательств для выражения мнения о том, что бухгалтерская отчетность, по которой составляется аудиторское заключение, составлена в соответствии с общепринятой практикой и принципами (отражает верный и справедливый взгляд) и не содержит каких-либо искажений и неточностей.

Всегда существует определенный риск того, что какая-либо существенная неточность не была обнаружена аудитором.

Аудиторский риск — это риск выражения аудитором ошибочного мнения в случае, когда финансовая отчетность содержит существенные искажения [4].

При проведении аудиторской проверки аудитор должен стремиться к максимальному снижению аудиторского риска. Надежное определение аудиторского риска достигается путем комбинированной оценки рисков на стадии планирования аудиторской проверки в целом.

Аудиторский риск состоит из трех компонентов: неотъемлемый риск, риск средств контроля и риск необнаружения [4]. При оценке рисков необходимо использовать не менее трех градаций: высокий, средний и низкий.

Неотъемлемый риск (НОР) означает подверженность остатка средств на счетах бухгалтерского учета искажениям, которые могут быть существенными при допущении отсутствия необходимых средств внутреннего контроля. Для проведения оценки НОР аудитор полагается на свое профессиональное суждение для того, чтобы учесть следующие факторы:

  • — специфические особенности деятельности предприятия;
  • — опыт и квалификацию бухгалтерского персонала;
  • — возможность контроля за деятельностью субъекта со стороны собственника.

Риск средств контроля (РСК) означает риск того, что искажения, которые могут иметь место в отношении остатка средств по счетам бухгалтерского учета, и быть существенными, не будут своевременно предотвращены или обнаружены и исправлены с помощью систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Чем эффективнее система бухгалтерского учета, тем ниже фактор его риска. Для оценки РСК аудитор применяет специальную аудиторскую процедуру — тестирование. Между риском средств контроля и информационной базой аудита существует прямая зависимость: если НОР принят аудитором эффективным, то объемы информации для тестирования могут быть уменьшены.

Риск необнаружения (РН) означает риск того, что аудиторские процедуры по существу не позволяют обнаружить искажения остатков средств по остаткам бухгалтерского учета. Этот показатель качества работы аудитора в большей мере зависит от его уровня квалификации и стажа работы, нежели от специфичности деятельности клиента. РН — это риск, который аудитор хочет определить на тот случай, если он не сумеет найти ошибки и пропуски во внешней отчетности аудируемого лица. Между РН и информационной базой аудита существует обратная зависимость: уменьшение РН приходит к необходимости увеличения объемов данных для тестирования, т. е. если аудитор хочет быть уверен в своей работе, он устанавливает низкую величину РН и привлекает большие объемы разнообразной информации о клиенте для проверки. Существует обратная связь между РН и комбинацией НОР и РСК: высокие значения НОР и РСК обязывают аудитора снизить величину РН, чтобы свести аудиторский риск до приемлемого значения, низкие значения НОР и РСК позволяют аудитору допустить в ходе проверки более высокий РН.

Допустимые значения РН для различных соотношений НОР и РСК приведены в таблице:

Таблица 1.1. Взаимосвязь между компонентами аудиторского риска.

Неотъемлемый риск.

Риск средств контроля.

Риск средств контроля.

Риск средств контроля.

высокий.

средний.

Низкий.

высокий.

наинизший.

Ниже.

Средний.

средний.

ниже.

средний.

Выше.

низкий.

средний.

выше.

Наивысший.

Формула аудиторского риска выглядит следующим образом:

АР = НОР х РСК х РН Аудитор в ходе проведения проверок не должен устанавливать достоверность отчетности с абсолютной точностью, но обязан установить ее достоверность во всех существенных отношениях, то есть с такой степенью точности показателей бухгалтерской отчетности, при которой квалифицированный пользователь этой отчетности оказывается в состоянии делать на ее основе правильные выводы. Информация об отдельных активах, обязательствах, доходах и расходах, хозяйственных операциях, а также составляющих капитала считается существенной, если её пропуск или искажение может повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе финансовой отчетности.

Под уровнем существенности понимается то предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой пользователь перестанет быть в состоянии делать на её основе правильные выводы [4].

Для определения уровня существенности устанавливается система базовых показателей и порядок определения существенности. Существенность зависит от величин показателя отчетности. Аудитор оценивает то, что является существенным по своему профессиональному суждению. При разработке общего плана аудита аудитор устанавливает приемлемый уровень существенности с целью выявления существенных искажений с количественной точки зрения. Тем не менее, качественный характер искажений тоже принимается во внимание, так как пользователь может быть введен в заблуждение некачественным описанием, например, учетной политики, или отсутствием раскрытия информации о нарушении нормативных требований, которые при применении к ним санкций могут оказать значительное влияние на результаты деятельности.

Различают три уровня существенности.

К первому уровню относятся ошибки и пропуски, суммы которых так малы и по своему содержанию так незначительны, что никак не могут повлиять на решение пользователей этой отчетности, такие ошибки и пропуски считаются несущественными.

Ко второму уровню относятся существенные ошибки и пропуски, влияющие на принятие пользователями тех или иных решений.

К третьему уровню относятся такие ошибки и пропуски в учете и внешней отчетности, которые ставят под вопрос достоверность и объективность всей отчетной информации. Полагаясь на такую информацию, пользователи могут принять в корне неправильное решение.

При оценке достоверности отчетности аудитор определяет, является ли совокупность неисправленных искажений, выявленных в ходе аудита существенной? Совокупность неисправленных искажений включает:

конкретные искажения, выявленные аудитором, включая результаты неисправленных искажений, выявленных во время предыдущего аудита;

наилучшую аудиторскую оценку прочих искажений, которые не могут быть конкретно определены (т.е. прогнозируемые ошибки).

Уровень существенности рассчитывается следующим образом:

  • 1. Аудитор выбирает базовые показатели бухгалтерской отчетности на основании его профессионального суждения, которые заносятся в первый столбец таблицы.
  • 2. Значения базовых показателей заносят во второй столбец.
  • 3. Затем устанавливаются процентные доли этих показателей для определения их расчетного и среднего значения, и заносятся в третий столбец таблицы. Размер процентов может быть единым для всех показателей или индивидуальным для каждого показателя. Аудитор на основании своего профессионального суждения и внутрифирменного стандарта устанавливает уровень долей при определении расчетного значения базовых показателей.
  • 4. Производится расчет по каждой строчке таблицы и находится произведенное значение базового показателя и его процентной доли. Результат расчета заносится в четвертый столбец.
  • 5. Затем находится среднее значение по всем показателям четвертого столбца. Если отклонения наименьшего и наибольшего показателей четвертого столбца значительны от среднего и от всех остальных, то аудитор принимает решение отбросить эти значения для подсчета среднего значения показателей четвертого столбца. Проведя расчеты и исключив показатели с наибольшим и наименьшим отклонением от средней, определяется общий уровень существенности, который в дальнейшем распределится между элементами проверки.

Уровень существенности конкретного объекта аудита определяется как произведение общего уровня существенности на долю выбранного объекта аудита в структуре баланса.

Порядок оценки уровня существенности должен быть оформлен аудитором документально.

Детализацией общего плана аудита является аудиторская программа, которая является перечнем аудиторских процедур по каждому виду аудиторских работ. Аудиторские процедуры можно определить как совокупность операций обработки данных, выполняемых для достижения целей аудита при проверке конкретных хозяйственных операций с применением определенных аудиторских приемов.

В программе аудиторской проверки указываются:

  • 1. Содержание процедуры;
  • 2. Период проведения;
  • 3. Исполнитель;
  • 4. Источники информации.

Разработаем общую программу аудита основных средств:

Таблица 1.2. Программа аудита основных средств.

№.

п/п.

Перечень аудиторских мероприятий (процедур).

Источники информации.

Оценка сохранности и проверка наличия основных средств.

1.1.

Инспектирование основных средств по местам нахождения.

Приказы, распоряжения.

1.2.

Проверка организации материальной ответственности по объектам основных средств.

Договора о материальной ответственности.

1.3.

Проведение инвентаризации и проверка инвентаризационной работы.

Приказ о проведении инвентаризации, инвентаризационные описи.

Правильность оценки основных средств.

2.1.

Проверка соблюдения положений учетной политики в отношении объектов основных средств.

Учетная политика, акты о приеме-сдаче объекта основных средств (ф.ОС-1, ОС-1а, ОС-1б), инвентарные карточки учета объектов основных средств (ф.ОС-6), акты о приеме (поступлении) оборудования (ф.ОС-14).

2.2.

Аудит отнесения объектов к основным средствам.

Учетная политика, акты о приеме-сдаче объекта основных средств (ф.ОС-1, ОС-1а, ОС-1б), инвентарные карточки учета объектов основных средств (ф.ОС-6), акты о приеме (поступлении) оборудования (ф.ОС-14).

2.3.

Проверка правильности определения первоначальной стоимости основных средств.

Договора купли-продажи, договора мены, договора дарения, договора подряда, заключения независимого оценщика, счета-фактуры, накладные.

Соответствие документального оформления и отражения в учете операций по движению основных средств действующему законодательству.

3.1.

Инспектирование источников поступления основных средств.

Договора купли-продажи, договора мены, договора подряда.

3.2.

Проверка правильности оформления приобретенных и выбывших основных средств.

Акты о приеме-сдаче объекта основных средств (ф.ОС-1, ОС-1а, ОС-1б), инвентарные карточки учета объектов основных средств (ф.ОС-6), акты о приеме (поступлении) оборудования (ф.ОС-14), счета-фактуры, накладные.

3.3.

Арифметическая проверка начисления НДС при приобретении и выбытии основных средств.

Акты о приеме-сдаче объекта основных средств (ф.ОС-1, ОС-1а, ОС-1б), акты о приеме (поступлении) оборудования (ф.ОС-14), счета-фактуры, данные программы «1С: Бухгалтерия».

3.4.

Проверка правильности использования унифицированных форм по учету основных средств.

Унифицированные формы первичных документов по учету основных средств.

Аудит правильности начисления амортизации.

4.1.

Проверка соответствия используемых методов начисления амортизации требованиям бухгалтерского учета на соответствие учетной политике.

Учетная политика, данные программы «1С: Бухгалтерия».

4.2.

Проверка правильности определения срока полезного использования объектов основных средств и отнесения объектов основных средств к соответствующим амортизационным группам.

Акты по определению срока полезного использования.

4.3.

Арифметическая проверка правильности начисления амортизации по объектам основных средств.

Акты о приеме-сдаче объекта основных средств (ф.ОС-1, ОС-1а, ОС-1б), инвентарные карточки учета объектов основных средств (ф.ОС-6), данные программы «1С: Бухгалтерия».

Проведение аудита переоценки основных средств и отражения ее результатов в бухгалтерском учете и отчетности.

5.1.

Наличие документального оформления переоценки основных средств.

Приказ руководителя о проведении переоценки, экспертное заключение о стоимости отдельных объектов основных средств, оценка бюро технической инвентаризации.

5.2.

Инспектирование проведения переоценки основных средств и результатов ее отражения в бухгалтерском учете и отчетности.

Данные программы «1С: Бухгалтерия», Бухгалтерский баланс (ф. № 1), Приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5).

Инспектирование операций по ремонту основных средств, в том числе подтверждение правильности документального оформления операций, связанных с ремонтом основных средств.

6.1.

Наличие оправдательных документов по ремонту основных средств.

Акты о выявленных дефектах оборудования (ф.ОС-16), дефектные ведомости, сметы на проведение ремонта.

6.2.

Инспектирование правильности оформления первичной документации по ремонту основных средств в зависимости от применяемого способа ремонта.

Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (ф.ОС-3), Инвентарная карточка учета объекта основных средств (ф.ОС-6).

Проверка операций, связанных с арендой основных средств.

7.1.

Инспектирование договоров об аренде основных средств и соблюдения договорных обязательств.

Договора аренды.

7.2.

Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций по аренде основных средств у арендодателя и арендатора.

Данные программы «1С: Бухгалтерия», Бухгалтерский баланс (ф. № 1), Приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5).

Подтверждение достоверности показателей в бухгалтерской отчетности организации.

8.1.

Проверка соответствия отчетных показателей (ф. NN 1 и 5) соответствующим регистрам синтетического и аналитического учета.

Бухгалтерский баланс (ф. № 1), Приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5), регистры синтетического и аналитического учета.

Оценка сохранности и проверка наличия основных средств. Выполняя эту процедуру, аудитор должен ответить на следующие вопросы:

  • — имеется ли приказ о назначении материально ответственных лиц за сохранность основных средств;
  • — заключены ли договоры о полной материальной ответственности;
  • — имеется ли приказ о назначении постоянно действующей инвентаризационной комиссии;
  • — закреплен ли в учетной политике план проведения инвентаризаций основных средств;

При изучении перечисленных тем аудитор должен сформировать мнение об организации сохранности основных средств. Основное внимание уделяется качеству проведения и оформлению результатов инвентаризаций, для чего проверяет соблюдение сроков проведения, их итогов, оценивает качество подготовки инвентаризационных описей. Аудитор должен изучить решения, принятые по результатам инвентаризации, и проверить правильность отражения этих результатов в учете.

При этом необходимо убедиться в соблюдении положений по бухгалтерскому учету, регулирующих порядок и сроки проведения инвентаризаций. Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень проверяемых имущества и обязательств и т. д.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно [2]. Оценивая достоверность данных о наличии основных средств на дату проверки, аудитор может использовать, например, сверку описей карточек инвентарного учета с имеющимися в картотеке инвентарными карточками. В ходе аудиторской проверки аудитор может наблюдать за процессом проведения инвентаризации, принимать участие в проведении контрольного осмотра основных средств, изучать, имеются ли в наличии объекты основных средств, пришедшие в негодность и подлежащие списанию, а также длительно не используемое имущество.

При обнаружении расхождений между фактическими основными средствами в наличии и учетными данными аудитор анализирует причины отклонений. При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости аудитор проверяет наличие документов, подтверждающих право собственности, зарегистрированное в установленном порядке в соответствующем учреждении юстиции. При инвентаризации производится осмотр объектов по местам хранения и эксплуатации. Если в ходе ее выявлены неучтенные объекты, то аудитор должен определить причины, по которым основные средства не отражены в учете. Предметы, не годные к эксплуатации, отражаются в отдельной инвентаризационной описи.

Типичными ошибками, выявляемыми при оценке сохранности и проверке наличия основных средств, являются:

  • — неотражение на забалансовых счетах стоимости арендованного имущества, что приводит к недостоверному формированию информации (Справки о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах);
  • — оприходование основных средств, по которым необходимо подтверждение права собственности, без наличия свидетельства о регистрации права собственности;
  • — несоблюдение момента перехода права собственности от продавца к покупателю, что приводит к недостоверному отражению основных средств на балансовых и забалансовых счетах;
  • — отсутствие документов, характеризующих техническое состояние основных средств;
  • — необоснованное списание недостачи основных средств на расходы организации.

Правильность оценки основных средств. При проверке правильности оценки основных средств проверяется первоначальная стоимость, по которой основное средство принято к бухгалтерскому учету. При этом необходимо учитывать, что проверка формирования стоимости для целей бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с требованиями ПБУ 6/01 [5], а для целей налогообложения — в соответствии с НК РФ [7].

Для целей налогообложения основные средства включены в категорию «амортизируемое имущество». Первоначальная стоимость амортизируемого основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов [7]. Первоначальная стоимость имущества может изменяться в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям [7].

В ходе проверки аудитор должен убедиться в правильности оформления документов, подтверждающих рыночную стоимость принимаемых к учету объектов, таких, как экспертные заключения, справки организаций-изготовителей и др. При этом необходимо обратить внимание на соответствие периода получения документа и даты принятия объекта к учету. Если по договору дарения получено оборудование, не имеющее аналогов, то рыночная стоимость может быть определена только по результатам экспертизы, проведенной независимым оценщиком. При этом необходимо проверить копии документов, подтверждающих уровень квалификации и независимость оценщика.

Последствия неправильной оценки основных средств:

  • — неточное исчисление амортизации;
  • — искажение сумм исчисляемых налогов;
  • — неправильное отражение величины основных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Соответствие документального оформления и отражения в учете операций по движению основных средств действующему законодательству.

При аудиторской проверке документального оформления движения основных средств необходимо обратить внимание на следующие моменты:

  • — на документального оформления оприходования основных средств и их списания. Особое внимание при проверке уделяется документальному оформлению законности списания основных средств с учета, т.к. этот момент влияет на конечные результаты деятельности предприятия. Занимаясь вопросами списания основных средств, необходимо проверить оприходование материальных ценностей, полученных от разборки основных средств; если такового не производилось, то нельзя признать правильными конечные результаты от списания ОС;
  • — при передаче основных средств в качестве взноса в уставный капитал должен быть приведен их перечень с указанием первоначальной стоимости, износа и цены соглашения при передаче. К перечню должны быть подложены вторые экземпляры актов приема — передачи, заверенные печатью передающей стороны, и вся техническая документация на передаваемые объекты;
  • — при приобретении основных средств должен быть оформлен договор купли — продажи с указанием первоначальной стоимости, износа и цены приобретения;
  • — при приобретении объектов основных средств за иностранную валюту первоначальная стоимость объекта должна учитываться по пересчитанному курсу в рублях на момент приобретения;
  • — объекты капитального строительства до ввода их в эксплуатацию не включаются в состав основных средств, а учитываются как незавершенные капитальные вложения;
  • — объекты основных средств, принятых в эксплуатацию на условиях текущей аренды, учитываются на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» [8];
  • — при продаже основных средств должна быть установлена рыночная стоимость [5];
  • — при безвозмездной передаче основные средства подлежат обложению НДС у передающей стороны [7];
  • — для определения непригодности основных средств, невозможности или неэффективности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации по списанию на предприятии приказом руководителя должна быть создана постоянно действующая комиссия;
  • — все детали, узлы и агрегаты от разборки и демонтажа оборудования, пригодные для дальнейшего использования, должны быть оприходованы на склад и эта операция отражается соответствующей записью в бухгалтерском учете.

Аудит начисления амортизации. Важным направлением методики аудита основных средств является проверка обоснованности применения норм и достоверности начисления амортизации, поскольку эти данные связаны с формированием себестоимости продажи товаров, продукции, работ, услуг и в конечном итоге влияют на финансовые результаты предприятия (его прибыль или убыток), сумму налога на имущество и размер уплачиваемого в бюджет налога на прибыль.

При проверке порядка начисления амортизации аудитор должен использовать результаты аудита документального оформления и оценки основных средств. Работа осуществляется по двум направлениям: проверка данных бухгалтерского учета и проверка информации налогового учета.

При проверке амортизации, начисленной в бухгалтерском учете, аудитор руководствуется ПБУ 6/01 [5], Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ [9], учетной политикой организации [10] для решения следующих задач:

  • — анализ объектов амортизации;
  • — контроль за правильностью расчета норм амортизационных отчислений;
  • — проверка отражения в бухгалтерском учете амортизационных отчислений;

В первую очередь анализируется состав основных средств, по которым начисляется амортизация. Затем проверяется правильность определения норм амортизации основных средств. Проверка заключается в пересчете аудитором норм, установленных при вводе объекта в эксплуатацию. Аудитор должен убедиться в том, что методика расчета норм амортизации соответствует требованиям ПБУ 6/01 и учетной политике организации [5, 10].

Следующий шаг — определение срока полезного использования (амортизационного периода) объекта основных средств. Аудитору выяснить, руководствовалось ли предприятие общероссийским Классификатором основных средств [3].

В процессе проверки используются акты о приеме-передаче объекта основных средств, инвентарные карточки учета объекта основных средств и учетные регистры по начисления амортизации основных средств.

При проверке начисления амортизации в налоговом учете аудитор руководствуется нормами гл. 25 НК РФ [7], в соответствии с которыми можно выделить два принципиальных аспекта методики:

  • — проверка формирования состава амортизируемого имущества;
  • — проверка расчета сумм амортизационных отчислений.

Аудитор должен убедиться, что из состава амортизируемого имущества исключены основные средства, переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование; переведенные по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев; находящиеся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев. При расконсервации объекта основных средств амортизация по нему начисляется в порядке, действовавшем до момента его консервации, а срок полезного использования продлевается на период нахождения объекта основных средств на консервации [7].

Для начисления амортизации амортизируемое имущество должно быть распределено по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования, сущность которого достаточно четко определена в целях налогообложения. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества с учетом Классификации основных средств. Организации по вновь введенным с 1 января 2002 г. основным средствам для целей бухгалтерского учета могут применять порядок начисления амортизации, аналогичный налоговому учету, т. е. на основании новой Классификации основных средств, используемой для расчета сумм амортизационных отчислений в целях налогового учета.

Основные средства, которые числились на 1 января 2002 г. на балансе организации, должны амортизироваться для целей налогообложения в соответствии с положениями гл. 25 НК РФ [7], а для целей бухгалтерского учета в порядке и по нормам, принятым организацией на дату передачи основных средств в эксплуатацию.

Основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.

Аудитор должен проверить, соблюдены ли все условия для начисления амортизации в налоговом учете и обеспечивает ли этот учет по каждому объекту амортизируемого имущества верное отражение в регистре следующих показателей:

  • — амортизационная группа объекта;
  • — срок полезного использования;
  • — первоначальная или остаточная стоимость;
  • — выбранный метод амортизации;
  • — норма амортизации;
  • — сумма начисленной амортизации.

Налоговое законодательство позволяет организациям самостоятельно избрать метод начисления амортизации не по всем основным средствам. НК РФ определен перечень основных средств, по которым применяется только линейный метод (здания, сооружения, передаточные устройства и др.) [7].

Результаты проверки начисления амортизации в налоговом учете влияют на мнение аудитора в отношении достоверности формирования налоговой базы по налогу на прибыль, так как суммы начисленной амортизации формируют расходы, связанные с производством и реализацией.

При обнаружении аудитором ошибок необходимо довести их до сведения клиента, предложить их исправить и внести соответствующие исправления в регистры и отчетные формы.

По всем фактам неправильного начисления амортизации определяются суммы излишне начисленной или недоначисленной амортизации. Устанавливают, как это повлияло на себестоимость продукции и финансовые результаты, выявляют причины нарушений и виновных в этом лиц, предлагают меры к недопущению подобных недостатков в будущем.

Аудит переоценки основных средств и отражения ее результатов в бухгалтерском учете и отчетности. Аудитор должен установить своевременность проведения переоценки основных средств. При отражении сроков проведения переоценки в учетной политике организации при аудите проверяется своевременность переоценок в соответствии с учетной политикой. Согласно ПБУ 6/01 коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости [5]. При принятии решения о переоценке по таким основным средствам следует учитывать, что в последующем они переоцениваются регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости [5].

Аудитор обращает внимание на соблюдение требований о переоценке группы однородных объектов, правильность применения способов переоценки — путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным ценам. Аудитор осуществляет проверку документов на переоценку: приказа руководителя о проведении переоценки, экспертного заключения о стоимости отдельных объектов основных средств, оценки бюро технической инвентаризации и пр.

Устанавливается правильность порядка отражения результатов переоценки. По впервые переоцениваемым объектам основных средств сумма дооценки зачисляется в добавочный капитал организации и отражается по кредиту счета 83 «Добавочный капитал», а сумма уценки относится на нераспределенную прибыль и отражается по дебету счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» [2, 8].

По ранее переоцениваемым основным средствам порядок отражения уценки и дооценки зависит от того, как изменилась их первоначальная стоимость в результате предыдущих переоценок.

Результаты переоценки не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.

Инспектирование операций по ремонту основных средств, в том числе подтверждение правильности документального оформления операций, связанных с ремонтом основных средств. Учитываются способ проведения ремонта (подрядным или хозяйственным способами) и способ отражения в бухгалтерском учете произведенных расходов на ремонт основных средств, избранный организацией и закрепленный в ее учетной политике.

При проведении ремонта подрядным способом осуществляется проверка договоров с подрядными ремонтными организациями по существу: предмет договора, цена работ, условия выполнения работ, сроки сдачи работ и т. д. Выполнение ремонтных работ подтверждается сметой расходов и актом выполненных работ.

При проведении ремонта хозяйственным способом проверяется формирование затрат по элементам (например, материалы, заработная плата рабочих, занятых ремонтными работами, отчисления от заработной платы и др.). При этом анализируются документы по учету отпуска (расхода) материальных ценностей, начисления оплаты труда и других расходов.

Разделяют два способа отражения в учете фактически произведенных расходов на ремонт основных средств:

  • — отражение в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относятся эти расходы;
  • — списание за счет резерва расходов на ремонт основных средств;

При создании резерва на ремонт основных средств проверяются документы, подтверждающие правильность определения ежемесячных отчислений в ремонтный фонд: дефектные ведомости (обосновывающие необходимость проведения ремонтных работ), сметы на проведение ремонтов, нормативы и данные о сроках проведения ремонтов, итоговый расчет отчислений в резерв расходов на ремонт основных средств.

Проводится аудит организации бухгалтерского учета расходов на ремонт по корреспондирующим счетам (дебету счетов 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу», 96 «Резервы предстоящих расходов», и кредиту счетов 10 «Материалы», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»).

Проводится проверка правильности отражения в налоговом учете расходов на ремонт основных средств в зависимости от избранного в учетной политике для целей налогообложения метода списания расходов в налоговом учете.

Проверка операций, связанных с арендой основных средств. В настоящее время аренда играет заметную роль в имущественных отношениях экономических субъектов. В связи с этим проверка операций по договорам аренды является одной из существенных процедур аудита основных средств.

Прежде всего аудитор проверяет договоры аренды на соответствие гражданскому законодательству (порядок выполнения арендных обязательств — суммы арендной платы, сроки оплаты арендных платежей и др.).

Аудит организации бухгалтерского учета операций по аренде основных средств зависит от характера операций, осуществляемых у организации арендатора или арендодателя. Если организация является арендатором, то проверка организации бухгалтерского учета будет осуществляться по забалансовому счету 001 «Арендованные основные средства» и счетам, отражающим учет арендной платы: по дебету счетов 20, 23, 25, 26, 29, 44 и кредиту счета 76. При этом аудитор должен проверить наличие счетов-фактур на аренду и осуществить их документальную проверку, подтвердив обоснованность произведенных расходов арендатором. Если организация является арендодателем, то проверке подвергаются операции по учету арендной платы — счета доходов 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» в зависимости от предмета деятельности организации в корреспонденции со счетами 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Отдельно проверяются операции по договорам лизинга. Аудитор, просматривая договоры, определяет предмет договора лизинга. В договоре должны быть указаны наименование имущества, его основные характеристики, описание объекта. Кроме этого аудитор проверяет соблюдение требований об обязательной государственной регистрации сделок по договорам аренды недвижимого имущества.

Подтверждение достоверности показателей в бухгалтерской отчетности организации. Для проверки достоверности показателей в бухгалтерской отчетности необходимо сверить показатели формы № 1 и формы № 5, а также регистров синтетического и аналитического учета с учетом ранее проведенных процедур.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой