Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Когнитивная психология. 
Основы психологии и педагогики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Слово «когнитивный» происходит от латинского глагола cognilo — знать. Когнитивная психология рассматривает человека как мыслящее, познающее существо, способное к познанию окружающего мира и самого себя, к самостоятельному решению любых проблем, поиску и исправлению своих ошибок, к самообучению и самосовершенствованию. Когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию об окружающем… Читать ещё >

Когнитивная психология. Основы психологии и педагогики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Слово «когнитивный» происходит от латинского глагола cognilo — знать. Когнитивная психология рассматривает человека как мыслящее, познающее существо, способное к познанию окружающего мира и самого себя, к самостоятельному решению любых проблем, поиску и исправлению своих ошибок, к самообучению и самосовершенствованию. Когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию об окружающем мире, как эта информация кодируется, как она хранится в памяти и каким образом преобразуется в знание, которое уже влияет на поведение. Основоположником когнитивной психологии является американский психолог У. Найссер.

Согласно концепции Дж. Брунера (1966) развитие когнитивных умственных способностей человека проходит три этапа: в младенчестве и раннем детстве наше познание мира носит прежде всего чувственный и двигательный характер: ничто не может быть включено в мысль, не пройдя сначала через наши чувства и двигательную активность. Поэтому сенсомоторное отображение действительности — решающее в детские годы.

Второй этап — иконическое отображение, когда в памяти откладываются образы воспринятых реальных объектов, представление мира происходит с помощью мысленных образов. В подростковом возрасте образное иконическое отображение мира дополняется символическим отображением предметов в форме понятий, т. е. мир образов постепенно уступает место понятиям благодаря использованию речи, усвоению общечеловеческого опыта, выраженного в понятиях языка. Дж. Брунер подчеркивает, что язык представляет собой важнейшее орудие развития когнитивных процессов.

Швейцарский психолог Ж. Пиаже (1896—1980) изучал закономерности развития мышления у ребенка и пришел к выводу, что когнитивное развитие представляет собой результат постепенного процесса, состоящего из последовательных стадий. Развитие интеллекта ребенка происходит в результате постоянных поисков равновесия между тем, что ребенок знает, и тем, что он стремится понять. Все дети проходят эти стадии развития в одной и той же последовательности, причем некоторые проходят через все стадии, тогда как у других развитие тормозится или блокируется на каком-то этапе из-за недостатка одного или нескольких необходимых факторов. Это продвижение вперед определяется совместным воздействием созревания нервной системы, опыта обращения с различными предметами и таких социальных факторов, как язык и воспитание.

Когнитивные теории личности исходят из понимания человека как «понимающего, анализирующего», поскольку человек находится в мире информации, которую надо понять, оценить, использовать. Поступок человека включает в себя три компонента: 1) само действие;

2) мысли; 3) чувства, испытываемые при выполнении определенного действия. Внешне похожие поступки могут быть разными, так как мысли и чувства были иными.

Субъективная интерпретация ситуаций есть более истинный фактор принятия решения, чем «объективное» значение этих ситуаций. Разные люди по-разному «видят», интерпретируют ситуации, в которых они действуют.

Оказавшись в реальной ситуации, человек не имеет возможности осуществить всесторонний анализ обстоятельств (мало времени, нехватка знаний), ему нужно принять решение, человек делает выбор и совершает поступок (бихевиористы на этом заканчивают анализ поведения), но когнитивная и эмоциональная части поступка еше не завершены, так как сам поступок является источником информации, позволяющей формулировать или изменять мнение о себе или о других.

Иначе говоря, после наступления реакции человек проводит субъективный анализ своего поведения, на основе чего осуществляет необходимую коррекцию или делает какие-то выводы на будущее. Действуя таким образом, человек способен к самообучению, самосовершенствованию.

Когнитивная психология исходит из того, что познание осуществляется с помощью особого рода психологических орудий (средств), которые У. Найссер называет схемами, или когнитивными картами. Когнитивная карта выступает как ориентировочная схема, как активная, направленная на поиск информации структура. Именно когнитивная карта определяет, какие именно ответные реакции будут в конечном счете осуществляться человеком. Когнитивную карту можно понимать как упрощенное, схематичное описание картины мира человека, ее фрагмента, относящегося к данной проблемной ситуации.

Когнитивное направление подчеркивает влияние интеллектуальных, или мыслительных, процессов на поведение человека. Дж. Келли — один из основателей этого направления, считал, что любой человек — это своеобразный исследователь, стремящийся понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний, делающий вывод на основе своего прошлого опыта и строящий предположения о будущем.

Дж. Келли полагал, что люди воспринимают свой мир при помощи четких систем или моделей, называемых конструктами.

Личностный конструкт — это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт. Он представляет собой устойчивый способ, с помощью которого человек осмысляет какие-то аспекты действительности в терминах схожести и контраста. Каждый человек воспринимает действительность путем собственных моделей, или конструктов, необходимых для создания непротиворечивой картины мира. Если конструкт помогает точно прогнозировать события, человек, вероятно, сохранит его. И наоборот, если прогноз не подтвердится, конструкт, на основании которого он был сделан, возможно, подвергнется пересмотру или даже вообще будет исключен.

Личность понимается как организованная система более или менее важных конструктов, которые человек использует, чтобы интерпретировать мир переживаний и предвидеть будущие события. Если человек изменит свои конструкты, то он изменит свое поведение и свою жизнь. Конструктная система меняется, если с ее помощью невозможно правильно прогнозировать последовательность событий.

Психолог А. Эллис считает, что неправильное поведение человека вызвано прежде всего иррациональными мыслями, порождаемыми «активизирующей ситуацией». В этом случае необходимо анализировать вместе с человеком ситуацию, в которой он оказался, и выводы, извлеченные из нее. Таким образом происходит доведение до его сознания иррациональных моментов, содержащихся в его мыслях. Выработка у человека более объективного восприятия событий приводит его к поиску новых действенных решений. В итоге неадаптивные формы поведения мало-помалу будут замещаться новыми, более эффективными формами, т. е. модификация мыслей приводит к изменению поведения.

Американский психолог А. Бек указывал, что «то, как люди думают, определяет — что они чувствуют и как действуют». Патологические эмоциональные состояния и неадекватное поведение есть результат неадаптивных когнитивных процессов, поэтому цель когнитивной терапии заключается в «модификации дисфункциональных убеждений и ошибочных способов переработки информации».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой