Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Функции социальных институтов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Иногда происходит замещение функций. Например, функции образовательных институтов могут частично выполняться средствами массовой информации, а института культуры — системой образования. Поскольку деятельность социальных институтов очень важна, общество заинтересовано в их нормальном функционировании, приводящем к ожидаемым результатам. Именно результаты, т. е. последствия деятельности, а не цели… Читать ещё >

Функции социальных институтов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Функции социальных институтов — их важная характеристика.

/ Социальные функции — это устойчивые и наблюдаемые социальные последствия деятельности институтов.

На заре становления цивилизации социальные институты были слабоспециализированными и многофункциональными: нередко один институт выполнял самые разные функции.

Так, храм для древних греков был не только местом почитания богов. Он служил сокровищницей и банком, где хранились ценные вещи и деньги/ которыми жрецы распоряжались как банкиры. Он был и музеем, в котором1 можно было увидеть скульптуры и картины знаменитых мастеров. Наконец, он являлся городским архивом, где хранили важные документы.

По мере интенсификации социальных связей, увеличения численности населения происходит углубление разделения труда и специализации социальных институтов в выполнении определенных функций. Этого требуют каноны качества и профессионализма осуществляемой деятельности. Однако речь не идет об изоляции: одни институты оказывают влияние на другие, их функции нередко тесно соприкасаются. Например, институт семьи испытывает сильное влияние со стороны экономических институтов. Невысокая заработная плата, безработица заставляют родителей трудиться в нескольких организациях, вследствие чего нарушается процесс социализации подрастающего поколения (страдает здоровье детей и их воспитание).

Иногда происходит замещение функций. Например, функции образовательных институтов могут частично выполняться средствами массовой информации, а института культуры — системой образования. Поскольку деятельность социальных институтов очень важна, общество заинтересовано в их нормальном функционировании, приводящем к ожидаемым результатам. Именно результаты, т. е. последствия деятельности, а не цели и намерения, необходимо рассматривать, когда речь идет об оценке деятельности социальных институтов. Американский ученый Р. Мертон предложил разделить эти последствия на функциональные и дисфункциональные.

Функциональные последствия способствуют выживанию, укреплению и развитию социальной системы. Они совпадают с целями институтов (например, институт образования готовит квалифицированных специалистов, армия находится в состоянии боеготовности, милиция обеспечивает общественный порядок, экономика развивается поступательно и динамично). Дисфункциональные последствия, наоборот, ведут к дезорганизации, расшатыванию и разрушению социальной системы (например, система образования находится в кризисе и не способна готовить профессиональные кадры, армия не отличается высоким боевым духом, имеет устаревшее вооружение, милиция не может обеспечить порядок в обществе, семейные ценности находятся в кризисе, растет детская преступность и т. д.).

Однако понятия «функция» и «дисфункция» нельзя однозначно трактовать как синонимы положительного и отрицательного, добра и зла. Поскольку речь идет о последствиях деятельности, нередко то, что с точки зрения устойчивых и даже консервативных социальных институтов изначально расценивается как дисфункция, может иметь отдаленные функциональные последствия, ведь созидание всегда сопровождается разрушением старого, отжившего.

Так, с позиции языческих верований христианские нормы, ценности и обряды расценивались как вероотступничество, заслуживавшее порицания. Однако христианство со временем оформилось в мировую религию и сыграло важную роль в духовной жизни многих народов. Аналогично реформаторская деятельность, которую проводили М. Лютер и Ж. Кальвин по реорганизации католической церкви (требование отмены индульгенций и удешевления церкви, упрощения обрядов и упразднения монашества), в XVI в. была расценена церковью как раскольническая и подвергнута резкой критике. Но в результате возникло одно из самых влиятельных в современном мире христианских течений — протестантизм, ставший духовной основой капиталистических отношений в Европе.

Для глубокого анализа последствий деятельности социальных институтов используют такие понятия, как явные и скрытые (латентные) функции. Явные функции имеют намеренный характер, они предполагаются либо планируются людьми. Эта группа последствий хорошо осознается взаимодействующими индивидами. Например, закон об уменьшении подоходного налога направлен на то, чтобы предотвратить сокрытие действительной прибыли предпринимателей и заставить их платить налоги государству. Такова явная функция этого закона. Однако его применение может привести к дальнейшей поляризации доходов и общества: малообеспеченные станут еще беднее, а состоятельные — богаче. К таким последствиям общество не готово, они не планировались и являются латентными.

Явной функцией института образования является удовлетворение потребности общества в квалифицированных кадрах. Но за счет введения платы за обучение институт образования поддерживает социальное неравенство в обществе: у богатых людей имеется больше возможностей дать своим детям качественное образование и престижную профессию. Западные учебные заведения (университеты в Кембридже, Итоне, Сорбонна в Париже) давно считаются «кузницей» будущей элиты общества. Используя преимущества стартовых возможностей, дети богатых в будущем станут обладателями наиболее значимых статусов.

Деятельность любого социального института может иметь непредсказуемые последствия, так как в социальных отношениях людей высок процент случайных факторов. Такие непреднамеренные последствия деятельности социальных институтов Р. Мертон назвал скрытыми (латентными) функциями. Они могут быть обнаружены только в результате социологического анализа. Подобные исследования серьезно обогащают наши знания.

Скрытые функции — это та часть непреднамеренных последствий, которая имеет для определенной системы позитивное значение. Скрытые функции могут быть обнаружены и в дисфункциях (в этом смысле протестантизм, расколовший католическую веру, — позитивное последствие). В то же время в тех явлениях, которые, на первый взгляд, являются функциональными, могут быть скрытые дисфункции (например, перенесение методов западного управления на российские предприятия в неизменном виде может, как показывает практика, оказаться просчетом и не давать желаемых результатов).

Для подтверждения этого положения Р. Мертон приводит в качестве примера ритуал вызывания дождя в племени австралийских аборигенов. С метеорологической точки зрения он бессмыслен. Однако понимание латентной функции заставляет специалистов пристальнее всмотреться в это явление и обнаружить, что подобные ритуалы способствуют укреплению групповой солидарности и сплачивают племя за счет совместного переживания сильных эмоций.

Задолго до Р. Мертона итальянский политический мыслитель Н. Макиавелли считал, что для укрепления государственной власти иногда стоит организовать «маленькую победоносную войну». Победа сплотит общество, заставит людей поверить в величие и силу власти, снимет внутреннюю социальную напряженность проблемы. Несмотря на весь цинизм подобного совета, в нем четко просматривается осознание важности скрытых функциональных последствий военных действий.

Выводы Т. Веблена о демонстративном характере потребления также можно отнести к догадкам о несовпадении явных и скрытых функций. По его мнению, педантичная разборчивость некоторых людей в отношении выбора пищи, напитков, жилища, услуг, украшений самого высокого качества — свидетельство того, что человек использует их не столько для удовлетворения потребностей, сколько в качестве символов своего высокого социального положения.

Социальные институты реализуют главную явную функцию по удовлетворению потребностей людей и одновременно выполняют множество других: закрепляют и воспроизводят общественные отношения, регулируют социальные взаимодействия через выработку образцов поведения, сплачивают общество через систему взаимных ожиданий и обязательств, осуществляют социализацию и коммуникацию (обмен информацией).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой