Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Этническая толерантность. 
Этнопсихология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Любое исследование межэтнических отношений подводит специалиста к конечному вопросу: так что же может способствовать гармоничным межэтническим отношениям и что их может нарушить? Иными словами, исследователь приходит к проблеме толерантности в межэтнических отношениях. Как уже указывалось, данная проблема в последнее время стала довольно популярной в социальной науке, в том числе и российской… Читать ещё >

Этническая толерантность. Этнопсихология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие этнической толерантности

Любое исследование межэтнических отношений подводит специалиста к конечному вопросу: так что же может способствовать гармоничным межэтническим отношениям и что их может нарушить? Иными словами, исследователь приходит к проблеме толерантности в межэтнических отношениях. Как уже указывалось, данная проблема в последнее время стала довольно популярной в социальной науке, в том числе и российской. Существует несколько точек зрения на понятие этнической толерантности.

В. Н. Павленко, рассмотрев и проанализировав различные точки зрения на проблему толерантности, делает вывод, что «типология основных точек зрения на понятие „толерантность“, может быть построена с учетом двух основных критериев: отношения к чему-то непохожему, несовпадающему, не согласующемуся и способа разрешения данного противоречия. Что касается первого параметра — отношения к непохожему, то, по определению, возможно три варианта отношения: отрицательное, нейтральное и положительное. Что же касается путей разрешения данного противоречия, то они лежат в диапазоне от интолерантного (выражающегося в неприятии какихлибо отличий, в разных формах дискриминирующего поведения, в избегании взаимодействия с такими людьми и т. п.) до максимально толерантного поведения (состоящего в принятии другого человека таким, какой он есть)»[1]. Таким образом, стержнем понятия «толерантность» (именно в социально-психологическом смысле) является принятие всего иного и непохожего, а также отсутствие негативного отношения к нему. Этническая толерантность проявляется в отношении к представителям других этнических и культурных групп. «Она представляет своего рода психологическую установку (или систему установок), которая позволяет ценить другое этническое „они“ равнозначно собственному „мы“». Это терпимость к иной культуре, системе ценностей, принятие иных логик существования и иных способов мировосприятия. Можно сказать, что толерантность во взаимодействии между этносами отражает уровень культуры межнационального общения, является средством достижения межнационального согласия, урегулирования межнациональных конфликтов и снижения межэтнической напряженности[2].

В нашем подходе этническая толерантность понимается как континуум, на одном полюсе которого можно расположить позитивное восприятие представителей иной культуры (толерантность), на другом — их негативное восприятие (интолерантность). Согласно Н. М. Лебедевой, этническая толерантность подразумевает наличие позитивного образа представителей иной культуры при наличии позитивного образа собственной культуры. Это значит, что этническая толерантность не является следствием ассимиляции как отказа от собственной культуры, а является характеристикой межэтнической интеграции, для которой характерно принятие или позитивное отношение к своей этнической культуре и к этническим культурам групп, с которыми данная группа вступает в контакт. Такое понимание адекватности группового восприятия базируется на постулате ценностного равенства этнических культур и отсутствии в этом плане преимущества одной культуры перед другой.

Конечная цель этнической толерантности — объединение общества, достижение межнационального примирения политическими средствами, снятие негативных явлений и тенденций в сфере межнациональных отношений посредством принятия «чужих» культур, обычаев, своеобразия как достойных и ценных явлений.

  • [1] См.: Павленко В. Я, Таглин С. А. Указ. соч.
  • [2] См.: Лебедева II. М., Малхозова Ф. М. Указ. соч.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой