Теории мотивации, их использование в менеджменте
![Реферат: Теории мотивации, их использование в менеджменте](https://gugn.ru/work/6573124/cover.png)
Различные теории мотивации берут свое начало от «Школы человеческих отношений и поведенческих наук». Родоначальник этого направления Э. Мэйо, который в результате специальных исследований зависимости производительности труда от различных факторов производственной среды, сделал вывод о том, что жесткая иерархия подчиненности, формализация организационных процессов несовместимы с природой человека… Читать ещё >
Теории мотивации, их использование в менеджменте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Различные теории мотивации берут свое начало от «Школы человеческих отношений и поведенческих наук». Родоначальник этого направления Э. Мэйо, который в результате специальных исследований зависимости производительности труда от различных факторов производственной среды, сделал вывод о том, что жесткая иерархия подчиненности, формализация организационных процессов несовместимы с природой человека, а потому не могут способствовать раскрытию его способностей и полной отдаче в работе. Наибольший выигрыш от исполнителей организация может получить, если будет удовлетворять их человеческие потребности, учитывать их психологические особенности.
Современные теории мотивации основываются на последних научных достижениях в различных науках, изучающих деятельность и поведение человека. Современные теории мотивации делятся на две группы: содержательные и процессуальные.
Теории содержания мотивации
К наиболее известным теориям мотивации этой группы относятся:
- 1. Теория иерархии потребностей А. Маслоу.
- 2. Теория ERG К. Альдерфера.
- 3. Теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда.
- 4. Теория двух факторов Ф. Герцбергера.
- 1. Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу.
Важный вклад в понимание того, что лежит в основе стремления людей к работе, внесла теория мотивации, разработанная в первой половине XX в. А. Маслоу. Он связывал мотивацию с удовлетворением потребностей человека. Пока какая-либо потребность не удовлетворена, она побуждает к совершению действий, активизирует деятельность человека. Различные потребности обладают разной мотивирующей силой, и А. Маслоу выделил относительные приоритеты, строя иерархическую дифференциацию основных потребностей человека. В соответствии с такой дифференциацией автор данной теории выделил пять групп потребностей: физиологические, безопасности, принадлежности и причастности, признания и самоутверждения, самовыражения (см. рис. 24).
- 1. Физиологические потребности. Они, как правило, являются врожденными и необходимы для выживания человека. Это потребность в пище, воде, воздухе, отдыхе и т. д. Удовлетворение физиологических потребностей дает человеку возможность выжить и не требует значительных финансовых средств.
- 2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем содержат потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира (болезни, голод, сохранение жизни и здоровья и т. д.).
![Группы потребностей (пирамида А. Маслоу).](/img/s/8/34/1382934_1.png)
Рис. 24. Группы потребностей (пирамида А. Маслоу)
- 3. Потребности в принадлежности и причастности. Они отражают стремление человека к участию в совместных действиях, в принадлежности к конкретной группе, в социальном взаимодействии.
- 4. Потребность в признании и самоутверждении. Эта группа включает потребности в самоутверждении, компетентности, признании заслуг и уважении окружающих.
- 5. Потребность самовыражения. Это стремление к развитию своих потенциальных возможностей, творчеству, самоутверждению.
По мнению А. Маслоу, существуют так называемые первичные, или базисные потребности, которые связаны с обеспечением выживания человека. Эти потребности удовлетворяются человеком в первую очередь, и только потом ведущее значение приобретают потребности следующего уровня. К первичным относятся физиологические потребности и безопасности. Потребности остальных трех уровней являются вторичными, или высшими потребностями.
Концепция иерархии потребностей, лежащая в основе теории мотивации А. Маслоу, включает ряд важных положений: вопервых, человек постоянно испытывает какую-либо потребность; во-вторых, первичные потребности нуждаются в первоочередном удовлетворении; в-третьих, высшая потребность возникает тогда, когда удовлетворена низшая; в-четвертых, модель носит форму пирамиды, так как чем более высокое место в иерархии занимает потребность, тем меньше людей в ней нуждаются.
Поскольку любая ситуация или действие полимотивированы, каждому руководителю необходимо знать, что входит в структуру основных мотивов человека, работающего в физкультурной организации.
В табл. 11 приведены примеры связи потребностей работников физкультурной организации и средства их удовлетворения.
Таблица 11
Связь потребностей работников физкультурной организации и средства их удовлетворения.
Теория иерархии потребностей А. Маслоу. | Средства удовлетворения потребностей работника. |
Потребности в самовыражении. | Участие в стратегических проектах физкультурной организации. Предоставление творческой работы. Возможность реализовать свои идеи. |
Потребности в признании и самоутверждении. | Признание и одобрение успехов. Поощрение инновационной деятельности. Присвоение почетных званий, другие виды морального и материального поощрения. |
Потребности в принадлежности и причастности. | Формирование корпоративной культуры. Обеспечение полноценного общения, информированность, включенность в дела коллектива организации. |
Потребности в безопасности. | Уверенность в будущем, заключение долгосрочных трудовых договоров. Организация и обеспечение физической и психической безопасности, наличие охраны на территории физкультурной организации и за ее пределами. |
Физиологические потребности. | Высокая заработная плата. Создание условий для отдыха, укрепления здоровья. Обеспечение жильем. Организация питания в физкультурной организации, полная или частичная его оплата. |
2. Теория ERG К. Алъдерфера.
ERG является аббревиатурой слов existence, relatendness, growth, которые в переводе соответственно означают: существование, связи, рост.
К. Альдерфер исходит в своей теории мотивации из потребностей человека, которые он объединил в три группы. Таким образом, в данной концепции выделяются:
- • потребности существования;
- • потребности связи;
- • потребности роста.
Эти группы потребностей, так же как и в теории А. Маслоу, расположены иерархически, в них много схожего.
Потребности существования по содержанию аналогичны потребностям А. Маслоу, находящимся в основании пирамиды. Это физиологические потребности и потребности в безопасности.
Потребности связи отражают социальную природу человека, его желание ощущать поддержку, самоутвердиться, поддерживать контакты с другими людьми. Эта потребность частично совпадает со второй и четвертой ступенями пирамиды А. Маслоу.
Потребности роста проявляются в стремлении человека к признанию, самовыражению. В основном эта потребность сходна с двумя самыми верхними ступенями пирамиды А. Маслоу.
Однако, в отличие от А. Маслоу, К. Альдерфер считал, что процесс движения от потребности к потребности идет в обе стороны. Наверх, если потребность нижнего уровня не удовлетворена, и вниз, если не удовлетворена потребность более высокого уровня.
Такое движение в удовлетворении потребностей работника дает более широкие возможности для мотивации труда в организации.
3. Теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда.
Эта теория в некоторой степени согласуется с моделью мотивации А. Маслоу. Д. МакКлелланд выделил три вида потребностей: в успехе, во власти и в причастности. Эти потребности соотносятся с потребностями высшего уровня пирамиды А. Маслоу, но без иерархичности. Важно отметить, что Д. МакКлелланд рассматривал эти потребности как приобретенные в результате обучения, жизненного опыта.
Потребность в успехе — отражает стремление человека добиваться целей, беря ответственность за их достижение на себя и принимая соответствующие решения.
Потребность во власти — проявляется в желании воздействовать на других людей. Такие работники более энергичны, они готовы решать актуальные проблемы организации.
Потребность в причастности — выражается у работников в сотрудничестве, в широких социальных связях, поддержке окружающих их людей. Для них необходимо не ограничивать межличностные отношения в коллективе.
4. Теория двух факторов Фредерика Герцбергера.
Автором была предложена модель, основанная на разделении всей совокупности мотивирующих факторов на две группы. Суть его теории состоит в том, что на поведение людей влияет не только удовлетворенность, но также и неудовлетворенность тех или иных потребностей. При этом, как было установлено, их влияние происходит независимо друг от друга.
Ф. Герцберг выделил следующие две группы потребностей: гигиенические факторы и мотивацию.
К гигиеническим факторам относятся:
- • безопасность на рабочем месте;
- • распорядок и режим работы;
- • отношения с коллегами и подчиненными.
Эти потребности в известной мере адекватны первичным потребностям А. Маслоу (физиологические потребности и потребности безопасности).
Мотивирующие факторы связаны с самой работой, ее характером и сущностью (потребности в признании результатов работы, содержание производственной деятельности, достижения, самостоятельность в работе, возможность творческого роста).
Ф. Герцберг разработал инструмент для оценки степени удовлетворения потребностей, включавший две шкалы: одна отражает диапазон «удовлетворенность — полное отсутствие удовлетворенности», другая — «неудовлетворенность — полное отсутствие неудовлетворенности».
В своей теории мотивации Ф. Герцберг показал, что отсутствие или неадекватность мотивации не приводит к неудовлетворенности работой, но ее наличие вызывает удовлетворение и мотивацию работников на повышение эффективности их деятельности.
Для наглядности приведем таблицу, в которой приведены все группы потребностей из вышерассмотренных теорий мотивации (табл. 12).
Таблица 12
Группы потребностей из различных теорий мотивации
Теория иерархии потребностей А. Маслоу | Теория ERG Альдсрфсра | Теория приобретенных потребностей МакКлелланда | Теория двух факторов Герцбергера |
Физиологические потребности. | Потребности существования. | Потребность в успехе. | Гигиенические факторы. |
Потребности в безопасности. | |||
Потребности в принадлежности и причастности. | Потребности связи. | Потребность во власти. | Мотивация. |
Потребности в признании и самоутверждении. | Потребности роста. | Потребность в причастности. | |
Потребности в самовыражении. |