Управление карьерой.
Организационное поведение
Этап продвижения обычно длится от 30 до 45 лет. В этот период растет квалификация, работник продвигается по служебной лестнице, увеличивается размер заработной платы. Накапливается практический опыт, приобретаются навыки, растет потребность в самоутверждении, достижении более высокого статуса и еще большей независимости, начинается самовыражение работника как личности. В этот период меньше… Читать ещё >
Управление карьерой. Организационное поведение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Основные вопросы.
- 1. Понятие, виды и этапы карьеры.
- 2. Управление деловой карьерой персонала.
- 3. Эффективность карьеры.
Понятие, виды и этапы карьеры
Карьера работника является одним из основных компонентов и показателей функционирования и развития человеческих ресурсов в организации. Карьера — это индивидуально осознанная последовательность отношений и поведений, связанных с работой на протяжении жизни человека. Это последовательность видов деятельности, которая определяет окончательное отношение личности к работе и поведение личности.[1]
Карьера — это субъективно осознанные суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом; это поступательное продвижение по служебной лестнице, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работника. Иначе говоря, карьера — это индивидуально осознанные позиция и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека.[2]
Различают два вида карьеры: профессиональную и внутриорганизационную.
Профессиональная карьера характеризуется тем, что сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии работник может последовательно пройти в разных организациях.
Внутриорганизационная карьера охватывает последовательную смену стадий развития работника в рамках одной организации. Она реализуется в трех основных направлениях:
Вертикальное — именно с этим направлением часто связывают само понятие карьеры, так как в этом случае карьерное продвижение наиболее зримо: работник поднимается на более высокую ступень структурной иерархии;
горизонтальное - имеется в виду либо перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (например, выполнение роли руководителя временной целевой группы, программы и т. п.) К горизонтальной карьере можно отнести также расширение или усложнение задач в рамках занимаемой ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения);
центростремительное - данное направление наименее очевидно, хотя во многих случаях является весьма привлекательным для сотрудников. Под данной карьерой понимается движение к центру, руководству организации. Например, приглашение работника на недоступные ранее совещания, встречи; получение доступа к новым источникам информации, доверительные обращения, важные поручения руководства.
В карьере работника можно выделить несколько этапов, на которых он удовлетворяет разные потребности (см. табл. 23).
Предварительный этап включает учебу в школе, среднее и высшее образование и длится до 25 лет. За этот период человек может сменить несколько различных работ в поисках вида деятельности, удовлетворяющего его потребности и отвечающего его возможностям. Если он сразу находит такой вид деятельности, начинается процесс самоутверждения его как личности, он заботится о безопасности существования.
Этап становления длится примерно пять лет. В этот период работник осваивает выбранную профессию, приобретает необходимые навыки, формируется его квалификация, происходит самоутверждение и появляется потребность к обретению независимости. Его продолжают беспокоить безопасность существования, забота о здоровье. Обычно в этом возрасте создаются семьи, поэтому появляется желание получать заработную плату, уровень которой позволял достойно содержать семью.
Этап продвижения обычно длится от 30 до 45 лет. В этот период растет квалификация, работник продвигается по служебной лестнице, увеличивается размер заработной платы. Накапливается практический опыт, приобретаются навыки, растет потребность в самоутверждении, достижении более высокого статуса и еще большей независимости, начинается самовыражение работника как личности. В этот период меньше уделяется внимания удовлетворению низших потребностей, однако усилия по сохранению здоровья возрастают.
Этап сохранения характеризуется действиями по закреплению достигнутых результатов и длится от 45 до 60 лет. Наступает пик совершенствования квалификации, она повышается в результате активной деятельности и специального обучения. Работник заинтересован передать свои знания молодежи. Этот период характеризуется творческим самовыражением, возможен подъем на новые должностные ступени. Работник достигает максимальной независимости и самовыражения. Появляется заслуженное уважение коллег и самоуважение. Несмотря на то, что многие потребности работника удовлетворены, его продолжает интересовать уровень оплаты труда, появляется интерес и к другим источникам дохода (участие в прибылях, капитале своей и других организаций, покупка акций, облигаций).
Этапы карьеры менеджера п потребности.
Таблица 23ш
№. п/п. | Этапы карьеры. | Возраст. | Потребности достижения цели. | Моральные потребности. | Физиологические и материальные потребности. |
Предварительный. | до 25 лет. | Учеба, испытание на разных работах. | Начало самоутверждения. | Безопасность существования. | |
Становление. | до 30 лет. | Освоение работы, развитие навыков, формирование квалифицированного специалиста или руководителя. | Самоутверждение, начало достижения независимости. | Безопасность существования, здоровье, нормальный уровень оплаты труда. | |
Продвижение. | до 45 лет. | Продвижение по служебной лестнице, приобретение новых навыков и опыта, рост квалификации. | Рост самоутверждения, достижение большей независимости, начало самовыражения. | Здоровье, высокий уровень оплаты труда. | |
Сохранение. | до 60 лет. | Пик совершенствования квалификации специалиста или руководителя. Обучение молодежи. | Стабилизация независимости, рост самовыражения, начало уважения. | Повышение уровня оплаты труда, интерес к другим источникам дохода. | |
Завер; Lueimc. | после 60 лет. | Приготовление к уходу на пенсию. Подготовка себе смены и к новому виду деятельности на пенсии. | Стабилизация самовыражения, рост уважения. | Сохранение уровня оплаты труда, повышение интереса к другим источникам дохода. | |
Пенсионный. >тап. | после 65 лет. | Занятие новым видом деятельности. | Самовыражение в новой сфере деятельности, стабилизация уважения. | Размер пенсии, другие источники дохода, здоровье. |
Этап завершения длится от 60 до 65 лет. Работник начинает готовиться к уходу на пенсию. В этот период идут активные поиски[3]
достойной замены и обучение кандидата на освобождающуюся должность. Хотя этот период характеризуется кризисом карьеры (работник получает меньше удовлетворения от работы и испытывает состояние психологического и физиологического дискомфорта), самовыражение и уважение к себе и другим подобным из его окружения людям достигают наивысшей точки за весь период карьеры. Работник заинтересован в сохранении уровня оплаты труда, но стремится увеличить и другие источники дохода, которые бы заменили заработную плату при уходе на пенсию и были бы хорошей добавкой к пенсионному пособию.
Пенсионный этап завершает карьеру в данной организации (виде деятельности). Появляется возможность для самовыражения в других видах деятельности, которые были невозможны в период работы в организации или выступали в виде хобби (садоводство, живопись, танцы, членство в группах здоровья, работа в общественных организациях). Стабилизируется уважение к себе и другим пенсионерам. Но финансовое положение и состояние здоровья могут стать причиной постоянной заботы о других источниках дохода и о здоровье.
Основными содержательными элементами карьеры являются отбор, подготовка, расстановка, стажировка, работа в должности, дальнейшее продвижение на основе полученного образования и накопленного опыта. Карьерное продвижение большинства работников от должности к должности отражает повторяющуюся последовательность этих основных элементов, что позволяет говорить о карьерном цикле работника. Он объединяет периодически повторяющуюся последовательность этапов карьерного продвижения.