Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Процесс глобализации и культура

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К примеру, наиболее существенное культурное воздействие на Запад Азия оказала не через религиозные движения, а в форме распространения собственной культуры. Очевидно ее влияние на миллионы людей в Европе и Азии как на уровне представлений (перевоплощение, карма, мистическая связь между человеком и природой), так и на уровне поведения — медитация, йога, шиацу, тай-чи и боевые искусства, а также… Читать ещё >

Процесс глобализации и культура (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одни считают глобализацию предвестником международного гражданского общества (мондиализм), началом новой эры мира и демократии. Для других глобализация означает экономическую и политическую гегемонию Америки, в результате чего культура во всем мире станет однородной и произойдет, пользуясь словами одного французского политолога, «культурный Чернобыль». И то и другое — преувеличение. Ясно одно — экономические технологические преобразования, которые обусловила глобализация, породили серьезные социальные и политические проблемы, которые нельзя игнорировать, но и драматизировать положения не следует. На деле ведь происходит изменение самого Запада под влиянием других цивилизаций.

К примеру, наиболее существенное культурное воздействие на Запад Азия оказала не через религиозные движения, а в форме распространения собственной культуры. Очевидно ее влияние на миллионы людей в Европе и Азии как на уровне представлений (перевоплощение, карма, мистическая связь между человеком и природой), так и на уровне поведения — медитация, йога, шиацу, тай-чи и боевые искусства, а также использование альтернативной медицины китайского и индийского происхождения. Это культурное влияние неорганизованно и расплывчато, но влиятельно и устойчиво.

Картина глобализации довольно сложна, она не поддается простой оценке. Ясно только, что культурная глобализация не представляет собой ни перспективы создания единой мировой культуры, ни угрозы существующим цивилизациям. Но и недооценивать ее нельзя — глобализация ломает традиции, считавшиеся незыблемыми, меняет образ жизни, ценности. Многим людям это не нравится, а ведь их мнение также нужно учесть. Поэтому в каждой цивилизации люди должны самостоятельно отыскать среднее между глобальной однородностью и провинциальной изоляцией. Это нс несбыточно, хотя и весьма трудно.

Часто выдвигается аргумент, что распространение по всему миру поп-культуры и потребительских товаров олицетворяет триумф западной цивилизации. Внешние признаки проникновения западной культуры никак не связаны и с отношением к Западу как таковому. К примеру, молодые палестинцы могут носить джинсы, пить кока-колу, слушать рэп, а в промежутках между молитвой мастерить бомбу, чтобы взорвать американский авиалайнер. Или, наоборот, в 1970—1980 гг. американцы миллионами покупали японские автомобили и радиотехнику, но при это становились все более враждебны по отношению к японцам, которые теснили их на рынке сбыта.

Если побродить по центрам европейских или иных столиц, возникает ощущение культурного единообразия: те же рекламы доминируют в центре Берлина и Стамбула, Москвы и Мадрида, Буэнос-Айреса и Маракеш. Но это только внешнее — не ясно откуда берется страх утерять национальное своеобразие и стать похожими друг на друга? Культуры обязательно должны влиять друг на друга, без этого они вообще не мыслимы, национальная культура в чистом виде вообще не существует, она есть только в процессе общения. Национальная идентичность не уничтожается посредством культурного обмена, а, напротив, усиливается.

Тому доказательство — существование устойчивых миграционных потоков: в Париже есть алжирский квартал, в Берлине некоторые кварталы города прочно находятся в руках турок. В США год за годом поселяются сотни тысяч иностранцев, большей частью из Азии и Латинской Америки. Несмотря па то что в США английский является основным языком, в некоторых районах страны люди говорят только на испанском.

Мнение о зарождении некой универсальной цивилизации вследствие падения советского коммунизма и победе либерализма, очевидно ошибочно, поскольку возникли многочисленные формы авторитаризма, национализма, корпоративизма или рыночного коммунизма (как в Китае). Все они благополучно процветают в современном мире и поражение СССР им ничуть не мешает. Можно даже отметить, что Советский Союз проиграл в «холодной войне», но США в ней не победили. После завершения «холодной войны» Запад прекратил быть доминирующей в мире силой, его экспансия уменьшилась, видоизменилась и он сам подвергается усиливающемуся давлению со стороны исламских стран, Китая, Японии. Разумеется, нам следует помнить, что каждая цивилизация видит себя центром мира и пишет свою историю как центральный сюжет истории человечества. Но в современном мире по причине усиления взаимосвязей и взаимовлияния такие точки зрения утратили свою пригодность.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой