Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Изучение памятников бронзового века

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В 1892 г. Спицын стал членом Императорской археологической комиссии. Он занимался всеми периодами, кроме античности. Он составлял обзоры многих губерний с описанием всех известных памятников и отдельных находок, занимался их датировкой. На каждый памятник и отдельную находку он составлял карточку с подробным его описанием, датой и библиографией. Таких карточек он составил несколько десятков… Читать ещё >

Изучение памятников бронзового века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вопреки мнению отдельных западных ученых, российские исследователи считали, что на территории России имеются памятники бронзового века. На IV Археологическом съезде в Казани отдельные докладчики пытались на фактах доказать существование бронзового века в России, а мнение об их отсутствии считали ошибочным. Эту точку зрения поддерживал и А. С. Уваров, он полагал, что отрицание западными учеными бронзового века, например, в Южной России основывается исключительно незнанием фактов. Эти идеи нашли подтверждение и на V съезде в Тифлисе (1881 г.).

В последние годы жизни А. С. Уваров приступил к подготовке большой работы «Бронзовый век. Археология России», которая должна была быть продолжением его книги «Каменный век. Археология России». Завершить работу по бронзовому веку ему не удалось. Уваров выделял два перспективных района для изучения бронзового века России: Кавказ и Сибирь. Колыбелью древней металлургии бронзы России он считал Кавказ.

Сохранились черновики работы А. С. Уварова над задуманной книгой, которые дают определенное представление об его взглядах на целый ряд проблем, связанных с изучением эпохи бронзы. А. С. Уваров сожалел, что по бронзовому веку мало материала и он весьма фрагментарен по сравнению с более поздними эпохами. Уваров пытался масштабно подойти к изучению бронзового века России как важной эпохи в истории человечества. Сохранившееся начало предполагаемой книги было посвящено бронзовому периоду в истории древневосточных цивилизаций Египта и Месопотамии. Следующий раздел его книги должен быть, видимо, посвящен Европе, о чем свидетельствуют его выписки из различных европейских изданий с упоминанием находок бронзового века. Интересны его замечания о сохранении каменных орудий в эпоху бронзы, о технике бронзолитейного дела.

Во второй половине XIX — начале XX в. археологические раскопки начинают проводиться интенсивнее, в результате которых исследовались и памятники бронзового века. В это время уже достаточно много было раскопано курганов в степной части России, часть из которых относилась к бронзовому веку. Во второй половине XIX в. степные памятники бронзового века еще не дифференцировались по культурам, их относили к единой культуре скорченных и окрашенных костяков.

Большие по объему раскопки в то время проводил Д. Я. Самоквасов. По образованию он был юрист, защитил докторскую диссертацию по праву. Не оставляя юридическую науку, он 40 лет занимался археологией. Принимал участие в раскопках Помпей (1889 г.). В России им было исследовано большое количество памятников разных эпох от Польши до Кавказа, от Петербурга до Крыма, он собрал обширные коллекции. Несмотря на несовершенство раскопок, его деятельность значительно расширила базу данных российской археологии, в том числе и по бронзовому веку. Были раскопаны согни древних погребений, обследовано большое количество поселений, среди которых были и памятники бронзового века.

Большое значение для изучения памятников бронзового века Кавказа имела подготовка V Археологического съезда в Тифлисе (1881 г.). Его проведению предшествовали раскопки в разных местах Кавказа. Особенно следует отметить раскопки могильников кобаиской культуры. Кобаиский могильник был открыт еще в 1869 году. Раскопки, проведенные В. Б. Ангановичем этого могильника дали уникальный материал: бронзовые топоры, пояса, фибулы, браслеты. Материалы свидетельствовали о связи населения с высокоразвитыми культурами Передней Азии (сейчас кобанская культура датируется XI—IV вв. до н. э. и относится к времени поздней бронзы и раннего железного века). Материалы Кобанского могильника были опубликованы на западе Рудольфом Вирховым, 1883 г., немецким антропологом, археологом и иностранным член-корреспондентом Петербургской АН.

Изучение памятников бронзового века.

Александр Андреевич СПИЦЫН Большая роль в развитии российской археологии принадлежит А. А. Спицыну. В свое время он сурово осудил А. С. Уварова за непрофессиональные раскопки владимиро-суздальских курганов. Хотя некоторые современные исследователи считают, что это осуждение было несправедливым. А. А. Спицын много времени отдавал тому, чтобы исправить то, что другие по неопытности или слабости методики раскопок испортили. Спицын не занимался обобщениями, не разрабатывал новых теорий и гипотез, полагая, что для этого еще не наступило время. К времени начала его деятельности (80-е гг. XIX в.) накопилась огромная масса археологического материала, но он был в ряде случаев слабо документирован. Спицын занялся его упорядочением, свою задачу он видел в следующем: 1) первичное описание памятников, 2) систематизация памятников, 3) хронологическое определение, 4) их издание.

В 1892 г. Спицын стал членом Императорской археологической комиссии. Он занимался всеми периодами, кроме античности. Он составлял обзоры многих губерний с описанием всех известных памятников и отдельных находок, занимался их датировкой. На каждый памятник и отдельную находку он составлял карточку с подробным его описанием, датой и библиографией. Таких карточек он составил несколько десятков тысяч, их стали называть «спицынскими». Он считал, что эти карточки должны стать основой для общей археологической карты России. Его по праву можно считать основоположником картографического метода в российской археологии. Среди его карточек достаточно много было относящихся к бронзовому веку на территории России, что свидетельствовало о длительном существовании этой эпохи. Большое количество памятников этой эпохи сосредотачивалось на юге России, представленных степными курганами.

Благодаря картографированию памятников А. А. Спицын определял их территориальную специфику, различия в материальной культуре. Много внимания он уделял классификации археологических памятников. Он проделал большую работу по упорядочиванию материалов по эпохе бронзы. Его статья «Курганы с окрашенными костяками» (1899) посвящена классификации курганных материалов бронзового века Южной России, выделению нескольких их территориальных групп.

А. А. Спицын регулярно проводил археологические раскопки в разных районах Восточной Европы: в Волго-Вятском крае, Нижнем Поволжье, на Дону, в Приднепровье. Кроме множества небольших публикаций отдельных памятников, в трудах Русского Археологического общества, «Известиях Археологической комиссии», он публикует и более обширные обзоры по отдельным регионам России: «Курганы с окрашенными костяками» (1899), «Медный век Верхнего Поволжья» (1903), «Новые сведения о медном веке в Средней и Северной России» (1905), публикует уникальные памятники (Галечский и Сосновомазинский клады).

А.А. Спицын в то время пользовался термином «медный век», полагая, что большинство металлических изделий в ту эпоху было изготовлено из меди. Он считал, что эпоха раннего металла была длительной, поэтому предложил разделить ее на три периода: старший, средний и младший [Бочкарев, 2010. С. 23]. Эта была первая попытка создания периодизации бронзового века.

Изучение памятников бронзового века.

Василий Алексеевич ГОРОДЦОВ Систематические раскопки курганов были начаты и В. А. Городцовым. Бывший кадровый офицер, археологсамоучка, он стал одним из выдающихся ученых. Список его трудов к концу жизни насчитывал около 200 названий. До него в погоиеза эффектными находками раскапывали преимущественно большие курганы. Городцов стал исследовать могильники, состоящие из небольших курганов. В большинстве из них находились погребения со скорченными и окрашенными костяками. Было ясно, что эти погребения древнее скифских, но каким народам они принадлежали, оставалось загадкой.

В 1901 г. по поручению Московского Археологического общества он приступил к исследованиям в Изюмском уезде Харьковской губернии. Общество поставило перед ним задачу выяснить связь каменных баб с курганами. В. А. Городцов произвел раскопки, памятников разных эпох. За четыре месяца ему удалось открыть более двухсот погребений, исследовать несколько поселений и стоянок, провести разведки в бассейне Северского Донца. Итоги своих исследований он опубликовал в Трудах XII Археологического Съезда. Результаты намного превосходили поставленную Обществом перед ним задачу. В процессе раскопок курганов В. А. Городцов использовал строго продуманную методику, по которой осуществлялись: тщательное описание, чертежная фиксация, стратиграфические наблюдения, описывались форма могильных ям, положение и ориентировка погребенных. Многое из методики раскопок В. А. Городцова затем вошло в инструкции и руководства по проведению раскопок археологических памятников. В 1914 г. по поручению XIV Археологического Съезда одна из таких инструкций была написана самим Городцовым.

В результате корреляции форм могильных ям, керамики, других предметов ему удалось выделить четыре группы погребений: в ямах, катакомбах, срубах, на горизонте и в насыпи. Наблюдения за стратиграфией позволили В. А. Городцову определить их относительную хронологию. В последующей своей работе «Культуры бронзовой эпохи в Средней России» (1915) он окончательно пришел к выводу о принадлежности грех из четырех групп к самостоятельным археологическим культурам: ямной, катакомбной и срубной [Бочкарев, 2001. С. 8−10].

В.А. Городцов обосновал существования медно-бронзового века в России в книге «Бытовая археология». Интересно, что структурно она напоминает черновые записки книги А. С. Уварова. В ней также дано описание развития бронзового периода в Египте и Месопотамии, дается технология изготовления бронзы. Известно, что В. А. Городцов пользовался покровительством вдовы Уварова Прасковьи Сергеевны и, видимо, был знаком с рукописями А. С. Уварова.

Надо отметить, что примерно в то же время (1899 г.) украинский археолог В. В. Хвойко у с. Триполье под Киевом открыл необыкновенные памятники: глинобитные площадки со следами кострищ и необычной глиняной посудой. Посуда отличавшаяся превосходным качеством, была раскрашена затейливыми узорами белой, черной и красной красками, поскольку на площадках были найдены обожженные костяки, В. В Хвойко считал их коллективными погребениями. Впоследствии было установлено, что площадки — это остатки жилых домов. Культуру, оставившую эти памятники, по первоначальной находке назвали трипольской. В настоящее время эту культуру относят к энеолиту.

Следует отметить, что значительно раньше, во второй половине XIX в. (1873 г.), была открыта уже упоминавшаяся фатьяновская культура, представленная преимущественно погребениями с круглодопной посудой, каменными ладьевидными топорами, в богатых могилах встречались медные топоры.

В 1897 г. Н. И. Веселовский около Майкопа раскопал большой курган (11 м высотой), в котором находилось богатое погребение, с вещами из золота и серебра (золотые фигурки быка, серебряный сосуд, как полагают, со схематическим изображением Кавказского хребта), этот курган и погребение в нем явно относилось к доскифскому периоду. По месту расположения кургана была впоследствии названа и археологическая культура Северного Кавказа «майкопская», которую в настоящее время относят к раннему бронзовому веку.

Таким образом, в рассматриваемый период не только было доказано существование на территории России бронзового века, но для некоторых районов предложена его периодизация, открыты уникальные памятники этой эпохи.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой