Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социальные ситуации, благоприятствующие возникновению и развитию социальных движений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Культурные течения. Во всех современных цивилизованных обществах постоянно происходят изменения в ценностях и нормах поведения людей. Такие изменения называются культурными течениями. Участвуя в культурных течениях, большинство людей развивают новые идеи о том, какое общество их больше всего устраивает и как оно должно относиться к своим членам. Можно также привести в качестве примера культурных… Читать ещё >

Социальные ситуации, благоприятствующие возникновению и развитию социальных движений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социальные движения не возникают сразу и вдруг. Они появляются и развиваются при определенных социальных условиях, и эти условия создаются в ходе деятельности многих людей, разделяющих основные цели движения. Каковы же основные условия, благоприятные для появления и развития социальных движений?

Культурные течения. Во всех современных цивилизованных обществах постоянно происходят изменения в ценностях и нормах поведения людей. Такие изменения называются культурными течениями. Участвуя в культурных течениях, большинство людей развивают новые идеи о том, какое общество их больше всего устраивает и как оно должно относиться к своим членам. Можно также привести в качестве примера культурных течений постепенную эмансипацию женщин, тяготение людей к материализму или, наоборот, отход от материализма к духовной жизни и религии, наблюдающийся у некоторых категорий молодых людей.

Каждое культурное течение появляется и развивается под воздействием многих факторов и может породить социальное движение. И наоборот, каждое социальное движение может способствовать возникновению культурных течений. Таким образом, культурные течения обеспечивают благоприятные условия для социальных движений, ускоряют их развитие. В прошлом веке культурные течения в основном развивались в направлении достижения равных прав для мужчин и женщин. Социальные движения, совпадавшие по своему направлению с культурными течениями, были весьма успешными, в то время как движения сопротивления, не совпадавшие с культурными течениями, терпели неудачу.

Социальная дезорганизация. Любое изменяющееся общество всегда в той или иной степени подвержено дезорганизации. Однако общества различаются по скорости происходящих в них изменений и по степени дезорганизующего воздействия этих изменений на культуру. Традиции же изменяющегося общества не имеют устоявшихся форм и потому не могут формировать устойчивое и управляемое поведение его членов. В дезорганизованном обществе индивиды тяготеют к потере культурной основы и устойчивых норм. Р. Мертон дал членам таких обществ следующие основные социально-психологические характеристики: 1) чувство того, что те, кто управляет государством, равнодушны к чувствам и стремлениям его рядовых членов; 2) чувство того, что рядовой член общества не может достичь основных своих целей в обществе, которое видится как непредсказуемое и беспорядочное;

  • 3) общее ощущение тщетности и бесполезности приложения усилий;
  • 4) убеждение в том, что невозможно рассчитывать на какую-либо социальную и психологическую поддержку со стороны институтов данного общества. По мнению Мертона, комплекс чувств и мотивов такого рода можно рассматривать как разновидность аномии[1].

Другой концепцией деформированной интеграции человека в дезорганизованное общество является теория отчуждения[2]. Понятие «отчуждение» включает такие компоненты, как беспомощность, отсутствие нормативных ориентиров, социальная изоляция. Это означает практически полное эмоциональное отделение индивида от общества.

Отчуждение становится широко распространенным явлением в дезорганизованном обществе. Его симптомы: неуверенность, социальный страх, беспокойство и высокая внушаемость. Ранее действующие правила и нормы не считаются больше полезными и надежными, а прежние цели кажутся недостижимыми. В то же время другие правила отсутствуют, а новые цели представляются недостойными для затрачиваемых усилий. Такая неопределенность в обстановке, разобщенность служат идеальной средой для зарождения и развития социальных движений. Неопределенность норм и целей чаще вызывают социальные движения, чем бедность и нищета. Люди могут быть эмоционально устойчивы и уверены в будущем, несмотря на то что они занимают низший уровень в иерархии общества, материально не обеспечены, но только при условии, что система их ценностей определяет эти лишения как необходимость и как нормальные условия существования.

Коррупция, социальное неравенство и социальная несправедливость далеко не всегда приводят к нестабильности и возникновению движений протеста. Многие социальные системы оставались стабильными в течение веков, несмотря на изматывающую народ бедность, безудержную коррупцию и высокую степень эксплуатации. Такой социальный порядок мог вполне благополучно существовать до тех пор, пока члены общества достигали целей, которые они ставили перед собой.

Человек настолько податлив и внушаем, что почти в каждой социальной системе находит хорошее для себя, если эта система внутренне устойчива и если человек успешно социализирован для жизни в ней.

Таким образом, традиционные общества чаще всего являются наиболее стабильными до тех пор, пока в них не происходят изменения. Но как только нормы и ценности начинают подвергаться сомнению, происходит резкое обесценивание стремлений людей. Такую ситуацию некоторые ученые называют «революцией растущих ожиданий». Из истории известно, например, что революции совершались не в тех странах, где люди бедствовали, а там, где условия их жизни улучшались. Все дело в том, что параллельно с улучшением условий жизни значительно расширялись желания и потребности людей. Восстания и революции наиболее вероятны тогда, когда прерываются периоды улучшения условий жизни и возникает разрыв между увеличением потребностей и падением возможностей для их реализации.

Социальная неудовлетворенность. Социальная неудовлетворенность — это общее недовольство людей условиями жизни и системой социальных отношений в данном обществе. Существуют три основных компонента, из которых состоит социальная неудовлетворенность: относительная неудовлетворенность, ощущение несправедливости и статусная неопределенность. Проведенные во многих странах исследования социальных движений показывают, что при наличии этих компонентов человек испытывает внутреннюю готовность присоединиться к социальным движениям.

  • [1] См.: Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социология преступности. М., 1966.
  • [2] Отчуждение — процесс превращения деятельности и ее результатов в силу, господствующую над людьми, подавляющую и разрушающую их социально-биологическуюи нравственно-психическую целостность.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой