Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Подчинение меньшинства большинству – социальное влияние в обществе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особенности влияния большинства на меньшинство в обществе определяются своеобразием проявления социальной перцепции масс в отличие от восприятия людей в малой группе. Первая из них связана с возможностью или невозможностью держать в поле зрения всех участников процесса. Если в малой группе распределение мнений людей можно оценить непосредственно, в поле восприятия индивида одновременно попадают… Читать ещё >

Подчинение меньшинства большинству – социальное влияние в обществе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В зарубежной бихевиористской науке, объектом изучения которой является массовидное поведение людей, механизм влияния большинства получил название эффекта «оркестрового вагона» .

Анализируя результаты президентской кампании в США в 1940 г., американский исследователь П. Лазарсфельд обнаружил перераспределение предпочтений избирателей в пользу лидера президентской гонки, которое и назвал эффектом «оркестрового вагона» (bandwagoneffect -аналогия с вагончиком с циркачами и музыкантами, который идет впереди праздничной процессии, увлекая за собой новых участников шествия).

В этом контексте под эффектом «оркестрового вагона» в настоящее время понимают такую форму влияния, при которой информация о мнении большинства, широко распространенная в обществе, заставляет некоторых людей изменять свое мнение в соответствии с доминирующей точкой зрения.

При этом обычно выделяют три возможные причины присоединения к большинству. Во-первых, каждому человеку хочется быть вместе с победителем и приобщиться к его успеху. Самоидентификация с победившей стороной способствует повышению самооценки людей, позволяет ощутить собственную успешность и превосходство над представителями проигравшей стороны.

Во-вторых, альтернативная мотивация связана с рациональными выгодами. Если предположить, что избиратель стремится потратить свой голос наиболее эффективно, то он должен отдавать его за наиболее сильного кандидата из списка «приемлемых». В противном случае, голос пропадет в виду очевидного проигрыша более слабого кандидата либо партия, за которую избиратель отдал свой голос, может не пройти в парламент из-за установленного барьера популярности. Таким образом, избиратель голосует в соответствии с прогнозируемыми им результатами выборов.

Наконец, в-третьих, еще одним мотивом является страх изоляции. Несмотря на то, что в странах с развитой демократией голосование на выборах является тайным, это не позволяет избирателям избежать обмена мнениями по поводу политических предпочтений. Во время этого обмена избиратели понимают, какие мнения в целом приветствуются, а какие осуждаются обществом. Согласно мнению немецкого социолога Э. Ноэль-Ноймана, люди адаптируются к воспринимаемому ими мнению большинства, стремясь избежать незримого давления со стороны ближайшего окружения, разделяющего противоположные взгляды. При этом изменяется не только внешнее поведение, но и внутренние установки личности, — иначе было бы сложно объяснить влияние большинства на результаты тайного голосования.

Особенности влияния большинства на меньшинство в обществе определяются своеобразием проявления социальной перцепции масс в отличие от восприятия людей в малой группе. Первая из них связана с возможностью или невозможностью держать в поле зрения всех участников процесса. Если в малой группе распределение мнений людей можно оценить непосредственно, в поле восприятия индивида одновременно попадают все ее члены, и определить, сколько из них «за» или «против» по тому или иному вопросу, не составляет труда, то в массовидных общностях оценка распределения мнений людей формируется как результат последовательного «суммирования» индивидом наблюдений за поведением ее отдельных представителей или групп, так как все они не попадают в поле восприятия одновременно.

Вторая особенность состоит в непосредственности или опосредованности восприятия человека человеком. В малой группе чаще имеет место ситуация взаимодействия «лицом к лицу». В условиях массовидного поведения взаимодействие часто носит опосредованный характер: источником представлений о поведении большинства являются не только сами люди, но и прямая или косвенная информация об их мнениях и специфике поведения.

Итоговая значимость тех или иных источников представлений о мнении и поведении большинства по-разному оценивается различными исследователями. Например, единственным источником, принимаемым во внимание специалистами, работающими в области политической психологии, являются результаты опросов общественного мнения, публикуемые в средствах массовой информации. И, наоборот, немецкий социолог Э. Ноэль-Нойман, считает, что основным источником информации, по которому можно судить о мнении и поведении большинства в обществе, являются поведение людей и его результаты. «Совершенно очевидно, что речь идет об открытом для всех поведении, на основании которого мы обычно делаем выводы о силе или слабости группировок…» (Ноэль-Нойман Э., 1996).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой