Содержание функции организации и реализация ее в дошкольном образовательном учреждении
По мнению И. А. Селиверстовой, организация работы дошкольной образовательной организации — это деятельность субъекта управления, направленная на обеспечение функционирования дошкольной образовательной организации и достижение оптимальных результатов в ее работе. Она включает определение оптимальной структуры управления детским садом, построение образовательного процесса на основе специализации… Читать ещё >
Содержание функции организации и реализация ее в дошкольном образовательном учреждении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие «организация» является одним из важнейших в управлении и имеет несколько значений.
«Организация» трактуется как процесс, направленный на объединение, упорядочивание, налаживание, устройство какой-либо деятельности. В данном случае организация выступает как функция управления. Так, П. И. Третьяков[1] определяет функцию организации как деятельность субъекта (объекта) управления по формированию и регулированию определенной структуры организационных взаимодействий посредством совокупности способов, средств, взаимодействий, необходимых для эффективного достижения целей.
А. Е. Каито к специфическим принципам организационной деятельности относит[2]:
- — принципы сочетания централизации и децентрализации;
- — оптимальное соотношение единоначалия и коллегиальности;
- — четкое разделение управленческих функций;
- — оптимальное сочетание прав, обязанностей, ответственности каждого работника.
Организацию также можно рассматривать как объединение людей, занимающее определенное место в обществе с целью достижения организационных целей. В этом смысле организация выступает как социальный институт с определенным социальным статусом. Так дошкольное образовательное учреждение в соответствии с современным законодательством рассматривается как дошкольная образовательная организация. Такая модель представлена ниже[3] (рис. 8.1).
Исследование данного понятия, т. е. теории организации, стало проводиться на систематической основе в период 1890—1940 гг., наряду с углублением разработок по научному управлению. В центре внимания этих исследований — вся организация, а не просто работа, производимая отдельными звеньями или членами организации. Именно тогда были сформулированы принципы организации, критерии формирования организационных структур, созданы системы подразделений, определения управляемости и делегирования прав и ответственности[4]. Таким образом, мы можем сказать, что теория организации зародилась, ориентировочно, в 1900 г., выделившись из научного управления.
В дальнейшем теория организации получала свое развитие через появление и оформление новых теорий и концепций, которые связаны со школами менеджмента. Так, согласно одному из разработчиков теории менеджмента, II. Друкеру, организационная деятельность — это процесс, посредством которого руководитель устраняет неразбериху, конфликты между людьми и создает внутриорганизационную среду, пригодную для осуществления совместной деятельности[5]. Такая деятельность на любом иерархическом уровне циклична и состоит их шести этапов: анализа деятельности, целеполагания, прогнозирования, планирования, исполнения, контроля и оценки, регулирования и коррекции.
Значительную роль в этом играет личностно-ориентированный подход. По убеждению П. И. Третьякова[6], личностно-ориентированный подход в управлении имеет особую роль, так как в общественной и производственной деятельности человека сказываются присущие ему понятия.
Рис. 8.1. Модель дошкольного учреждения как организационной системы (А. Н. Троян) своего функционального и гражданского долга, мера убежденности в целесообразности своего труда. Формирующиеся при этом организационные отношения имеют свою специфику. Их можно определить как связи между людьми, устанавливаемые в процессе распределения и закрепления за ними функций их совместной деятельности, которые существуют объективно и отражают процессы разделения и кооперации труда. При этом теоретическое обоснование и обобщение практического опыта распределения функциональных обязанностей между руководителями дошкольной образовательной организации и педагогическим коллективом (в том числе и функция организации) позволяет повысить эффективность образовательного процесса и организации работы дошкольной образовательной организации в целом[7]
По мнению И. А. Селиверстовой, организация работы дошкольной образовательной организации — это деятельность субъекта управления, направленная на обеспечение функционирования дошкольной образовательной организации и достижение оптимальных результатов в ее работе. Она включает определение оптимальной структуры управления детским садом, построение образовательного процесса на основе специализации и кооперации подразделений, обеспечение работы дошкольной образовательной организации соответствующими ресурсами (кадрами, финансами, материально-технической базой и др.). Основываясь на этом, модель И. А. Селиверстовой позволяет выделить четыре компонента[8]:
- • организационные условия дошкольной образовательной организации;
- • организационная структура;
- • механизм организации;
- • педагогический коллектив (рис. 8.2).
Организационные условия дошкольной образовательной организации предполагают создание нормативно-правовых, кадровых, материально-технических и других условий, необходимых для функционирования и развития дошкольной организации, обеспечения качественной работы всех субъектов образовательного процесса, для создания рациональной структуры организационных отношений, реализации механизма организации.
Организационная структура в дошкольной организации является одновременно и целью, и результатом организационной деятельности. Организационная структура, как система связей между субъектами деятельности, предполагает взаимодействие, согласованность всех звеньев управляющей и управляемой подсистем, в достижении результата деятельности.
Механизм организации должен характеризоваться полнотой реализации принципов и этапов организационной деятельности, действенностью управленческих решений, организационных методов и средств, а также управленческой компетентностью руководителя. При реализации механизма организации, с одной стороны, создается определенная организационная.
Рис. 8.2. Модель функции организации в управлении дошкольным образовательным учреждением:
-? — связь развития; —-…*? — связь преобразования структура и оказывается влияние на уровень развития педагогического коллектива, с другой — уже существующая структура и отдельные характеристики коллектива (например, ответственность, сплоченность и др.) оказывают влияние на качественные характеристики процесса осуществления организационной деятельности.
Обобщая итоги процесса становления данного понятия, С. А. Езопова дает следующую характеристику его как современного термина. Организация — процесс, направленный на упорядочивание деятельности учреждения, создание его структуры, распределение обязанностей между его членами с целью реализации намеченных планов и достижения желаемых результатов.
Давая данное определение, С. А. Езопова называет задачи функции организации[9]:
- — создание организационной структуры, отражающей рациональное распределение труда, определение организационных элементов (подразделений) и связей между ними;
- — определение функциональных полномочий членов организации, их прав и обязанностей;
- — обеспечение деятельности учреждения посредством реализации организационных механизмов — регламентирования, нормирования, инструктирования и делегирования.
При этом важно заметить, что функция организации очень тесно связана с другими функциями управленческого блока. Она предполагает не только особую ориентацию руководителя дошкольной образовательной организации, но и новый подход к информационному обеспечению, педагогическому анализу, планированию, организации, контролю и регулированию всей деятельности.
Обновление управления на практике предполагает[10]:
- — интенсивную психологизацию процесса управления, создание атмосферы уважения, доверия и успеха для каждого члена педагогического коллектива, добивающегося определенных результатов;
- — формирование системы менеджмента, позволяющего перейти от вертикальной командно-административной системы управления к горизонтальной системе профессионального сотрудничества;
- — обеспечение возможности развития каждой личности, совмещения мотивационной ориентации руководителя и педагогов, создающих условия для развивающейся дошкольной организации.
Благодаря этому теория организации и менеджмента способны обогащать друг друга и обеспечивать оптимальность, вариативность, открытость и эффективность управления дошкольной образовательной организацией.
- [1] Третьяков П. И., Белая К. 10. Дошкольное образовательное учреждение: управлениепо результатам. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТЦ Сфера, 2007.
- [2] Капто А. Е. Организация внутришкольного управления. М.: Знание, 1991.
- [3] ТроянА. Н. Управление дошкольным образованием: учеб, пособие. М.: ТЦ Сфера, 2005.
- [4] Белая К. 10. От сентября до сентября: календарный план работы руководителя и воспитателя детского сада. М.: Школьная Пресса, 2007.
- [5] Друкер П. Эффективное управление. М., 2009.
- [6] J Третьяков П. И., Белая К. 10. Дошкольное образовательное учреждение: управлениепо результатам. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТЦ Сфера, 2007.
- [7] Троян А. Н. Управление дошкольным образованием: учеб, пособие. М.: ТЦ Сфера, 2005. С. 125.
- [8] Селиверстова И. А. Содержание и пути совершенствования организации как функцииуправления дошкольным образовательным учреждением: автореф. дис. … канд. пед. наук. Магнитогорск, 1999.
- [9] Езопова С. А. Менеджмент в образовании: учеб, пособие. М.: Академия, 2003. С. 145.
- [10] URL: http://goo.gl/KGTT4q