Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Детский церебральный паралич как смешанный вариант дизонтогенеза

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основании анализа вышеуказанных источников В. В. Лебединский отнес детский церебральный паралич к дефицитарному варианту дизонтогенеза, при этом речевые нарушения у этих детей трактовались как речедвигательные, а нарушения зрения, как обусловленные поражения мышц — глазодвигателей. Эта точка зрения прочно утвердилась в специальной и детской клинической психологии и повторена многими авторами… Читать ещё >

Детский церебральный паралич как смешанный вариант дизонтогенеза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

За последнее десятилетие научные представления об особенностях развития детей с церебральным параличом расширились и уточнились.

Выявление и накопление новых фактов связано с тем, что дошкольное и школьное образование стали получать дети с тяжелыми проявлениями заболеваний, которые до середины 1990;х гг. считались необучаемыми.

В научных исследованиях 1960−1990;х гг. широко представлено изучение познавательных, речевых, личностных особенностей детей и подростков с легкими проявлениями заболевания (Е. Ф. Архипова, Э. С. Калижнюк, И. И. Панченко, М. В. Ипполитова, Е. М. Мастюкова и др.). Именно эти дети составили основной контингент специальных детских садов для детей с церебральным параличом и специальных школ для учащихся с последствиями полиомиелита и детского церебрального паралича (специальные школы VI вида для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата).

На основании анализа вышеуказанных источников В. В. Лебединский отнес детский церебральный паралич к дефицитарному варианту дизонтогенеза, при этом речевые нарушения у этих детей трактовались как речедвигательные, а нарушения зрения, как обусловленные поражения мышц — глазодвигателей. Эта точка зрения прочно утвердилась в специальной и детской клинической психологии и повторена многими авторами. Результаты научных исследований последнего десятилетия заставляют по-новому взглянуть на эту проблему.

В России уже более 10 лет функционируют школы для детей с тяжелыми двигательными нарушениями, дошкольники с тяжелыми проявлениями заболевания посещают группы кратковременного пребывания в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида, лекотеки, реабилитационные центры. Анализ контингента этих учреждений (в эксперименте участвовало более 2000 детей и подростков в возрасте от 5 до 16 лет) показывает, что состав воспитанников существенно отличается от описанного ранее. Из литературы (К. А. Семенова, Э. С. Калижнюк, Е. М. Мастюкова и др.) известно, что основной контингент дошкольных и школьных образовательных учреждений, куда принимаются дети с легкой и средней степенью тяжести заболевания, составляют больные дети со спастической диплигией (60−65%).

Анализ клинических диагнозов учащихся школы-интерната для детей с тяжелыми двигательными нарушениями показывает, что по неврологической симптоматике состав данной школы-интерната существенно отличается от контингента традиционного образовательного учреждения для детей с двигательными нарушениями.

По данным исследований видно, что у 80,7% диагноз детский церебральный паралич был поставлен до одного года, что свидетельствует о тяжести клинической симптоматики уже на ранних этапах развития.

Критериями отнесения к тяжелой степени проявления заболевания является отсутствие самостоятельной ходьбы, самообслуживания, тяжелое поражение рук, затрудняющее манипулятивную деятельность. Такие дети составляют более половины учащихся школы-интерната для тяжелых детей.

Критерием отнесения к группе со средней степенью поражения является передвижение с помощью ортопедических приспособлений. Они не могут самостоятельно передвигаться по городу, ездить на общественном транспорте. Навыки самообслуживания у них развиты не полностью. Такие дети составляют значительную часть контингента образовательного учреждения для детей с тяжелыми нарушениями.

Помимо тяжелых двигательных нарушений большинство детей имеют сопутствующие заболевания: соматические, вегетососудистые дистонии, эписиндром, неврозы.

Почти все учащиеся имеют речевые нарушения в виде дизартрии различной этиологии и степени выраженности. При этом у всех детей ограничен словарь, не сформирован грамматический строй речи, фонематический слух, произношение, темп, ритм и просодика речи. Выявлены множественные и достаточно тяжелые недостатки речевого развития, связанные, в основном, с нарушениями мышечного тонуса в артикуляционной аппаратуре.

У детей отмечаются нарушения речедвигательного анализатора, которые выражаются в нарушении мышечного тонуса лицевой мускулатуры, губ, языка, саливации, трудностями навыков жевания и глотания.

Патология зрения, слуха приводит к нарушению координированной цельности различных анализаторных сил. В работах многих авторов показано, что существует зависимость между тяжестью двигательного поражения и нарушениями пространственного восприятия и конструктивного праксиса. Особенно показательна эта зависимость при нарушении схемы тела, ориентации в пространстве и нарушении конструктивного праксиса.

Результаты изучения детей с тяжелыми двигательными нарушениями вследствие детского церебрального паралича, представленные в работах А. А. Гусейновой, В. И. Николаенко и др. показывают, что особенности развития детей данной группы следует отнести к смешанному варианту дизонтогенеза, при котором сочетаются симптомы дефицитарного развития с симптомами недоразвития или задержанного развития. Более 70% больных с тяжелыми проявлениями детского церебрального паралича могут рассматриваться как дети со сложными (комплексными) нарушениями развития, при которых сочетаются два и более первичных нарушения. Наиболее часто встречаются сочетания двигательных нарушений с органической задержкой психического развития (до 50%) в дошкольном возрасте или с умственной отсталостью разной степени тяжести (около 25%). Гиперкиническая форма детского церебрального паралича часто совмещается с нарушением слуха. Разные нарушения зрения в сочетании с двигательными нарушениями представлены также достаточно часто. К сожалению, программы, учебный план, технологии коррекционно-развивающей работы для детей с сочетанием двигательных и сенсорных нарушений разработаны недостаточно. Эти дети часто оказываются вне образовательного пространства, хотя, как показывает опыт, их обучение может быть успешным при наличии необходимых образовательных условий. Гораздо меньше мы знаем об особенностях и возможностях детей с церебральным параличом, которых можно отнести к группе детей с множественными дефектами: у них двигательные и сенсорные нарушения сочетаются с умственной отсталостью.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой