Методы опроса в качественных исследованиях
![Реферат: Методы опроса в качественных исследованиях](https://gugn.ru/work/6575059/cover.png)
Нальных причин поведения потребителей, восприятия отдельных объектов. Качественные методы опроса незаменимы в поисковых исследованиях для предварительного изучения сути проблемы, генерирования рабочей гипотезы; полезны они и в описательных исследованиях для пояснения результатов количественного опроса. Например, качественные методы активно используются при оценке рекламных обращений, изучении… Читать ещё >
Методы опроса в качественных исследованиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Методы опроса в качественных исследованиях (часто называемые качественными методами опроса) предполагают сбор информации по специальной слабоструктурированной методике. Методы ориентированы на выявление качественных характеристик изучаемого объекта; результаты не имеют статистического распределения, а представлены в виде мнений, суждений, оценок. Фактически качественные исследования позволяют ответить на вопросы «как именно» и «почему», причем пояснения даются не в виде причинно-следственных связей, как в каузальных исследованиях, а на уровне описания отдельных примеров, выявления частных случаев, поэтому методы опроса в качественных исследованиях имеют характеристики, свойственные категории в целом.
Чтобы сопоставить мнения специалистов о качественных методах опроса, рассмотрим их представления о сущности и классификации этих методов (табл. 14.1).
Таблица 14.1
Представления о сущности качественных методов опроса
Автор | Н. II. Голубков. | Н. К. Малхотра. | Д. Аакер, В. Кумар, Дж. Дэй. | Г. А. Черчиль, Д. Якобуччи. | А. Дейан. |
Общая характеристика методов. | Осуществляются в нестандартпзированной форме. | Неструктурированные методы с очевидными или замаскирован иыми целями. | Менее струкСлабострукМетоды свотурированные турированные бодного исслеи более интен методы дования сивные, чем количественные опросы. | ||
Цели исследования. | Описательные, поисковые. | Поисковые. | Поисковые, описательные. | Поисковые. | Поисковые. |
Место, которое отводится методам. | Предназначены Предназначедля генерированы для пониния идей или мания сути объяснения проблемы,. | Предназначены для более глубокого понимания по; | Предназначены для объяс нения поведения потреби; | Предназначены для понимания причин поведения. |
Окончание табл. 14.1
Автор | Е. 11. Голубков. | Н. К. Малхотра. | Д. Аакер, В. Кумар, Дж. Дэй. | Г. А. Черчиль, Д. Якобуччи. | А. Деман. |
данных количественных опросов. | ПОДГОТОВКИ количественного исследования или объяснения его результатов. | ведения потребителей и поиска новых идей. | телей, поиска новых идей, подготовки количественного исследования. | ||
Предмет исследования. | Запросы, восприятие, мотивы, эмоциональные и поведенческие реакции на определенные стимулы. | Мотивы и побуждения. | Чувства, мыс ли, намерения, прошлые поступки. | Поведение и мнения потребителей. | Мотивы, сдерживающие факторы, отношения, процесс покупки и отказа от покупки, все, чте становится причиной того или иного поведения людей. |
Характер получаемых данных. | Первичная информация, выводы носят качественный характер | Первичная информация, которая не может быть распространена на всю совокупность. | Полные и глубокие по содержанию первичные данные качественного характера. | Первичные неструктурированные данные, нс подлежащие экстраполяции на всю совокупность. | Первичные данные качественного характера. |
Структура. | Фокус-группа, глубинное интервью, анализ протоколов, проекционные методы. | Фокус-группа, глубинное интервью, проекционные методы. | Фокус-группа, глубинное интервью, проекционные методы. | Фокус-группа глубинное интервью, проекционные методы. | Глубинное и полуструктурированное интервью, групповые опросы, проекционные и ассоциативные тесты, анализ протоколов. |
Табл. 14.1 содержит близкие по сути оценки рассматриваемой группы методов, их области применения, предмета рассмотрения и характера получаемых данных. Некоторые расхождения просматриваются при выделении классификационных групп, однако для более детального рассмотрения каждого из названных методов необходимо внести уточнения.
Суммируя данные разных источников [1, 26, 29, 58, 121], можно дать общую характеристику качественных методов опроса. Область их использования — выявление и описание глубинных мотивов, рациональных и иррацио-
нальных причин поведения потребителей, восприятия отдельных объектов. Качественные методы опроса незаменимы в поисковых исследованиях для предварительного изучения сути проблемы, генерирования рабочей гипотезы; полезны они и в описательных исследованиях для пояснения результатов количественного опроса. Например, качественные методы активно используются при оценке рекламных обращений, изучении имиджа торговых марок, разработке и тестировании новых модификаций товара. Качественные исследования позволяют получить информацию о стилях жизни и других особенностях поведения людей, что применимо в целях структуризации объектов при сегментировании потребителей. Представление о возможных вариантах предмета исследования качественных методов опроса можно получить из табл. 14.2.
Таблица 14.2
Предмет исследования качественных методов опроса
Предмет исследования. | Детализация изучаемых характеристик. | Цель исследования. |
Характеристики субъектов рынка (потребителей или организаций). | Свойства изучаемого объекта, позволяющие отнести его к определенному типу и характерные для совокупности объектов в целом, связь между отличительными чертами Описание характеристик объекта, возможный диапазон их значений Ценности, убеждения, отношения, иерархия ценностей, наиболее яркие взаимосвязи между ценностями и отличительными чертами объекта. | Сегментирование рынка Составление профиля сегмента Выявление факторов, влияющих на свойства объекта. |
Поведение, процессы выбора, покупки, потребления и ликвидации товара. | Типы поведения, их описание, контекст Последовательность действий в рамках определенного типа поведения Круг участвующих в процессе Мотивы определенных действий Факторы, определяющие последовательность действий, способствующие или препятствующие определенному типу поведения. | Определение рациональных и иррациональных причин поведения Выявление моделей поведения при выборе и покупке товара, типов его потребления и ликвидации Установление факторов, способствующих желаемому поведению. |
Потребности. | Структура потребностей субъекта Факторы, определяющие приоритетность удовлетворения потребности Какие варианты удовлетворения потребности субъект считает приемлемыми, наилучшими, предел удовлетворенности Факторы, определяющие уровень удовлетворенности. | Что предложить для удовлетворения потребности (поиск новых идей). |
Качественные методы опроса имеют и ряд ограничений. Наибольшая проблема кроется в анализе и интерпретации собранной информации: результаты беседы с разными респондентами сложно сравнивать, а количество опрашиваемых лиц не всегда удовлетворяет требованию репрезентативности. Субъективный характер получаемой информации, субъективность толкования ставят под сомнение надежность и обоснованность полученных результатов. Для выполнения исследования требуются высококвалифицированные специалисты, но и для них индивидуальная работа с каждым респондентом слишком трудоемка.
Надежность информации обеспечивается за счет [70, с. 29):
- • сопоставления высказываний с реальными фактами;
- • выявления противоречий в высказываниях одного и того же респондента;
- • сопоставления ответов с ответами других респондентов в аналогичных обстоятельствах, т. е. в рамках близких социальных контекстов;
- • сравнения полученных данных с другими источниками информации.
Как отмечается в работе [1, с. 238], недостатки качественных методов, как правило, не присущи им изначально, а являются следствием того, что их результаты слишком часто используются недобросовестно. Для многих менеджеров есть очень большой соблазн поверить в то, что результаты поискового исследования, проведенного с использованием небольшой выборки, являются достаточными. Существуют две основные опасности принятия в качестве истины результатов свободной дискуссии фокус-группы или нескольких глубинных интервью. Во-первых, эти результаты могут быть нерепрезентативными по отношению к совокупности, в связи с чем их нельзя на нее проецировать. Во-вторых, обычно результаты в значительной мере неоднозначны. Гибкость, которая является отличительной особенностью этих методов, дает модератору или интервьюеру большие возможности в плане направления беседы. Аналогично, аналитик, придерживающийся какой-либо точки зрения, может интерпретировать высказывания и комментарии участников таким образом, чтобы подтвердить собственные взгляды. Учитывая эти недостатки, качественные методы следует использовать исключительно с целью понимания потребителя и выдвижения гипотез для последующей проверки.
Основные направления применения качественных методов, выделенные в ходе сравнительного анализа возможностей количественных и качественных методов, представлены в табл. 14.3.
Так как качественные методы опроса трудоемки, то выборки, на основе которых проводится обследование, невелики и не используют вероятностных (случайных) методов отбора. Основным критерием широты и продолжительности опросов является получение новой информации: опрос идет до тех тор, пока она не перестанет поступать.
Методы опросов качественных исследований можно разделить на две категории: индивидуальные и групповые интервью. Индивидуальные интервью чаще всего называют глубинными, чтобы подчеркнуть качественный характер исследования. Из групповых методов наиболее известны фокус-группы; их популярность настолько велика, что нередко любое обсуждение, проводимое в группе, называют фокус-группой. Каждая категория характеризуется специСопоставление основных направлений использования качественных и количественных
методов опроса
Таблица 14.3
Качественные методы. | Количественные методы. |
Основная цель: поиск. | Основная цель: описание. |
|
|
Ориентирование в ситуации. | |
|
|
Выявление информации. | |
Выявление информации качественного характера.
| Выявление статистического распределения значений параметров изучаемого объекта.
|
Окончание табл. 14.3
Качественные методы. | Количественные методы. |
Получение реакции на планируемые мероприятия. | |
|
|
фическими формами опроса, однако отдельные приемы сбора данных могут быть схожими. Такая ситуация связана прежде всего с тем, что выбор формы опроса зависит от условий сбора и возможности контроля получаемой информации, а также от влияния посторонних факторов. Метод сбора данных в большей степени определяется исходя из его адекватности целям и задачам исследования, а также на основе возможностей сбора достоверной информации. Так как цели и задачи могут быть одинаковыми для глубинного интервью и для фокус-группы, то и приемы получения информации можно использовать соответствующие — например, цели сбора данных могут быть объяснены респондентам или скрыты от них.
Данные табл. 14.1 не позволяют сделать заключение о сущности каждого из названных методов, поэтому далее каждый метод качественных исследований будет рассмотрен подробнее.