Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Картина мира эпохи Возрождения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Картографией занимался великий художник, скульптур, архитектор и ученый Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (1452—1519). Новаторство Леонардо да Винчи в области картографии было обусловлено многими причинами, в том числе обращением художника к разработке линейной перспективы, которая позволяет верно передать изменения размеров предметов на расстоянии, а также помогает более точно отобразить их цвет… Читать ещё >

Картина мира эпохи Возрождения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В контексте нашего учебника мы будем рассматривать Возрождение как эпоху перехода от Средневековья к Новому времени. В этот период существенно изменились представления о пространстве и времени.

Важно!

Во многом модель Вселенной в рассматриваемую эпоху продолжала сохранять свой геоцентрический характер, но постепенно человек занимал в ней все большее место, таким образом формируя новое, антропоцентрическое видение мира. Возникал новый пространственно-временной континуум. С одной стороны, его образ формировался в связи с идеями возвращения к Античности, с другой — с возникновением интернационального интеллектуального движения, которое базировалось на идеях гуманизма и ставило своей целью сохранение культурной памяти человечества.

Трансформация взглядов на пространство и время были обусловлены различными факторами, в том числе влиянием на общественное сознание великих географических открытий, усиливающейся миграцией населения в эпоху первоначального накопления, когда разорившиеся крестьяне сгонялись с земли, разрушением традиционных корпоративных связей и размыванием средневекового уклада жизни, основанного на жесткой социальной иерархии. Показательно, что новые представления о пространстве возникали и развивались в эпоху Возрождения в самых разных областях культуры: в философии (концепция бесконечности пространства Вселенной у Д. Бруно), науке (система Коперника, которая рассматривала Землю как планету, вращающуюся вокруг Солнца, и тем самым уже стирала резкую грань между земной и небесной сферами), в области изобразительных искусств, где возникает концепция живописи как «окна в мир» и доминирующей формой пространственной организации изображаемого становится линейная перспектива однородного евклидова пространства. Все эти представления, сформировавшиеся в культуре Ренессанса, утверждали идею однородности пространства и времени и тем самым создавали предпосылки для утверждения метода эксперимента и соединения теоретического (математического) описания природы с ее экспериментальным изучением[1].

Подлинная революция в представлениях о картине мира связана с именем польского астронома Николая Коперника (1473—1543), который обосновал идею гелиоцентризма и начал рассматривать нашу планету и звезды как единую систему.

Масштабная картина мироздания содержится в трудах Джордано Бруно (1548—1600). Признавая гелиоцентрическую картину мира, Джордано Бруно считал, что во Вселенной, в которой «растворен» Бог, существует множество населенных миров. Эти миры появляются, меняются и исчезают. Но мироздание едино, оно не сотворено и не может быть уничтожено.

Джордано Бруно писал в одном из своих сонетов:

Кто дух зажег, кто дал мне легкость крылий?

Кто устранил страх смерти или рока?

Кто цепь разбил, кто распахнул широко Врата, что лишь немногие открыли?

Века ль, года, недели, дни ль, часы ли (Твое оружье, время!) — их потока Алмаз и сталь не сдержат, но жестокой Отныне их я не подвластен силе.

Отсюда ввысь стремлюсь я, полон веры, Кристалл небес мне не npeipaaa боле, Рассекши их, подъемлюсь в бесконечность.

И между тем, как все, в другие сферы Я проникаю сквозь эфира поле, Внизу — другим — я оставляю Млсчность[2].

Естественнонаучные и философско-религиозные взгляды Джордано Бруно не могли не вызвать гонений со стороны католической церкви. Бруно был сожжен в 1600 г. Это произошло на изломе эпохи Возрождения и в преддверии Нового времени. В 2000 г. Ватикан реабилитировал Джордано Бруно.

Трудно переоценить ту роль, которую сыграл в становлении естествознания и точной механики Галилео Галилей (1564—1642). Сторонник экспериментальных методов в науке, он стремился объяснить явления природы теоретическим путем. Существует мнение, что именно Галилей начал графически изображать время в виде прямой линии. Бог, согласно представлениям Галилея, лишь дал изначальный импульс развитию мира, который после этого начал жить по своим законам, которые человек способен постичь.

Стало общеизвестным фактом отречение Галилео Галилея от учения Коперника, сделанное под давлением церкви и, возможно, после применения пыток: «…мне было давно уже сделано законное внушение, дабы я покинул ложное мнение, полагающее Солнце в центре Вселенной и неподвижным, дабы не держался этого мнения, не защищал его, не учил ему каким бы то ни было способом, ни устно, ни письменно, а я между тем сочинил и напечатал книгу, в которой излагаю осужденное учение и привожу в пользу его сильные доводы, хотя и не привожу окончательного заключения, то вследствие сего признан я находящимся под сильным подозрением в ереси, то есть что думаю и верю, будто Солнце есть центр Вселенной и неподвижно, Земля же не центр и движется. Посему, желая изгнать из мыслей ваших, высокопочтенные господа кардиналы, равно как и из ума всякого истинного христианина, это подозрение, законно против меня возбужденное, от чистого сердца и с непритворной верою отрекаюсь, проклинаю, возненавидев вышеуказанную ересь, заблуждение или секту, не согласную со Св. Церковью»[3]. Галилей был реабилитирован Ватиканом в 1992 г.

Важным достижением Возрождения стало развитие картографии в Европе. Известнейшим картографом был фламандский географ Герхард Меркатор (Герард Кремер, 1512—1594). С его именем связано применение в картографии равноугольной цилиндрической проекции, иначе — проекции Меркатора. Используя эту проекцию, было легче прочертить курс корабля, потому что изображался он прямой линией, а азимуты не деформировались. Сегодня проекция Меркатора используется в навигации и аэронавигации, а также является основой Google maps и большинства навигаторов, которые знакомы сейчас каждому автомобилисту[4].

Интересно!

Меркатор существенно расширил представления европейцев о географии Земли. Ему принадлежат карты Европы, Британских островов, Палестины, России и части Татарии и др. Считается, что именно Меркатор применил слово «атлас» для обозначения комплекта карт. В 1569 г. им была создана карта мира. Кроме того, он участвовал в создании глобусов Земли и Луны.

Картографией занимался великий художник, скульптур, архитектор и ученый Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (1452—1519). Новаторство Леонардо да Винчи в области картографии было обусловлено многими причинами, в том числе обращением художника к разработке линейной перспективы, которая позволяет верно передать изменения размеров предметов на расстоянии, а также помогает более точно отобразить их цвет и очертания (известно, что в своем творчестве Леонардо использовал камеру-обскуру, прототип нынешнего фотоаппарата). Знаменитая карта Тосканы создает впечатление, что автор рисовал местность с высоты птичьего полета, а объемное изображение рельефа напоминает современные карты.

Интересно!

Леонардо да Винчи, будучи другом Америго Веспуччи, со слов мореплавателя, создал карту нового континента и подписал ее именем «Америго». Тем самым он немало содействовал тому, что в обиход вошло слово «Америка». Художник составил и «карту Ада» на основе текста «Божественной комедии» Данте Алигьери.

Леонардо да Винчи внес вклад в осмысление не только пространства, но и времени: согласно идее геологического времени, он высказал предположение, что горы — это не что иное, как берега древних морей.

Интерес к картографии проявлял и представитель Северного Возрождения — Альбрехт Дюрер (1471 — 1528), немецкий живописец, гравер, теоретик искусства. Известны различные карты, выгравированные Дюрером. Карта звездного неба, на которой художником изображены четыре знаменитых тогда астронома, была впервые напечатана типографским способом.

Дюрер был не только талантливым художником, он много занимался проблемами отображения пространства и света на плоскости. Им был рассмотрен графический способ передачи перспективы («способ Дюрера»). Художественное изображение, по Дюреру, являет собой окно, через которое человек видит пространство, смоделированное при помощи лучей света. Этот принцип блистательно отражен в его гравюрах.

Религиозно-философские представления Альбрехта Дюрера о пространстве и времени нашли отражение в гравюрах на тему апокалипсиса. В них отразилось мировоззрение, порожденное идеями Реформации: уверенность в собственной правоте и непримиримость, вызванная необходимостью ожесточенной борьбы за свои идеалы, — эсхатологизм и вера в приближение второго пришествия, Страшного суда и установление Царства Божия. Небо и земля на гравюрах Дюрера противостоят друг другу, и небесные силы обрушивают кару на головы грешников. Только в одной из последних работ цикла Град небесный, который откроется праведникам, изображен как обычный город, существующий в земном пространстве.

Завершение эпохи Возрождения было ознаменовано появлением идей, разграничивших Средневековье и Новое время. Многие из них были связаны с именем Рене Декарта (1596—1650), французского философа, математика и естествоиспытателя, который стоял у истоков рационализма. Декарт, придерживаясь рационалистического метода, считал истинными только те положения, которые являются четкими и определенными и не вызывают сомнений в своей истинности; требовал выявлять составляющие исследуемой проблемы; последовательно переходить от известного к неизвестному и от одного логического звена исследования к другому.

Декарт рассматривал длительность как атрибут (модус) субстанции. Вещи конечны, божественное бытие обладает бесконечной длительностью: «В идее бесконечного бытия заложено представление и о его бесконечной длительности, не ограниченной никакими пределами, поэтому оно неделимо, постоянно и единовременно целостно, и лишь в силу несовершенства нашего интеллекта в нем могут различаться прошедшее и будущее время у Бога нет ни прошлого, ни будущего бытия, но лишь бытие вечное»[5]. Подчеркивая реальность и безотносительность длительности, ученый отличал ее от времени как относительного понятия. Время, с его точки зрения, существует только в нашем мышлении и представляет собой отношение измеряющего субъекта и длительности. Декарт полагал, что время и длительность связаны между собой Богом, олицетворяющим вечность.

Важно!

Картина мира в эпоху Возрождения состояла из весьма различных и порой неоднородных фрагментов, но очевидно, что она расширяла и углубляла кругозор человека, воспринимавшегося центром мироздания. Конечно, модель мира, в котором наличествовала идея Творца, еще надолго сохранится в человеческом сознании, но научные методы отображения природы и общества, признание наличия законов их развития на рубеже новой эпохи все активнее начали заявлять о себе.

Как уже отмечалось, время Возрождения было отмечено географическими открытиями, не случайно названными Великими. Открытие европейцами Центральной и Южной Америки (1492—1502; X. Колумб, А. Веспуччи и другие), Австралии (1606—1642; А. Тасман, В. Янсзон, Ф. Тейсен), морского пути из Европы в Индию (1497—1499; Васко да Гама), кругосветное путешествие Магеллана (1519—1522) изменили характер взаимозависимости различных регионов планеты. Ощутимо дал о себе знать феномен разновременности развития стран и континентов. Были созданы условия для возникновения нового витка европейской территориальной экспансии, в частности, Испания интенсивно вела колонизацию в Америке. Временные промежутки, отделявшие открытие той или иной страны континента от ее завоевания, по историческим меркам были крайне незначительными. За столетие, истекшее после того, как Америго Веспуччи достиг устья Амазонки (1499), испанцы покорили империи ацтеков и инков, объявили своим владением Флориду, основали города Богота, Сантьяго, Риоде-Жанейро, Буэнос-Айрес и Санта Фе.

Нет окончательного мнения по поводу того, пережила ли Россия эпоху Возрождения (в собственном смысле этого слова), но наша страна в преддверии Нового времени также внесла свой вклад в расширение европейских горизонтов, открыв Северную Азию и пролив, который будет назван Беринговым; в освоении новых земель сыграли немаловажную роль Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев.

Позднее Возрождение стало временем, когда человечество начало объединяться «в одно всемирное общество за счет включения в геополитическое пространство Америки и Индии, благодаря замене Пустыни (бывшей ранее основным коммуникационным пространством. — Прим, авт.) на Океан как главный центр мировых коммуникаций»[6].

  • [1] Розов М. А., Степин В. С.

    Введение

    Предмет философии науки // Степин В., Розов М., Горохов В. Философия науки и техники. URL: http://www.modernlib.ru/books/gorohov_vitaliy georgievich/filosofiya nauki i tehniki/read (дата обращения: 10.02.2016).

  • [2] Пер. В. Ещина. URL: http://www.vekperevoda.com/1887/eschin.htm (дата обращения:10.02.2016).
  • [3] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F0%EE%F6%E5%F1%F1_%C3%E0%EB%E8%EB%E5%FF (дата обращения: 10.02.2016).
  • [4] К 500-летию со дня рождения Герарда Меркатора. Проекция Меркатора. URL: http://www.expositions.nlr.ru/map_merkator/3.php (дата обращения: 10.02.2016).
  • [5] Цит. по: Гайденко П. П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке. М.: Прогресс-Традиция, 2007. С. 100.
  • [6] Философия мировой политики: учебник / под ред. Н. А. Васильевой и М. Л. Лагутиной. М.: РГ-Пресс, 2013. С. 110.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой