Цепочка создания стоимости и ключевые факторы успеха
Цепочка создания стоимости начинается с исследования рынка сбыта, определения спроса на предлагаемую продукцию или услуги, оценки их конкурентоспособности, формирования производственных планов, поставок сырья и комплектующих, необходимых для выпуска продукции или оказания услуг. В нее включается весь процесс выпуска продукции и оказания услуг, заканчивая реализацией на рынке сбыта… Читать ещё >
Цепочка создания стоимости и ключевые факторы успеха (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Для эффективного стратегического управления бизнес-организацией необходимо четко представлять цепочку создания стоимости — продукции или услуг, которые бизнес-организация выводит на рынок сбыта. Для государственных учреждений роль цепочек создания стоимости играют цепочки выполнения ими функциональных обязанностей и оказания государственных услуг, включенных в их функциональные обязанности.
Производство продукции или оказание услуг имеет технологию, в соответствии с которой осуществляется выпуск продукции или оказание услуги. Эта технология формирует цепочку создания стоимости, реализуемую в производственном цикле организации.
Знание цепочки создания стоимости позволяет:
- • оценивать производственные издержки по основным этапам создания стоимости;
- • осуществлять детальный анализ всех этапов процесса создания стоимости;
- • определять ключевые факторы успеха;
- • адресно разрабатывать концепцию, стратегию и стратегический план развития организации.
Цепочка создания стоимости начинается с исследования рынка сбыта, определения спроса на предлагаемую продукцию или услуги, оценки их конкурентоспособности, формирования производственных планов, поставок сырья и комплектующих, необходимых для выпуска продукции или оказания услуг. В нее включается весь процесс выпуска продукции и оказания услуг, заканчивая реализацией на рынке сбыта и послепродажным обслуживанием.
Предложенная Д. Аакером укрупненная цепочка создания стоимости от начала поставки сырья и материалов до развития технологии приведена ниже.
- 1. Поставки сырья и материалов.
- 2. Обработка сырья и материалов.
- 3. Выпуск готовых изделий.
- 4. Сборка.
- 5. Физическое распределение.
- 6. Маркетинг.
- 7. Техническая поддержка.
- 8. Развитие технологии.
Рассмотрим основные этапы производственной составляющем цепочки создания стоимости. Однако при стратегическом управлении важно анализировать не только производственную составляющую процесса создания стоимости, но и управленческую.
I. Обеспечение производства
- 1. Производственная составляющая:
- • сырье и материалы;
- • технологические линии;
- • технологическое обеспечение;
- • финансы;
- • персонал.
- 2. Управленческая составляющая:
- • информация и коммуникации;
- • анализ рынка;
- • организационная структура;
- • делопроизводство.
II. Производство
- 1. Производственная составляющая:
- • основные этапы технологического процесса.
- 2. Управленческая составляющая:
- • планирование производственного процесса;
- • организация производства;
- • контроль (качества, сроков, затрат);
- • корректировка плановых заданий.
III. Реализация (продукции или услуг)
- 1. Производственная составляющая:
- • маркетинг;
- • объем поставленной продукции;
- • качество продукции;
- • сроки выполнения поставок;
- • реализация и финансовые показатели (затраты, выручка, прибыль, активы);
- • послепродажное обслуживание;
- • разработка новых технологий.
- 2. Управленческая составляющая:
- • анализ и оценка результатов деятельности;
- • мотивация;
- • корректировка стратегии и стратегических планов;
- • генерирование идей развития;
- • постановка новых стратегических целей;
- • управление инновациями.
Производственная составляющая цепочки создания стоимости
На этапе обеспечения производства в качестве его производственной составляющей рассматриваются сырье и материалы, технологические линии, включая используемое оборудование, затраты электроэнергии и проч., финансовое и кадровое обеспечение производственного процесса. Под управленческой составляющей понимаются информация об организации производственного процесса, рынке сбыта, конкурентах и конкурентоспособности производимой продукции или оказываемых услуг, организационная структура, обеспечивающая производственный процесс, делопроизводство и коммуникации, с помощью которых осуществляется управление производственным процессом.
На этапе производства в качестве производственной составляющей рассматриваются основные этапы технологического процесса. Здесь находит отражение специфика производства выпускаемой продукции или оказываемых услуг. Роль управленческой составляющей выполняют планирование и организация производственного процесса, необходимый контроль, в том числе упреждающий, качества продукции или услуг, сроков выполнения мероприятий стратегического плана, произведенных затрат, а также осуществляемая при необходимости корректировка плановых заданий.