Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Великая Хеттская держава (XIV—XIII вв. до н. э.)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Что касается слов, что на этой дощечке из серебра, для страны хеттов и Египта — если кто-нибудь не будет блюсти их, — тысяча богов страны хеттов вместе с тысячью богов Египта отрешат (от него) его дом, его страну, его подданных. Что же касается того, кто будет блюсти слова, что на этой дощечке из серебра, — будь они из страны хеттов, будь они из египтян и они не будут пренебрегать ими… Читать ещё >

Великая Хеттская держава (XIV—XIII вв. до н. э.) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В Новохеттский период в политическом устройстве Хеттской державы происходят серьезные изменения, причины которых до сих пор не ясны. Исчезает панкус. Власть царя укрепляется и приобретает абсолютный характер. Отныне он сам назначает себе официального преемника (тухканти) и может в любое время сменить его. Одновременно с этим растет значение правителей отдельных областей, происходивших из аристократии и приносивших царю клятву верности. В эту систему включались князьки покоренных хеттами государств, которые сохраняли власть, но должны были признавать зависимость от хеттского владыки, платить ему ежегодную дань и участвовать в его войнах. Более крупные и значительные из числа завоеванных государств (например, на определенном этапе Митанни) превращались в хеттские протектораты и сохраняли некоторую степень независимости, однако их внешняя политика жестко контролировалась хеттами.

Значительную роль в жизни Новохеттского царства играла армия, которая в определенные моменты могла насчитывать до 30 000 человек. Войско состояло из двух частей — пехоты и колесниц, которые составляли главную ударную силу хеттов. Главнокомандующим был царь, который лично участвовал в сражениях. В тех случаях, когда царь болел, исполнял обязанности верховного жреца или был занят военными действиями в каком-то другом месте, во главе войска вставал назначенный им военачальник, как правило, из числа членов царской семьи. Командные должности в войске распределялись в зависимости от степени знатности.

Воцарившись, новохеттская династия возвращается к активной внешней политике и походам в Сирию, что приводит к столкновению с хурритской державой Митанни. На первом этапе это противостояние складывается неудачно для хеттов, которым одновременно приходится воевать на севере Малой Азии с касками, а на западе — с правителями Арцавы, конфедерации дардано-лувийских княжеств (одним из них была Вилуса — древнегреч. Илион). В итоге территория Хеттского царства резко сокращается, и оно оказывается на краю гибели.

Ситуация меняется после того, как власть захватил, свергнув законного царя, полководец Суппилулиума I (ок. 1380—1335 гг. до н. э.). В его правление Хеттская держава достигает наибольшего территориального расширения. На юге Суппилулиума разгромил Митанни и посадил туда царем своего зятя, митаннийского царевича Саттивасу. Кроме того, он нанес поражение египтянам и поставил под свой контроль всю Сирию и Палестину. Суппилулиума I установил дружеские отношения с Вавилонией и женился на вавилонской царевне. Умер он в разгар внешнеполитических успехов от эпидемии некой болезни, занесенной в страну египетскими пленными. Размеры созданной им державы были столь велики, что контроль над ними требовал почти беспрестанных военных походов, постепенно истощавших силы хеттов. Сын Суппилулиумы I Мурсили II (ок. 1335—1305 гг. до н. э.) еще смог сохранять отцовское наследие. Он разгромил Арцаву, закончил войну с Египтом, заключив выгодный для хеттов мир с фараоном Хоремхебом, разбил ассирийцев и касков. Но уже при его сыне Муваталли II (ок. 1305—1282 гг. до н. э.) внешнеполитическое положение Хеттского царства резко ухудшается. Египетские фараоны Сети I и Рамсес II начинают контрнаступление на хеттские владения, захватив Палестину, большую часть Финикии и Южную Сирию. Апогеем этого противостояния становится битва при Кадеше (1286 г. до н. э.), в которой царю Муваталли II удалось нанести поражение египтянам, и лишь личные мужество и энергия Рамсеса II спасли египетское войско от полного разгрома. Однако сыну Муваталли II Мурсили III (ок. 1282—1275 гг.), более известному под своим личным хурритским именем Урхи-Тессоб, не удалось удержать ситуацию под своим контролем. В центральные районы страны вторглись племена касков. В конце концов Мурсили III был лишен престола и отправлен в ссылку своим дядей, Хаттусили III (ок. 1275—1239 гг.). Этот царь в 1270 г. до н. э. заключает мирный договор с Египтом, положивший конец хетто-египетским войнам. Впоследствии (ок. 1257 г. до н. э.) соглашение было подкреплено женитьбой Рамсеса II на старшей дочери хеттского царя. Одновременно был установлены мирные отношения с правителями Аххиявы (Ахейской Греции), которые признали права Хаттусили на западное побережье Малой Азии.

Задание

Подумайте, какое общество — хеттское, среднеассирийское или вавилонское — было более жестоким? Аргументируйте свой ответ.

Сын Хаттусили Тудхалия IV (ок. 1239—1209 гг. до н. э.) на протяжении своего царствования вынужден был (с переменным успехом) отражать натиск ассирийцев в Верхней Месопотамии. На западе Малой Азии он успешно воевал против ахейцев, вторгшихся с Балканского полуострова фригийцев и непокорных местных правителей, сохранив в итоге хеттскую власть над этим регионом. Ему удалось также подчинить Кипр с его богатыми медными рудниками. Однако расцвет могущества Хеттской державы был позади, и существовать ей оставалось лишь несколько десятилетий.

Работа с источником

На основании приведенного текста договора между Рамсесом II и Хаттусили III выделите основные условия хетто-египетского мирного договора.

Договор, составленный правителем хеттов Хетесером (Хаттусили III), могущественным, сыном Мерсера (Мурсили II), правителя хеттов могущественного, внуком [Суппилулиумы, правителя хеттов] могущественного, на дощечке из серебра для Усермаатра-Сетепенра (Рамсеса II), великого властителя Египта, могущественного, сына Менмаатра (Сети Г), великого властителя Египта, могущественного, внука Менпехтира (Рамсеса Г), великого властителя Египта, могущественного. Превосходный договор мира и братства, дающий мир… [вплоть до] вековечности.

Что касается будущего вплоть до вековечности, что касается образа бытия как великого властителя Египта, так и правителя хеттов, то не даст бог, чтобы случилась вражда между ними, что сделано в виде договора.

Смотри, вступил (?) Хетесер, правитель хеттов, в договор с Усермаатра-Сетепенра, великим властителем Египта, начиная с сего дня, чтобы дать, чтобы был добрый мир и доброе братство между нами вековечно: он в братстве со мной, он в мире со мной, ияв братстве с ним, в мире с ним вековечно.

И не нападет правитель хеттов на землю Египетскую вековечно, чтобы захватить что-нибудь в ней. И не нападет Усермаатра-Сетепенра, великий властитель Египта, на [страну хеттов, чтобы захватить чтонибудь] в ней, вековечно.

Если выступит другой враг против земель Усермаатра-Сетепенра, великого властителя Египта, и он пошлет (сообщение) правителю хеттов, говоря: «Иди со мной в помощь (?) против него!», то придет правитель хеттов, и правитель хеттов повергнет его врага.

Если не будет желания правителя хеттов прийти (самому), то он даст незамедлительно свое (пешее) войско и свое колесничное войско, и пусть оно повергнет его (Египта) врага.

Либо если прогневается Рамсес-Мериамон на подданных, принадлежащих ему, либо они совершат другой проступок против него, и он пойдет, чтобы повергнуть их, то будет правитель хеттов вместе с [Рамсесом-Мериамоном, владыкой Египта…]

[Если же выступит другой враг против земель правителя хеттов и он пошлет (сообщение)] правителю (?) Египта равным образом, то Рамсес-Мериамон, [великий властитель Египта], придет к нему на помощь (?), чтобы повергнуть его врага. Если [не] будет желания Рамсеса-Мериамона, великого властителя Египта, прийти (самому), то он [даст незамедлительно свое (пешее) войско и свое колесничное войско, и пусть оно повергнет его врага?]. .

Если же выступят подданные правителя хеттов против него, то РамсесМериамон [будет вместе с правителем хеттов?]. .

Что касается слов, что на этой дощечке из серебра, для страны хеттов и Египта — если кто-нибудь не будет блюсти их, — тысяча богов страны хеттов вместе с тысячью богов Египта отрешат (от него) его дом, его страну, его подданных. Что же касается того, кто будет блюсти слова, что на этой дощечке из серебра, — будь они из страны хеттов, будь они из египтян и они не будут пренебрегать ими, — то тысяча богов страны хеттов и Египта дадут, чтобы он был здоров, дадут, чтобы он был жив вместе с его домом, вместе с его (страной), вместе с его подданными.

Если убежит один египтянин, либо два, либо три, придя к правителю хеттов, то правитель хеттов должен схватить и повелеть, чтобы их доставили снова Усермаатра-Сетепенра, великому властителю Египта. Что касается человека, которого доставят Рамсесу-Мериамону, великому властителю Египта, пусть не возбуждают дела о его преступлении против него, и не отрешат (его) от его дома, его жен, его детей, [и не убьют его], пусть не повредят его глаз, его ушей, его рта, его ног [и не возбудят] против него [дела о какомлибо его преступлении].

Равным образом, если убежит человек из страны хеттов — один, два и три — и они придут к Усермаатра-Сетепенра, великому властителю Египта, пусть схватит (их) Рамсес-Мериамон, великий властитель [Египту и повелит, чтобы их] доставили правителю хеттов, и не возбудит правитель хеттов дела о его преступлении против него, и не отрешит (его) от его дома, его жен, его детей, и не убьют его, и не повредят его ушей, его глаз, его рта, его ног, и не возбудят против него дела о каком-либо его преступлении. Вот что в середине этой таблички из серебра.

Перевод Н. С. Петровского.

Практикум

Хозяйственная жизнь и общественный строй хеттов по «Хеттским законам»

Семинар проводится в форме диспута на тему «Сравнительный анализ хеттского, старовавилонского и среднеассирийского обществ» по вопросам:

  • 1) сельское хозяйство: сходство и отличия;
  • 2) социальная структура общества. Рабство;
  • 3) семейное право. Положение женщины;
  • 4) уголовное право. Формы возмещения ущерба. Наказания.

Для подготовки к диспуту студентам рекомендуется самостоятельно познакомиться со следующими источниками:

1. Хрестоматия по истории Древнего Востока / под ред. М. А. Коростовцева, И. С. Кацнельсона, В. И. Кузищина. Ч. 1. — М., 1980. — С. 151—178 (Законы Хаммурапи), 195—208 (Среднеассирийские законы), 271—291 (Хеттские законы);

а также с научной литературой:

  • 2. Герни, О. Р. Хетты / О. Р. Герни; пер. с англ. Н. М. Лозинской, Н. А. Толстой. — М., 1987.
  • 3. История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. 1. Месопотамия. — М., 1983. — С. 110—116 (о среднеассирийских законах), 134—142 (о хеттских законах).
  • 4. Маккуин, Дж. Г. Хетты и их современники в Малой Азии / Дж. Г. Маккуин; пер. с англ. Ф. Л. Мендельсона. — М., 1983. — С. 112—118.
  • 5. Менабде, Э. А. Хеттское общество: экономика, собственность, семья и наследование / Э. А. Менабде. — Тбилиси, 1965.

Задание

1. Продумайте ответы на следующие вопросы.

По первому пункту: Какие отрасли сельского хозяйства упоминаются в законах? Почему в хеттском судебнике больше сведений о скотоводстве, чем в Законах Хаммурапи? Что можно узнать из текста законов о различных видах землевладения? Была ли земля частной собственностью, какие слои населения владели землей и на каких условиях? Были ли ограничения в распоряжении землей (купля-продажа земли)? Существовала ли аренда земли?

По второму пункту: О каких категориях населения говорится в законах? Какие права, обязанности и привилегии устанавливаются для каждой категории? Какие обстоятельства, которые упоминаются, например, в ассирийских законах, могли способствовать обеднению рядовых общинников? Каковы были источники рабства? Какую информацию о положении рабов содержат законы? Существовало ли долговое рабство, и если да, то в какой форме?

По третьему пункту: В каком обществе женщина имела меньше прав: в вавилонском, хеттском или ассирийском?

По четвертому пункту: Какие виды наказаний предусматриваются в каждом из судебников? С чем могут быть связаны различия в характере наказаний в этих трех обществах? Какие пережитки родовых обычаев можно встретить в законах? В какой форме взимались штрафы в Хеттском царстве, Ассирии и Вавилоне?

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой