Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Карл Каутский. 
История политических учений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одной из таких проблем в его политической теории стала проблема революции. Если в концепции Маркса одной из главных задач революционной партии является подготовка рабочего класса к революции, то с точки зрения Каутского, «революционная партия не партия, устраивающая революции». «Мы не можем, — пишет он, — по собственному желанию устроить революцию, а следовательно, мы не можем ничего сказать… Читать ещё >

Карл Каутский. История политических учений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Карл Каутский (1854−1938) — один из лидеров и теоретиков германской социал-демократии и II Интернационала. Родился в Праге, в семье художника. Уже в гимназические годы под влиянием идей Парижской коммуны в нем пробудился интерес к рабочему и социалистическому движению.

В творчестве Каутского выделяют три периода: домарксистский (с середины 70-х до начала 80-х гг. XIX в.), марксистский (с начала 80-х гг. XIX в. до 1910 г.), послемарксистский (с 1910 г. до конца жизни). В домарксистский период Каутский находился под влиянием дарвинизма, лассальянства, неомальтузианства и анархизма. В 80−90-х гг. Каутский написал ряд работ и статей, популяризировавших труды Маркса и Энгельса: «Экономическое учение Карла Маркса» (1887), «Т. Мор и его учение» (1887), «Классовые противоречия Великой французской революции» (1889) и др. Однако уже в этот период по вопросам классовой борьбы и роли народных масс обнаруживалась недооценка им роли субъективного фактора, поэтому у него человек выступает лишь как орудие естественноисторической необходимости, что впоследствии, по оценке Ленина, привело его на позиции центризма и оппортунизма.

Каутский всегда стремился увязать теорию марксизма с практическими задачами социал-демократической партии. Большой авторитет он завоевал своим участием в написании теоретической части Эрфуртской программы. Программа была принята на партийном съезде в Эрфурте в 1891 г. В ней были сформулированы основные положения марксизма о необходимости низвержения капиталистического строя в ходе классовой борьбы пролетариата.

В концепции Каутского человек выступает как продукт обстоятельств, а историческая необходимость, выходя за пределы преобразовательной деятельности, в сущности, выступает как фатально господствующая, непреодолимая сила, возвышающаяся над человеком и общественными классами. Поэтому способствование осознанию революционными массами исторической необходимости и пассивное следование непреодолимым законам истории должно стать основным принципом политической деятельности социалдемократии. Этим принципом Каутский руководствовался при решении всех важнейших политических проблем.

Одной из таких проблем в его политической теории стала проблема революции. Если в концепции Маркса одной из главных задач революционной партии является подготовка рабочего класса к революции, то с точки зрения Каутского, «революционная партия не партия, устраивающая революции». «Мы не можем, — пишет он, — по собственному желанию устроить революцию, а следовательно, мы не можем ничего сказать когда и при каких обстоятельствах она наступит и в каких формах будет протекать»[1]. По Марксу, революция — «самая авторитарная вещь», в ходе которой вооруженный народ навязывает свою волю путем физического насилия, не связанного никакими законами, с единственной целью разбить, сломать «готовую государственную машину».

По предположению Каутского, в революции мирные средства (экономические, законодательные, моральные) будут преобладать над физическими. К такому выводу Каутский пришел в результате анализа всемирно-исторического развития государственности. Согласно этому анализу, государство (его аппарат) претерпело глубокие изменения: из органа и средства насилия и войн, из орудия классового господства (как утверждал марксизм) оно превращается все более в орган организации хозяйственной и культурной жизни. Такой взгляд на буржуазное государство и демократию как средство реформирования общества привел его впоследствии к разрыву с ортодоксальным воинствующим марксизмом, считавшим диктатуру пролетариата единственно необходимым средством подавления эксплуататорских классов, разрушения их государственной машины и построения справедливой общественной ассоциации[2].

Путь к политической власти, к социализму, по его концепции, может быть проложен через активную деятельность парламента. Поэтому в государствах, особенно со слабой конституционностью, пролетариат должен поддерживать парламент как олицетворение единства нации, не разбивать его на голосующие общности (социальные слои, классы, партии), что позволило бы господствующему классу с ними справиться.

Как сторонник эволюционного понимания исторического процесса, Каутский все же больше склонялся к пути реформ, вопросы диктатуры пролетариата и революции считал, что надо «спокойно предоставить будущему»[3].

Политическая концепция Каутского, особенно в последний период его творческой деятельности, продолжала развиваться в рамках либерально-демократической «ревизованной» формы марксизма (подобной берншгейнианской), оказывая определенное влияние на размежевание революционной и реформистской традиций в социалистической теории.

  • [1] Каутский К. Путь к власти. М, 1959. С. 65.
  • [2] Ленин В. И. Пролетарская революция и ренегат Каутский // Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 37. С. 235−338.
  • [3] Там же. С. 265.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой