Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Направления правового регулирования в области создания и применения программ для ЭВМ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При классификации информационных технологий на вспомогательные и высокие интеллектуальные информационные технологии стоит обратить внимание на последние. К интеллектуальным информационным технологиям относятся такие, на основе которых осуществляется генерация технических решений; реализуются текстологические системы (поиск, реферат, анализ содержания); осуществляется ситуационное моделирование… Читать ещё >

Направления правового регулирования в области создания и применения программ для ЭВМ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Правовая практика предусматривает два направления правовой деятельности в этой части информационного права. Одно из них сосредоточено на урегулировании отношений, связанных с созданием и включением в сферу использования информационных технологий как составляющей части производства в структуре экономики страны. Здесь внимание сконцентрировано на правовом обеспечении создания информационных технологий и упорядочения экономических и организационных проблем на этой стадии научной и производственной деятельности, которая в совокупности образует комплексную прорывную отрасль современной экономики. Второе направление определяется проблематикой использования информационных технологий в экономической, социальной, культурной и иных сферах общественного развития.

Безусловно, ни одно из предложенных направлений правового регулирования не может быть представлено в исчерпывающем виде. К этому наша наука и юридическая практика пока не готовы. Важно найти подход к структуризации этой проблематики.

Для сферы правового регулирования это чрезвычайно важно с учетом необходимости в каждом случае наиболее точно определить состав заинтересованных субъектов, сферы их интересов, специфику предмета правовых отношений, характер и содержание прав и обязанностей (обязательств) сторон относительно данного предмета. Здесь работают спрос и конкуренция.

Главная проблема связана с созданием условий наращивания потенциала информационных технологий и их использования в интересах общества. В решении этой стороны дела ключевым является вопрос мобилизации финансовых средств, подготовки кадров для обеспечения новых разработок в области информационных технологий.

Окинавская Хартия глобального информационного общества от 22 июля 2000 г. уделила большое внимание проблемам ИКТ и специально-информационным технологиям. Они рассматриваются данным документом как один из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества в XXI в., на образ жизни людей, их образование и работу, на взаимодействие правительства и гражданского общества. Хартия обозначила самостоятельность проблемы инфраструктуры информатизации и необходимость устранения преступлений в компьютерной сфере, в киберпространстве. Очень важно не свести все проблемы информационных технологий только к сфере киберпространства, что существенно бы сузило проблемы правового регулирования в информационном пространстве, в информационной сфере в целом.

Наиболее слабым местом в организации экономики информационных технологий является наряду с финансированием и слабая инфраструктура производства. Эта деятельность разорвана по множеству отраслей — электроника, наука (вузовская и академическая, отраслевая), прикладные структуры различных отраслей производства — оборонные отрасли, банковская сфера, торговля, финансы, управление и т. д. В целях координации и достижения необходимого уровня подъема именно этого направления технологий важно найти подходы к формированию единой отрасли информационных технологий. Это не означает, что разработку технологий надо сконцентрировать под одной крышей. Физически эта работа может осуществляться и в разных центрах. Но необходимы единые стандарты, организация сертификации продукта, иные меры «дотягивания» технологий до мирового уровня и потребностей пользователей. Это необходимо и для учета и мониторинга наличия направлений работы и организованного воздействия на обеспечение наиболее прогрессивных, необходимых обществу результатов. В плане финансирования, оказания организационной поддержки негосударственным структурам, координации работы необходимо управление отраслью информационных технологий или подотраслью информационных технологий в единой отрасли всех направлений инновационных технологий в экономике России. Эти функции выполняются преимущественно Министерством связи и массовых коммуникаций с участием ведомств экономического развития и антимонопольных служб.

При классификации информационных технологий на вспомогательные и высокие интеллектуальные информационные технологии стоит обратить внимание на последние. К интеллектуальным информационным технологиям относятся такие, на основе которых осуществляется генерация технических решений; реализуются текстологические системы (поиск, реферат, анализ содержания); осуществляется ситуационное моделирование, позволяющее выявить связь элементов, их динамику, обозначить объективные закономерности среды, выделенной в ситуационный анализ. Специалисты отмечают, что в России эти технологии имеют большое будущее, но в настоящее время они только начинают обретать должное внимание. Но именно их развитие может обеспечить место на рынке технологий.

Российское программное обеспечение позволяет формировать информационные системы различных направлений. В этой области действует более сотни различных компаний и фирм. Примером может быть Компания IBS — «Информационные Бизнес Системы», которая реализует заказы создания систем «под ключ» и решает весь комплекс проблем своих заказчиков в области управления информацией. Эта компания реализует комплексный подход к построению информационных систем. Ею осуществляются не только поставка оборудования, сопровождение систем, но и консалтинговые услуги.

Многие фирмы и компании ориентированы на специализированные технологии, на основе которых формируются информационные системы, обслуживающие потребности предприятий, управленческие структуры, офисы, организации, специализирующиеся на отдельных видах работ (строительство, например). Большинство технологий все же ориентированно на обеспечение выполнения определенных функций. Например, бухгалтерского учета и контроля, ведение системы кадров, документооборота, финансовых операций, интеллектуальных систем для поддержки изобретательства и стратегического управления и т. д.

Для права в области создания и использования программ и программного обеспечения важно решение трех задач. Первая касается оформления прав создателя программы как продукта интеллектуальной деятельности; вторая — включения его в сферу рынка; третья — ввода в сферу непосредственного использования его в процессе создания и функционирования информационных и коммуникационных систем и решения задач пользователей. Оценивая состояние развития отечественного программного производства, следует согласиться со следующим тезисом: «Общий уровень технологического развития той или иной страны будет определяться в терминах во внедрение и претворение в жизнь новых доступных в мировом масштабе технологий, вне зависимости от того, являются ли они результатом собственных фундаментальных исследований или же происходят от стран — лидеров технологического прогресса»[1]. При определении основных направлений реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации выделено самостоятельное направление — область развития экономики России на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. В состав этого направления работы включены: стимулирование применения информационных и телекоммуникационных технологий; создание условий для развития соответствующей индустрии (технологии, средств вычислительной техники, радиоэлектроники, телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения); увеличение объемов экспорта продукции и услуг в сфере названных технологий; повышение экономической эффективности использования российскими правообладателями объектов интеллектуальной собственности и др.

Практика подтверждает уже складывающийся опыт применения технологий зарубежного происхождения и перенос внимания на процессы адаптации этих продуктов к условиям их использования в России, а главное — на создание своего собственного, отечественного производства информационных и телекоммуникационных технологий.

В настоящее время широким фронтом идет реформирование производства в области микроэлектроники и концентрации производств, действующих в области выпуска отечественных продуктов программного обеспечения. Академик РАН Геннадий Красильников отмечает, что «мы уже совершили почти невозможное — перепрыгнули через несколько технологических поколений, оказались в первой лиге игроков». Стоит задача вернуться в высшую лигу. Необходима государственная стратегия развития рыночного спроса на российскую продукцию. 2010 г. стал годом концентрации телекоммуникационных центров. Формируется холдинг «Ростелеком», задача которого — обеспечить единство управления всеми производственными структурами в области связи. Естественно, что эти направления развития базиса информационного общества требуют и организационного и финансового обеспечения. В этой связи реализуется идея такого научно-практического центра, как «Сколково». В 2011 г., например, принята большая программа по созданию системы наблюдений на всех избирательных участках для контроля за ходом голосования и подсчета голосов.

Все это требует и соответствующего правового оформления. Одним из главных является вопрос о повышении культуры лицензионного обеспечения производства как в области создания информационных технологий, так и их продвижения на внутренний и внешний рынок.

Оформление лицензионных договоров на программное обеспечение как продукта интеллектуального творчества и объекта нрав субъекта интеллектуальной собственности регулируется частью четвертой ГК РФ.

  • [1] Мардер Н. С. Современные телекоммуникации. М., 2006. С. 20.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой