Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Регулирование добычи и первичной переработки природных ресурсов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Закон о недрах носит обобщающий, рамочный характер, определяет общие принципы недропользования. Развитие и конкретизация этих принципов находят отражение в других законодательных и нормативных правовых актах. Добытые из недр полезные ископаемые или иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и иных формах… Читать ещё >

Регулирование добычи и первичной переработки природных ресурсов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения этой главы студент должен:

знать

  • • административные и экономические методы управления недропользованием с целью повышения эффективности добычи и первичной переработки минерально-сырьевых ресурсов;
  • • фискальные системы управления в недропользовании, применяемые в России и за рубежом;
  • • систему лицензирования, применяемую в недропользовании разных стран;
  • • сущность и особенности реализации СРП с учетом интересов разных сторон;

уметь

  • • проводить расчеты налогов в системе недропользования;
  • • оценивать экономическую целесообразность недропользования в рамках СРП;

владеть

  • • методами повышения эффективности добычи и первичной переработки минерально-сырьевых ресурсов;
  • • методами оценки экономической целесообразности недропользования в рамках СРП.

Административные и экономические методы повышения эффективности добычи и первичной переработки минерально-сырьевых ресурсов.

Законодательная основа

Административные и экономические методы регулирования отношений в повышении эффективности добычи и первичной переработки минерально-сырьевых ресурсов установлены федеральным законодательством о недропользовании. Их состав и содержание определяются фундаментальным положением законодательства о том, что недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы являются государственной собственностью. Из данного положения вытекают все административные механизмы регулирования доступа недропользователем к добыче и первичной переработке минерально-сырьевых ресурсов и повышения их эффективности, осуществляемые на государственном уровне.

Недропользование и регулирующее его законодательство относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Основополагающим законом, регламентирующим деятельность в сфере недропользования, является Закон о недрах.

Закон о недрах носит обобщающий, рамочный характер, определяет общие принципы недропользования. Развитие и конкретизация этих принципов находят отражение в других законодательных и нормативных правовых актах.

Другими источниками горного права являются федеральные подзаконные акты: указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, а также нормативные акты, принятые на уровне министерств и ведомств. Существенное значение имеют нормативные акты органов власти субъектов РФ, так как они нередко регулируют весьма значимые вопросы недропользования.

К другим законодательным актам, регулирующим отношения недропользования, относятся Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» (далее — Закон о континентальном шельфе РФ), Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (далее — Закон о СРП). Платежи, связанные с недрами, кроме Закона о недрах регламентируют Налоговый, Таможенный и Бюджетный кодексы РФ.

Закон о недрах устанавливает принцип совместного распоряжения недрами Российской Федерации и субъектов РФ (принцип «двух ключей»), лицензионный порядок предоставления в пользование участков недр, платное пользование ресурсами недр.

Закон о недрах вводит механизм реализации принципа совместного ведения недрами РФ и ее субъектов через выделение участков недр федерального, регионального и местного значения. Осуществляя совместное распоряжение недрами, РФ и субъекты РФ могут взаимно передавать часть своих полномочий в зависимости от статуса участка недр.

К основным правовым нормам, определяющим административные механизмы недропользования, относятся следующие положения Закона о недрах.

  • 1. Участки недр не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждения в иной форме.
  • 2. Доступ к недрам осуществляется на лицензионной основе. Права и обязанности пользователя недр возникают с момента получения лицензии на пользование недрами.
  • 3. Пользователями недр могут быть объекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, если законами РФ и ее субъектов они наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами.
  • 4. Пользователями недр для добычи радиоактивных и токсических веществ могут быть только государственные предприятия.
  • 5. Добытые из недр полезные ископаемые или иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и иных формах собственности.
  • 6. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
  • 7. Допускается передача права пользования участками недр другому субъекту предпринимательской деятельности с переоформлением лицензий на пользование участками недр в ряде случаев, связанных с его реорганизацией, прекращением деятельности и созданием нового юридического лица, передачей прав пользования дочерним компаниям, а также приобретение субъектом предпринимательской деятельности имущества предприятия-банкрота, являющегося пользователем недр.

Права пользования участками недр возникают у недропользователя на основании решений федеральных и региональных органов власти, в том числе:

  • • по результатам конкурса или аукциона, для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр;
  • • при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению недр за свой счет;
  • • при вступлении в силу СРП, заключенного в соответствии с Законом о СРП.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой