Течения модерна.
Художественная культура XX века
![Реферат: Течения модерна. Художественная культура XX века](https://gugn.ru/work/6576878/cover.png)
Венские мастера модерна Й. Хофман и Й. Ольбрих в духе традиций эклектизма варьируют мотивы геометрического орнамента (круга и квадрата) и сочетают принципы японской гравюры с растительным орнаментом древнегреческого искусства и готики, а также с художественными приемами и элементами барокко, рококо и ампира. Во Франции это направление называлось ар нуво (новое искусство); в Австрии в духе модерна… Читать ещё >
Течения модерна. Художественная культура XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сын баварского мельника Франц фон Штук создал аллегорические полотна «Грех», «Люцифер», «Смерть», «Война» 1. Он стал одним из организаторов и президентом общества «Сецессион». Это общество возникло в 1892 г. в Мюнхене и стимулировало образование берлинского, а затем и венского «Сецессиона» форпостами немецкого модерна, получившего название «югендстиль» (от наименования журнала «Югенд», издававшегося «Сецессионом»).
Во Франции и Бельгии получило развитие течение модерна — ар нуво, а в Испании — модернизм.
Страны распространения
Для представителей английского модерна (Н. Шоу, Ч. Войси, Б. Скотта) ориентация на Средневековье связана с представлениями о «народности» искусства этой эпохи. Архитекторы и художники шотландской группы «Четверо» во главе с Ч. Р. Макинтошем работали в стиле модерн, сочетая его достижения с принципами эклектизма, дававшими широкие возможности вариативного смешения разнонациональных художественных традиций.
Период развития модерна охватывали 1880−1925 гг. Одно из главных течений модерна — югендстиль, который в конце XIX в. и на рубеже веков бурно развивался в Германии (эпицентр — Дармштадт).
Венские мастера модерна Й. Хофман и Й. Ольбрих в духе традиций эклектизма варьируют мотивы геометрического орнамента (круга и квадрата) и сочетают принципы японской гравюры с растительным орнаментом древнегреческого искусства и готики, а также с художественными приемами и элементами барокко, рококо и ампира.
Во Франции это направление называлось ар нуво (новое искусство); в Австрии в духе модерна работали члены объединения «Сецессион» (архитекторы О. Вагнер, Й. Ольбрих) и модерн называли «стиль Сецессиона». В Великобритании и США модерн известен как «новое искусство», в Италии — «стиль Либерти» .
Бельгийский вариант модерна развивал писатель-символист Морис Метерлинк, некоторыми сторонами своего творчества выходивший за рамки символизма и прокладывавший пути новому художественному направлению. Творчество Метерлинка повлияло на культурную жизнь Бельгии в конце XIX в. В Бельгии же работали основоположники модерн в архитектуре: В. Орта и А. Ван де Велде.
В духе модерна исполнены керамика испанца Антонио Гауди, стекло американца Луиса Комфорта Тиффани и француза Эмиля Галле, ювелирные украшения Рене Лалика, металлические решетки парижского метро Эктора Гимара, изделия знаменитой русской фирмы «Фаберже» .
В Испании художественное направление модерн называли модернизмом. Модерн в испанской архитектуре создавал Антонио Гауди — создатель знаменитого католического собора и автор уникальных, оригинально криволинейных построек в Барселоне.
Модерн захватил в сферу своего влияния Скандинавские страны. В Финляндии видный художник Аксели Галлен-Каллела в духе модерна иллюстрировал эпические сказания «Калевалы», передавая народную мощь древних карельских рун.
В духе модерна творили видные художники из славянских стран (Польша, Чехия, Россия).
В России модерн начался позже, чем на Западе. Под влиянием западноевропейской архитектуры в Петербурге на рубеже XIX и XX веков появляются первые здания в духе модерна (например, доходный дом А. Я. Барышникова — 1899 г.). Архитектурный модерн вначале был еще связан с эклектикой (например, торговый дом Елисеевых на Невском проспекте — 1903 г., архитектор Г. В. Барановский).
Утверждению и развитию модерна способствовали различные журналы, издававшиеся в Лондоне, Париже, Мюнхене, Вене. В России в Петербурге таким журналом стал «Мир искусства» (возник в 1898 г.).
Художественная критика
Критика заинтересовалась новаторством и рационализмом модерна и положительно оценила это новое художественное направление. Однако звучало и осуждение. Так, Е. Сабанеев критически отзывался о декадентстве орнаментально-декоративных форм, В. Стасов — об «архитектурных декадентах» и т. д. В. Апышков писал о венских модернистах: «Не все, конечно, вызревают в здоровые плоды и среди венских модернистов можно найти немало ищущих только оригинальности во что бы то ни стало и явно пренебрегающих вопросами художественной правды; но это явление не может все-таки остановить дальнейшего развития и дать повод к отрицанию всего истинно прекрасного, созданного более талантливыми зодчими» .
Вклад модерна в мировую художественную культуру
Такие художественные открытия и особенности модерна, как стремление к синтезу искусств, расширение возможностей декоративного искусства, новые методы книжной графики и оформления книг, принципы свободной планировки в архитектуре, повлияли на развитие мирового искусства в XX веке.
Эстетика модерна ориентировалась на возрождение ремесел, на культ ручного труда. Модерн как художественное направление был сметен развитием индустрии, функционализма, массового производства, стандартизацией продуктов производства, а в конечном итоге и всего порядка жизни.
В конце первого десятилетия XX в. модерн переживает кризис и уступает место другим авторитетным художественным направлениям.