Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Предисловие. 
Психология подросткового возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

P. S. 20 мая 2015 г., через две недели после того, как рукопись этого учебника была передана в издательство, Анна Михайловна Прихожан ушла из жизни. Поэтому книга, которую вы держите сейчас в руках или, возможно, нашли в интернете, — это последняя ее работа и последняя — к огромному моему сожалению — наша с ней совместная работа. 4] Практическая психология образования / под рсд. И. В. Дубровиной… Читать ещё >

Предисловие. Психология подросткового возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Авторы настоящего учебника были подростками давно. Позже, но тоже давно, мы начали заниматься научными исследованиями в лаборатории психологии личности Психологического института (в то время — Научноисследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР), руководимой ученицей и соратницей Л. С. Выготского Лидией Ильиничной Божович. В собственных воспоминаниях, наблюдениях, а также получаемых в лаборатории экспериментальных и эмпирических фактах авторы постоянно обнаруживали их несовпадение с тем, что читали про подростков в учебниках. И мы написали небольшую книжку, которую так и назвали «Подросток в учебнике и в жизни»[1]. В те же годы мы проводили исследования особенностей развития детей и подростков, воспитывающихся в интернате для детей, оставшихся без попечения родителей, выявив в числе прочего значительные отличия того, как идет процесс взросления у подростков, воспитывающихся в семье и вне семьи[2]. Кроме того, целый ряд исследовательских проектов, так или иначе связанных с психологией подростков, был реализован каждым из авторов самостоятельно. И вот мы набрались смелости написать учебник по психологии подросткового возраста, осознавая всю сложность и всю ответственность такого шага: ведь сегодня нет недостатка в таких книгах (как отечественных, так и переведенных с английского, немецкого и французского языков).

Настоящий учебник включает четыре главы. В гл. 1 «Ключи к пониманию подросткового возраста» речь идет о тех принципиально важных подходах, исследовательских позициях, понятиях, идеях, наконец, фактах, без учета которых сегодня нельзя сколь-либо содержательно и ответственно обсуждать заявленную тему, а в гл. 2 «Теории подросткового возраста» представлены имена тех психологов, которые внесли наибольший вклад в разработку проблематики подростничества, и краткое изложение предложенных ими теорий. Глава 3 «Процессы, феномены и проблемы развития в подростковом возрасте» содержит параграфы, в которых обсуждаются самые разные аспекты развития современного подростка. Ее можно было бы назвать «Педология подростка», отдавая дань исчезнувшей науке, которая предполагала изучение ребенка (подростка) с позиций его предметного видения разными науками: психологией, социологией, педагогикой, сексологией, физиологией и т. д. Материал для этой главы мы отбирали не в логике «ничего не забыть», а по принципу актуальности («горячие» на сегодня тематизмы). Наконец, гл. 4 «Развивающая и психодиагностическая работа с подростками» содержит психологический инструментарий для проведения разного рода диагностической и развивающей работы с подростками, те принципы, которыми психологи должны руководствоваться в своей практической деятельности. Советы, рекомендации и конкретные методики такой работы, представленные в этой главе, доказали свою валидность и эффективность в процессе их использования в нашей работе и в работе наших коллег. В Приложении мы приводим фрагмент из книги А. В. Толстых «Опыт конкретно-исторической психологии личности»[3] под названием «О подростковедении». Текст, написанный без малого 20 лет назад, не потерял своей актуальности и сегодня, а, возможно, стал еще более важным в попытках понять современного подростка, которые предпринимают ученые во всех странах. Также в Приложении дается набор тестовых заданий, позволяющих в режиме контроля или самоконтроля оценить степень освоения предлагаемого материала.

В настоящий учебник включены некоторые авторские фрагменты из учебников и учебных пособий, написанных ранее, получивших высокое признание научно-педагогическим сообществом и прошедших проверку временем[4].

Хотим выразить благодарность признанному специалисту в области социальной психологии подростка доктору психологических наук, профессору, члену-корреспонденту Российской академии образования Михаилу Юрьевичу Кондратьеву за его участие в подготовке двух важных для учебника параграфов, а также доктору психологических наук, профессору Татьяне Леонидовне Крюковой за любезное согласие напечатать разработанные ею методики для диагностики совладающего поведения.

В результате освоения представленного учебника студент должен:

знать

  • • основные теоретические подходы к анализу подросткового возраста;
  • • закономерности психического и личностного развития на этом возрастном этане;

уметь

  • • выявлять специфику психического развития и поведения подростков с учетом особенностей возрастного этапа;
  • • оценивать влияние факторов риска;
  • • применять психологические знания для постановки профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности;

владеть

  • • культурой научного мышления;
  • • навыками библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач;
  • • основными способами практической психологической работы с подростками, их родителями и педагогами.

P.S. 20 мая 2015 г., через две недели после того, как рукопись этого учебника была передана в издательство, Анна Михайловна Прихожан ушла из жизни. Поэтому книга, которую вы держите сейчас в руках или, возможно, нашли в интернете, — это последняя ее работа и последняя — к огромному моему сожалению — наша с ней совместная работа.

Н. Н. Толстых

  • [1] Прихожан Л. М., Толстых Н. Н. Подросток в учебнике и в жизни. М.: Знание, 1990.
  • [2] Прихожан А. М., Толстых II. II. Дети без семьи. М.: Педагогика, 1990; Прихожан А. М., Толстых II. II. Психология сиротства. 2-е изд. СПб.: Питер, 2005.
  • [3] Толстых Л. В. Опыт конкретно-исторической психологии личности. СПб.: Алетейя, 2000.
  • [4] Практическая психология образования / под рсд. И. В. Дубровиной. М., 1997, 1998,2004, 2009; Антология социальной психологии возраста / под ред. М. Ю. Кондратьева. М. :Изд-во МГППУ, 2010; Кондратьев М. /О. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. СПб.: Питер, 2005.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой