Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Новый этап развития диссидентского и правозащитного движения пришелся на 1968—1976 гг

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Подавление антикоммунистических выступлений в 1968 г. в Чехословакии («Пражская весна») внутри СССР обернулось «закручиванием гаек» в идеологии и культуре, преследованиями диссидентов, усилением догматических тенденций в общественных науках, изменением всей общественно-политической атмосферы в стране. Из редакций газет и журналов увольняли неугодных редакторов и журналистов. Ужесточилась цензура… Читать ещё >

Новый этап развития диссидентского и правозащитного движения пришелся на 1968—1976 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Подавление антикоммунистических выступлений в 1968 г. в Чехословакии («Пражская весна») внутри СССР обернулось «закручиванием гаек» в идеологии и культуре, преследованиями диссидентов, усилением догматических тенденций в общественных науках, изменением всей общественно-политической атмосферы в стране. Из редакций газет и журналов увольняли неугодных редакторов и журналистов. Ужесточилась цензура. В конце 1960;х — начале 1970;х гг. наступили тяжелые времена для многих советских историков, чьи работы не вписывались в утвержденные каноны официальной идеологии, все более напоминавшей постулаты «Краткого курса истории КПСС». Литературные произведения, не отвечавшие официальным требованиям, не публиковали. Кинофильмы клали на полки, и они не доходили до широкого зрителя. Жесткому контролю со стороны Министерства культуры подвергалась театральная деятельность.

Судебное преследование в 1965 г. писателей Юрия Даниэля и Андрея Синявского за публикацию за границей литературных произведений, политический процесс в январе 1968 г. над правозащитниками Александром Гинзбургом и Юрием Галансковым повлияли на организационное оформление гражданской активности части инакомыслящих в СССР. Диссидентские и правозащитные группы стали приобретать черты общественного движения. Возникли элементы координации. Самиздат, до того по большей части художественный, стал насыщаться публицистикой, социальнополитической эссеистикой. Например, была опубликована работа академика А. Д. Сахарова «Размышление о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» (июнь 1968 г.). В конце 1960;х гг. основные течения диссидентов объединились в «Демократическое движение», правда, с весьма размытой структурой. Оно состояло из трех идеологических направлений, возникших в послесталинский период: «подлинного» марксизма-ленинизма (Рой и Жорес Медведевы), западного либерализма (А. Д. Сахаров), христианской идеологии (А. И. Солженицын). «Демократическое движение» было очень малочисленным: всего несколько сотен человек из среды интеллигенции. Однако благодаря деятельности двух выдающихся личностей — А. И. Солженицына и А. Д. Сахарова, ставших своего рода символами правозащитного движения, оно нашло признание за границей.

Помимо весьма узких кругов интеллигенции протест выражали и другие слои общества: католические круги в Литве; евреи, недовольные ужесточением иммиграционной политики в 1970—1985 гг.; часть национальной интеллигенции на Украине, в Грузии, Армении, Прибалтике, озабоченная массовой иммиграцией из России и политикой русификации. Кроме этого, в различных слоях населения складывались своеобразные формы протеста против официальной политики и идеологии, которые подчеркивали расхождение официально признанных норм и истинных ценностей, например экологические кампании (против загрязнения озера Байкал, поворота сибирских рек в Среднюю Азию) или критика деградации экономики молодыми «технократами», работавшими в престижных научных коллективах, удаленных от центра (например, в Сибири), наконец, создание произведений нонконформистского характера во всех областях интеллектуального и художественного творчества.

В I960—1970;е гг. происходило также возрождение религиозного сознания. Интерес к религии принимал различные формы. Начали восстанавливаться храмы, публиковаться книги о русской православной религиозной традиции, в которых выражалось сожаление о ее разрушении, среди интеллигенции возникает мода коллекционировать иконы и устраивать домашние выставки. В этом процессе официальная церковь не принимала участие, гак как она строго контролировалась партией и КГБ. Патриархия не предпринимала серьезных попыток расширить рамки своей деятельности. Именно поэтому, а также из-за ее тесного сотрудничества с властями церковь критиковали А. И. Солженицын, священники Глеб Якунин, Дмитрий Дудко, Николай Эшлиман. В СССР действовала небольшая группа христианских диссидентов — Всероссийский социально-христианский союз освобождения народа, состоящий примерно из 30 членов; в Москве существовал религиозно-философский семинар. Особенно серьезным изданием был журнал «Вече», редактировавшийся в 1970;е гг. Владимиром Осиповым, который предоставлял свои страницы авторам самых различных убеждений.

Наряду с неофициальными общественными движениями в 1960— 1980;е гг. шел интенсивный рост официальных общественных организаций. Одновременно нарастал процесс их бюрократизации. Кроме самых крупных и представительных организаций, таких как профессиональные союзы, ВЛКСМ, появилось много новых. Среди приобретших определенное влияние в обществе можно назвать Комитет советских женщин, Советский комитет защиты мира, Комитет молодежных организаций, Советский Красный Крест и др. Но эти организации не являлись, по существу, общественными, они финансировались из бюджета, ими руководили партийные органы. И профсоюзы, и комсомол утрачивали последние элементы демократизма, шло интенсивное «разбухание» их управленческого аппарата. Членство в этих организациях постепенно становилось принудительнообязательным.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой