Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Процессуальные методы современного экзистенциального анализа

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

И., молодая женщина 29 лет, в течение двух лет работала в пункте обмена валюты. Около 10 месяцев назад на обменный пункт было совершено разбойное нападение, во время которого И. получила сильнейший удар по голове, изуродовавший ее лицо. Она осталась в живых только потому, что бандиты посчитали ее мертвой. И. долго лечилась, сейчас физическое состояние, по ее словам, было вполне нормальным, однако… Читать ещё >

Процессуальные методы современного экзистенциального анализа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Процессуальные методы «третьей венской школы психотерапии» можно разделить на три группы:

  • • ориентированные на ресурсы;
  • • ориентированные на проблему;
  • • ориентированные на развитие.

Эти методы основаны на обращении к следующим способностям человека как личности:

  • самодистанцированию как освобождению от слишком тесной связанности с собственным психофизическим бытием;
  • самотрансценденции как направленности к миру, к другим людям, как диалогу с внешним окружением;
  • самопринятию как установлению диалога со своим внутренним миром, подлинному и глубокому принятию самого себя.

Сдвиг от ресурсно-ориентированных к проблемно-ориентированным методам и далее к ориентированному на развитие методу «Персональный экзистенциальный анализ» происходит в зависимости от степени заблокированности доступа пациента к собственным духовным способностям. При этом фокус терапевтического процесса меняется в следующей последовательности:

  • • активизация духовных способностей посредством прямого обращения к этому неиспользуемому пациентом потенциалу в случае применения методов, ориентированных на ресурсы;
  • • поэтапное раскрытие способностей и тренировка в их использовании в методах, ориентированных на проблему;
  • • развитие доступа к еще ясно не осознаваемым пациентом способностям посредством персонального экзистенциального анализа.

К методам, ориентированным на ресурсы, относятся классические методы логотерапии В. Франкла — парадоксальная интенция, дерефлексия и изменение установки. Эти методы используются, когда для обращения к возможностям своего духовного измерения пациент нуждается не более чем в побуждении и поддержке со стороны терапевта. В этом случае, получив от терапевта объяснения и инструкции, пациент способен сразу же использовать метод и убедиться в его действенности. Применяя эти методы, которые могут быть отнесены к сфере психологического консультирования, терапевт не обращается к причинам возникновения проблем; контекст, в котором проявляется проблема или симптом, также относительно не важен. Применение этих методов достаточно подробно освещено в работах В. Франкла.

Методы, ориентированные на проблему, были разработаны в современном экзистенциальном анализе на основании теоретической концепции В. Франкла. Они включают метод укрепления воли, метод нахождения персональной позиции и метод нахождения экзистенциального смысла. В проблемно-ориентированных методах, в отличие от методов, ориентированных на ресурсы, уделяется гораздо больше внимания жизненной ситуации пациента и тому, как он переживает свою проблему или психологическую травму. Эти методы, применение которых происходит в атмосфере поддерживающих диалогических терапевтических отношений, предусматривают пошаговый процесс установления пациентом более близких отношений с самим собой и своим окружением, осознание и пересмотр его жизненных установок. В этом процессе пациент постепенно рефлексирует и учится использовать собственные духовные способности.

Метод укрепления воли работает над волей к смыслу и усиливает способность пациента к самотрансценденции. Укрепление решимости происходит в процессе внутреннего и внешнего диалога, в котором пациент проясняет, что ему нужно сделать, чтобы достичь поставленной перед собой цели. Показаниями для применения метода являются, с одной стороны, различные типы вредных привычек, а с другой, неспособность завершить какую-либо конкретную деятельность, например учебу или работу.

Метод нахождения персональной позиции основан на самодистанцировании, в процессе которого пациент пересматривает свое отношение к конкретной жизненной ситуации и находит ту ценность, которую он хотел бы в данной ситуации воплощать. Этот метод показан при блокирующих деятельность страхах и депрессивных чувствах, а также в запутанных ситуациях межличностных отношений.

Метод нахождения экзистенциального смысла используется, если пациент переживает состояние утраты смысла — такое состояние может наступить после серьезных изменений в жизни, например потери работы, выхода на пенсию, расставания с партнером. Шаги метода включают соотнесение с реальностью, восприятие ценностей, принятие решения и его воплощение.

Для иллюстрации проблемно-ориентированных методов приведем примеры использования метода укрепления воли и метода нахождения экзистенциального смысла.

Пациентке 25 лет была предложена возможность пройти курс психотерапии во время лечения в больнице после попытки суицида. На первом сеансе женщина рассказала о причинах, по которым пошла на это отчаянный шаг. Она пристрастилась к наркотикам с 14-летнего возраста, в первый раз пошла на психотерапию в 16 лет. К сожалению, она вновь стала употреблять наркотики из-за того, что ее бойфренд был наркотически зависим. Саму себя она считает неудачницей. В течение последних двух лет она все больше и больше думала о суициде, однако ни с кем об этом не разговаривала. Сейчас она рада тому, что ее попытка провалилась, и чувствует, «словно тысячи ангелов позаботились о ней когда она прыгнула под поезд метро».

Наркотики все последние годы владели ее жизнью, хотя она вспоминает и удачный двухлетний период после первого посещения психотерапевта, в течение которого была от них свободна.

Она была счастлива снова получить шанс жить, но в то же время боялась опять потерпеть неудачу. Она сомневалась, сможет ли справиться с отказом от наркотиков, но это было бы единственным образом жизни, который она хотела вести и который был для нее ценным.

Хотя это и было идеальной стартовой точкой для психотерапии, ее ситуация также имела некоторые ограничения. Из-за серьезного перелома нескольких костей она получила право остаться в местной больнице и рассчитывала пробыть здесь несколько недель, вслед за этим она должна была быть переведена на реабилитацию в центр лечения от наркотиков. Это ограничивало число доступных нам сеансов до десяти. Что можно и нужно было сделать за это время? Без сомнения, приоритет должен был быть отдан тому, чтобы поддержать и сделать устойчивой ее волю к жизни.

Она не видела способа, как можно было воплотить свои желания в реальность, что субъективно переживала как утрату способности что-либо хотеть. Как следствие, она видела себя слабым человеком, жертвой обстоятельств и собственной слабохарактерности. Она сомневалась в том, что может достичь своей цели. Страдая от низкой самооценки, она опасалась, как пойдут дальше дела с бойфрендом. С другой стороны, она надеялась, что ее мать поможет ей. Более того, она чувствовала вину за то, что попыталась совершить суицид, и это еще более снижало самооценку.

В экзистенциальном анализе цель психотерапевтического воздействия состоит в том, чтобы восстановить автономию и субъектность человека, прямо и открыто посмотрев на то, что он намеревается сделать. В случае этой молодой женщины был использован «метод укрепления воли».

Первый шаг метода состоит в описании намерений и позитивных результатов, ожидаемых от психотерапии. Ее цель жить без наркотиков в данный момент была ясна. Она хотела начать новую жизнь. Она хотела вести нормальную жизнь и быть способной справляться с трудностями, которые приносит жизнь. Жизнь с наркотиками ее слишком утомила.

Следующий шаг метода укрепления воли состоит в тщательном рассмотрении негативных последствий, в отчетливом прояснении того, что противостоит ее стремлениям. Чего она лишится, что потеряет, если будет жить без наркотиков? От чего она должна будет отказаться? Прием наркотиков был ее испытанным способом справляться с проблемами. Теперь она должна будет найти другие способы выдерживать эмоционально трудные ситуации и научиться другим способам обращаться с ними. «Я использовала наркотики, чтобы „закрыть“ себя», — говорила она. Что с ней случится, если она больше не сможет себя «закрывать»?

На втором шаге мы должны были пристально посмотреть на ее способность находить в приеме наркотиков немедленное облегчение и таким образом избегать проблем и страданий. Хватит ли у нее мужества? Кому и чему она может доверять? Отказываясь от стиля жизни наркоманки, она идет на верную потерю хорошо известного ей окружения, среды, которая, с одной стороны, поддерживала ее, а с другой, подкрепляла ее привычку. Задача второго шага состоит в том, чтобы пациент осознал все препятствия, все силы, которые работают против его намерения. Мы должны рассмотреть их так же серьезно, как и ожидаемый позитивный результат. Эти вопросы вызвали у нее сильную тревогу, потому что тонкая фанерная стена хорошо известного ей жизненного стиля прикрывала внутреннюю пустоту—жизнь без наркотиков была для нее неизведанной, она была очень слабо укоренена в таком способе бытия. Этот шаг связан не только с тем, чтобы «взять в руки» мешающие факторы. Это также был важный и тяжелый шаг встречи с самой собой, шаг развития сознавания не только позитивных, но и негативных чувств для того, чтобы стать ближе самой себе. Ей было тяжело, и потребовалось много энергии для того, чтобы вынести разочарование, почувствовав, насколько она одинока. Опыт того, что она в состоянии поддерживать соотнесенность со своими чувствами и всерьез относиться к самой себе, способствовал росту ее мужества и способности доверять. Ее первоначальная ориентация на что-то вовне была направлена обратно к ней самой: «Что мои предполагаемые цели сделают со мною?» Развитие воли было пошаговым решением проживать свою жизнь своим собственным способом. Чувствовать сильное желание этого означает быть готовым посвятить свою жизнь определенной цели. Намерение, которое она стремилась реализовать —жить без наркотиков, — больше не было просто общей целью, очевидной вещью; теперь это было ее собственное персональное решение в пользу своей жизни.

Пациентка справилась с этим шагом сомнений и поисков. Было важно не цепляться за иллюзии по поводу будущего или прошлого. Чем больше мы могли конкретизировать ее надежды и страхи, тем яснее она могла чувствовать, что действительно способна к новой жизни.

Теперь она была готова к третьему шагу метода — усилению позитивного. В экзистенциальном анализе это усиление влечет за собой то, что пациент становится ближе к чувствам, которые вызывает у него цель, к которой он стремится. Это, в свою очередь, приводит к тому, что цель интериоризируется.

Благодаря исследованию того, какой смысл будет иметь это решение для всей ее жизни, она еще раз убедилась в своем желании оставить жизнь наркоманки. На этом завершающем шаге она вспомнила ситуацию, приведшую ее в больницу: для нее желание жить без наркотиков первоначально было решением за или против жизни. Но теперь она чувствовала себя гораздо ближе к самой себе, стала больше знать саму себя. И это обеспечило ее прочной отправной точкой для долгого и трудного пути вперед. Это уменьшило ее страх неудачи и дало переживание того, что быть одной совсем не так ужасно; она могла доверять самой себе.

В конечном счете это доверие к себе преобразовалось в способность «выйти за собственные пределы» — быть способной посвятить свою жизнь кому-то или чему-то, и это решение сделало ее жизнь действительно ценной. В той степени, в которой она оказалась способной выявить свою духовную способность к самотрансценденции, она смогла убедиться в силе своей воли (Langle, 2003, р. 84—86).

И., молодая женщина 29 лет, в течение двух лет работала в пункте обмена валюты. Около 10 месяцев назад на обменный пункт было совершено разбойное нападение, во время которого И. получила сильнейший удар по голове, изуродовавший ее лицо. Она осталась в живых только потому, что бандиты посчитали ее мертвой. И. долго лечилась, сейчас физическое состояние, по ее словам, было вполне нормальным, однако лицо было очень сильно изуродованным. Из обменного пункта она была под абсурдным предлогом уволена, хозяева пункта не хотели даже разговаривать ни о какой материальной компенсации. И. пришлось отказаться от своих карьерных планов, личная жизнь также оказалась разрушенной, многие ее знакомые постепенно прекратили с ней отношения. На коммерческий вариант восстановления внешности у И. не было денег, так что врачи посоветовали ей «оставить все как есть».

То, как И. рассказывала свою историю, вызвало у консультанта невольное уважение: чувствовалось, что она смогла выдержать этот тяжелейший удар судьбы. Вскоре И. сама сказала об этом:

«Я знаю, что мне предстоит со всем этим жить. В конце концов, я чувствую, что могу справиться. Но что дальше?» Консультант предложил И. шаги метода нахождения экзистенциального смысла.

Первый шаг состоял в том, что жизненная ситуация И. была рассмотрена еще раз, но теперь главным стал акцент на тех возможностях, которыми И. располагает в настоящее время. Она сказала, что видит следующие возможности: подать судебный иск о получении финансовой компенсации с прежних работодателей, не обеспечивших надлежащей безопасности на рабочем месте; навсегда переехать жить к родственникам в деревню; попробовать получить высшее образование — раньше И. хотела получить диплом экономиста, нов юности ей казалось, что она еще успеет поступить в вуз, когда же ей стало больше 25 лет, она решила, что учиться уже поздно.

В соответствии со вторым шагом метода И. было предложено эмоционально взвесить каждую из возможностей, чтобы почувствовать ее значимость для собственной жизни. Иск против прежних работодателей обещал огромную нервотрепку и неопределенно большие затраты времени, шансы же на успех И. оценивала как крайне малые. Идея переехать жить в деревню вызвала у нее сначала грусть, а затем внутреннее отторжение. Возможность поступить в вуз, которая вначале представлялась практически нереализуемой, при ближайшем рассмотрении стала восприниматься не такой уж несбыточной. Хотя у нее не было денег на коммерческий вуз, ее настоящая работа на складе в режиме «сутки работы — трое суток отдыха» давала ей средства к существованию и, главное, достаточно времени для подготовки к вступительным экзаменам. И. приняла решение (третий шаг метода нахождения смысла) в ближайшие дни собрать информацию о московских вузах и подумать, в какой из них она реально могла бы попробовать поступить.

Через две недели И. рассказала, что обзвонила многие вузы и в некоторые съездила. В одном из них она узнала, что, поскольку у нее пока еще сохраняется инвалидность вследствие полученной травмы, она имеет право внеконкурсного поступления на бесплатное отделение в случае положительно сданных экзаменов. И. приняла решение поступать в этот вуз. Теперь И., по ее словам, «начала с воодушевлением готовиться к экзаменам» (четвертый шаг метода нахождения смысла — реализация решения в деятельности) СЛэнгле, Зайцев, Шумский, 2005, с. 106—107).

Методы, ориентированные на проблему, могут быть отнесены к сфере краткосрочной психотерапии, которая лежит между психологическим консультированием, с одной стороны, и ориентированной на развитие психотерапевтической работой, с другой.

Ориентированный на развитие метод «Персональный экзистенциальный анализ» (ПЭА) будет подробно рассмотрен в гл. 3. Этот психотерапевтический метод направлен на раскрытие способностей пациента актуализировать свое личностное начало посредством внешнего и внутреннего диалога.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой