Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Понятие детства. 
Психология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Специфичность широко применяемых в науках о человеке опросных методов в возрастной психологии состоит в том, что классические стандартизованные анкеты и опросники могут применяться не ранее подросткового возраста. Для младших детей используются клиническая беседа (Ж. Пиаже) и проективные методики (например, тест неоконченных предложений Ж. Ньюттена). Широко применяются и вопросники для родителей… Читать ещё >

Понятие детства. Психология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В обыденной речи слово «детство» применяется и к животным, и тогда оно означает период от рождения до наступления половой зрелости. У многих животных в этом возрасте наблюдаются игры, тренирующие их врожденные механизмы поведения (инстинкты). Такова, например, игра котенка с бумажкой на ниточке. Здесь длительность и значение детства определяются сравнительно легко. Когда же речь заходит о человеке, то значение указанного понятия существенно меняется. Термин «детство» используется широко и многозначно.

Детство — это особое социальное явление, содержание которого составляет устойчивая последовательность актов взросления растущего человека, его состояние от рождения до взрослости (Д. И. Фельдштейн).

Но что считать человеческой взрослостью? У животных половозрелая особь является взрослой. Человек же — существо двойственное: биологическая зрелость у него почти никогда не совпадает со зрелостью социальной.

пример

В развитых странах человек признается зрелым, т. е. полноправным членом общества, не ранее 21 года, тогда как половая зрелость наступает не позднее 16−17-летнего возраста. В то же время в некоторых племенах, не обладающих высокоразвитыми способами производства, дети признаются взрослыми задолго до наступления половой зрелости (наблюдения М. Мид).

Следовательно, продолжительность человеческого детства определяется уровнем развития общества: чем более развит социум, тем большим объемом знаний и навыков должен овладеть человек, чтобы стать его полноправным членом, тем длиннее его детство.

Методы возрастной психологии

Возрастная психология применяет практически все методы психологической науки, но часто в своеобразном виде.

пример

Так, наблюдение в силу специфической реакции ребенка на незнакомого взрослого чаще всего приобретает вид дневниковых наблюдений родителей за собственными детьми. В этом случае, во-первых, дети ведут себя естественно, не ощущая постороннего присутствия. Во-вторых, родители, наблюдая ребенка постоянно, могут точнее указать, когда появились и с чем связаны те или иные формы его поведения.

Специфичность широко применяемых в науках о человеке опросных методов в возрастной психологии состоит в том, что классические стандартизованные анкеты и опросники могут применяться не ранее подросткового возраста. Для младших детей используются клиническая беседа (Ж. Пиаже) и проективные методики (например, тест неоконченных предложений Ж. Ньюттена). Широко применяются и вопросники для родителей, направленные на установление стиля родительского отношения к ребенку, выявление особенностей поведения маленьких детей, с которыми еще не удается поговорить. Для решения задач психологии взрослости активно используется компьютерная методика изучения жизненного пути (Кроник и др., 1998), с помощью которой можно как диагностировать состояние и психологический возраст человека, гак и осуществлять терапевтическое вмешательство.

Однако ни наблюдение, ни опросные методы не помогут нам раскрыть причин и механизмов наблюдаемых феноменов. Даже самые тщательные и стандартизованные индивидуальные наблюдения не помогут отделить случайное от закономерного, частное от всеобщего. В этом случае наука обращается к эксперименту.

Констатирующий эксперимент позволяет строго контролировать условия проявления того или иного феномена, и за счет увеличения числа испытуемых появляется возможность с помощью статистических методов отсечь случайное и выявить закономерное.

В возрастной психологии различают две формы констатирующего эксперимента:

  • 1) метод поперечных срезов, когда изучаются и сравниваются по одному и тому же критерию разные группы испытуемых, например, разного возраста. В этом случае можно выявить общие закономерности возрастного развития и с помощью количественного анализа установить некоторые его нормы. Однако выявленные таким образом законы касаются лишь усредненного ребенка, не давая возможности изучить индивидуальные пути развития;
  • 2) метод продольных срезов, или лонгитюдный эксперимент, лишен этого недостатка. Здесь одна и та же группа испытуемых изучается на разных возрастных этапах развития по мере своего взросления. Такая постановка эксперимента занимает гораздо больше времени, но зато позволяет проследить индивидуальный ход развития каждого человека и обнаружить в процессе развития некоторые переломные точки.

Недочетами обеих форм констатирующего эксперимента являются невозможность избежать возмущающего влияния экспериментатора и самой ситуации эксперимента, а также то, что причины установленного хода развития остаются гипотетическими, т. е. о связи данной причины с данным следствием можно утверждать лишь с определенной долей вероятности, которую дает статистика (хотя обычно эта вероятность составляет 95−99%). Первый недостаток существенно уменьшается при проведении не лабораторного, а естественного эксперимента, когда введение некоторой независимой переменной происходит в привычной, естественной для испытуемых среде (например, некие экспериментальные игрушки приносятся в игровую комнату обычного детского сада). Вероятностный характер выявляемых при этом закономерностей таким же и остается.

Истинные же, а не только вероятные причины того или иного явления мы можем познать, если нам удастся сформировать данное психическое свойство в эксперименте. Так образовалась стратегия формирующего эксперимента, очень популярная в отечественной психологии.

Формирующий эксперимент ставит своей целью активное формирование или воспитание тех или иных сторон психики, уровней деятельности и т. д. Экспериментальное формирование заданного психического свойства не оставляет сомнений в том, что сама его природа и механизмы формирования познаны, раскрыты правильно.

Экспериментальное формирование изучаемого явления, видимо, является идеалом любой науки, так как прямо ведет к практическому применению ее результатов. В психологии известны формирование умственных действий по теории П. Я. Гальперина, формирование учебной деятельности (Д. Б. Эльконин — В. В. Давыдов), концепция «первоначального очеловечивания» слепоглухих через орудийную деятельность (И. А. Соколянский — А. И. Мещеряков). Однако примеров действительного формирующего эксперимента не так много. Прежде всего, потому, что его применение возможно только при наличии у исследователя довольно полного и конкретного представления нс только о самом изучаемом явлении, но и о механизмах его формирования.

Успешно применяемый в других науках метод математического моделирования применяется и в психологии (в основном моделируются познавательные психические процессы). Однако в возрастной психологии данный метод не получил широкого распространения, скорее всего, в связи с невозможностью описать развитие человека с помощью конечного числа переменных.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой