Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Становление общественного движения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Под общественным движением обычно понимаются негосударственные коллективные действия или объединения, имеющие своей целью решение тех или иных социальных проблем. Их появление связывают с Американской и Французской революциями XVIII в. В России самоуправное правление Павла I способствовало расколу между официальной государственной политикой и представлениями общества об этой политике. В начале… Читать ещё >

Становление общественного движения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Под общественным движением обычно понимаются негосударственные коллективные действия или объединения, имеющие своей целью решение тех или иных социальных проблем. Их появление связывают с Американской и Французской революциями XVIII в. В России самоуправное правление Павла I способствовало расколу между официальной государственной политикой и представлениями общества об этой политике. В начале Александровского царствования общество стало все заметнее интересоваться вопросами государственного устройства, способами его исправления и совершенствования, их причинами и последствиями. В 1802 г. известный литератор Н. М. Карамзин стал издавать первый в России общественно-политический журнал «Вестник Европы», а через год взялся за составление подробной «Истории Государства Российского». Эта «История» стала пользоваться невиданным доселе спросом — не только благодаря мастерству писателя-историка, но и вследствие появившегося в России общественного интереса к прошлому отечества.

Важно запомнить

Патриотический подъем, связанный с Отечественной войной 1812 г., последовавший за ней поход на Европу, познакомивший многих представителей русской дворянской молодежи с западноевропейской жизнью, дали толчок движению декабристов. Под этим общим названием историки объединили деятелей тайных обществ конца 1810-х — начала 1820-х гг., наиболее радикальная часть которых предприняла неудачные вооруженные выступления против самодержавной власти в Петербурге 14 декабря 1825 г. (отсюда и название «декабристы») и под Черниговом в начале 1826 года.

Декабристов при всей разнице воззрений объединяли общие представления о приоритете свободы человека над сословными и государственными интересами, о необходимости конституционной гарантии гражданских прав личности и замены неограниченной монархии привлечением к управлению страной представителей всего населения страны. Единого мнения о пути достижения этого идеала — эволюционным или революционным путем — у декабристов не сложилось. Одним из наиболее радикальных был проект П. И. Пестеля, лидера возникшего в 1821 г. Южного тайного общества. Пестель предполагал переход к идеальному строю путем физического уничтожения всей царской семьи и установления жесткой диктатуры. Болес умеренной была программа Н. М. Муравьева, одного из лидеров возникшего в том же 1821 г. Северного тайного общества. Его «Конституция» предполагала созыв Учредительного собрания, создание конституционной, т. е. ограниченной, монархии, сохранение крупного землевладения. Неожиданная смерть Александра I вызвала попытку декабристов воплотить свои идеалы в жизнь и с этой целью совершить государственный переворот во время междуцарствия, однако новый император Николай I решительно ее пресек. Вооруженные выступления не вызвали общественной, тем более народной поддержки, и были сравнительно легко подавлены. По делу декабристов было привлечено почти 600 человек, осуждено меньше половины. Из них пятерых повесили, более 120 отправили в Сибирь — на каторгу или в ссылку.

Мнение специалиста

Историческая наука не дает однозначного ответа на вопрос, было ли восстание декабристов обречено на поражение. Традиционный ответ исследователей — было, и известная работа Н. Я. Эйдельмана, посвященная декабристам, соответственно называется «Обреченный отряд». Однако петербургский литератор и декабристовед Я. Л. Гордин считает, что у движения декабристов были определенные шансы на успех. Он вписывает восстание в общеевропейский контекст, приводя примеры, когда типологически схожие вооруженные выступления (например, в Испании) оказывались успешными.

В николаевское царствование любые попытки создать радикальные тайные общества жестко пресекались. Характерна судьба кружка М. В. Петрашевского, члены которого были арестованы по доносу правительственных агентов в 1849 г. Двадцать один человек (в том числе Ф. М. Достоевский) по обвинению в распространении «революционной заразы» был приговорен к смертной казни, которую в последний момент заменили каторгой, ссылкой или отдачей в солдаты.

Умеренное общественное движение в николаевское царствование развивалось с опорой на журналы, университетских преподавателей, литературные кружки и салоны. В 1830—1840-с гг. одним из самых обсуждаемых вопросов был вопрос о предназначении России в мире. Толчком к нему стала публикация «Философического письма» П. Я. Чаадаева в 1836 г. П. Я. Чаадаев был очень критичен к России и российской истории, считал, что страна выпала из исторического процесса и ничего не дала остальному миру. В разгоревшихся вокруг такого мнения спорах к концу 1830-х гг. выкристаллизовались два направления общественной мысли: «западников» и «славянофилов» (и то, и другое название возникли из взаимных кличек).

Западники признавали духовное и историческое единство России и Западной Европы, поскольку считали, что единая мировая цивилизация развивается по общим историческим законам, двигаясь (хотя и с разной скоростью) по пути прогресса, к лучшему будущему. Они верили в разум, способный познавать и использовать законы природы и общества, считали главной ценностью человеческую личность, ради свободы и самореализации которой и нужно совершенствовать общественное устройство.

Петр I считался в кругу западников одним из важнейших положительных исторических деятелей: он смог вернуть замкнувшуюся было в себе Россию в семью европейских народов и преодолеть ее отсталость. На основании воззрений западников в дальнейшем развивались и российский либерализм, и радикализм. Видными представителями западничества были критик В. Г. Белинский, литератор Л. И. Герцен, историк Т. Н. Грановский.

Переписка западника В. Г. Белинского с писателем Н. В. Гоголем в 1847 г. обострила нерешенный до сих пор вопрос: если существующий порядок несовершенен, то что в нем нужно менять в первую очередь? Общественное устройство, как считал В. Г. Белинский? Ведь тогда сама система взаимоотношений в государстве и обществе будет способствовать развитию лучших черт человеческой личности и подавлять худшие (по крайней мере, защищать окружающих от плохих людей). Или прежде всего менять нужно самих людей, как считал Н. В. Гоголь? Ведь чем совершеннее люди, тем проще им жить при любой общественной и государственной системе.

Постоянные оппоненты западников, славянофилы, считали русскую цивилизацию принципиально отличающейся от цивилизации «загнивающего Запада». В обоснование этого приводилась «истинность» православного христианства, наследующего древние традиции Восточной церкви, гармония народа и добровольно призванной верховной власти (в отличие от Запада, где власть и общество враждуют), сохранение в России крестьянской общины как примера справедливого общественного устройства. Интересы личности должны быть подчинены интересам общества (крестьянской или религиозной общины). Традиция и общая вера важнее, чем индивидуальный разум. Петр I для славянофилов — антигерой, внесший раскол в русскую жизнь, прививший ей чуждые иноземные обычаи и учреждения и сбивший ее с правильного пути. Лучший мир нужно искать не в будущем, а в образцах допетровской старины. Именно поэтому важно изучать народную жизнь. Виднейшими представителями славянофильства были А. С. Хомяков, братья Иван и Константин Аксаковы (дети знаменитого писателя С. Т. Аксакова), братья Иван и Петр Киреевские.

И западников, и славянофилов объединяло ощущение несправедливости существующего общественного устройства. Из тех и из других вышло немало деятелей эпохи Великих реформ.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой