Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Конкурентный рынок с внешним эффектом

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С точки зрения общества, оптимальным объемом выпуска данного продукта будет точка Е2, в которой предельные общественные (они же частные) приобретения, связанные с использованием товара, уравниваются с предельными общественными издержками его производства. Если производство товара продолжается за пределами данного уровня, то оказывается, что денежная сумма, которую общество готово отдать… Читать ещё >

Конкурентный рынок с внешним эффектом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В каких случаях возникает внешний эффект экономической деятельности?

Внешние эффекты возникают тогда, когда рынок оказывается не в состоянии посредством ценообразования «вовлечь» в процедуру обмена все выгоды и издержки какой-либо деятельности экономических агентов. Поэтому внешние эффекты могут рассматриваться как общественные последствия частных процессов производства и потребления. Так, завод, выбрасывающий загрязняющие отходы, которые являются результатом его частной деятельности в качестве агента производства, в воздух, наносит ущерб окружающей среде и жителям окрестных населенных пунктов, навязывая тем самым дополнительные издержки обществу в целом. Однако эти общественные издержки никак не оцениваются рынком и, следовательно, никак не будут приняты во внимание стороной, их производящей. Завод будет «выпускать» такой объем загрязнений, при котором его предельные выгоды от загрязнения (более дешевый процесс основного производства) уравновешиваются его предельными издержками загрязнения, равными для него нулю. Хотя загрязнение наносит ощутимый вред (ощутимые издержки) другим экономическим агентам, эти издержки непосредственно не принимаются во внимание их производителем и, следовательно, не оказывают никакого влияния на его поведение.

То же самое относится к положительным внешним эффектам. Если, например, выращивание роз на балконе создает прекрасное настроение у прохожих, то с точки зрения общества, в данном случае производится положительный внешний эффект и общество хотело бы, возможно, увеличить число балконов с розами. Однако частный агент, выращивающий розы, будет руководствоваться принципом уравнивания своих частных предельных выгод (предельных приобретений) от роз (которые не включают их влияние на настроение прохожих) и своих частных предельных издержек по их выращиванию. И балконов с розами, или роз на балконах, в целом будет меньше, чем общественно оптимальная величина.

Каковы последствия наличия внешнего эффекта для конкурентного рынка?

В тех случаях когда возникает внешний эффект, это означает наличие расхождения между сопоставлением предельных издержек и предельных приобретений, производимых частным агентом и обществом в целом. Конкурентные нерегулируемые рынки не могут стимулировать частных агентов принимать во внимание эти косвенные последствия их действий для других людей.

Наличие внешних эффектов означает возникновение расхождения между общественными и частными издержками или общественными и частными приобретениями (выгодами), связанными с его производством и (или) потреблением.

В случае отрицательного внешнего эффекта предельные общественные издержки производства блага превышают предельные частные издержки на величину предельных внешних затрат:

Конкурентный рынок с внешним эффектом.

где МС — предельные общественные издержки; МСр — предельные частные издержки; МЕС — предельные внешние издержки.

В случае положительного внешнего эффекта предельные общественные выгоды товара представляют собой сумму предельных частных приобретений и предельных внешних приобретений:

Конкурентный рынок с внешним эффектом.

где МВч — предельные общественные приобретения; МВр — предельные частные приобретения; МЕВ — предельные внешние приобретения.

Экономическая эффективность требует, чтобы предельные общественные приобретения были уравнены с предельными общественными издержками для всех видов экономической деятельности. Когда внешние эффекты отсутствуют, предельные общественные и частные приобретения и издержки совпадают (MCs = МСр для предельных издержек и MBs = МВр для предельных приобретений). Тогда конкурентные рынки и «невидимая рука» А. Смита действительно приводят к экономической эффективности производства и потребления.

Если же внешние эффекты присутствуют, реальные издержки производства товара для общества возрастают в случае отрицательных внешних эффектов и снижаются в случае положительных внешних эффектов. Поэтому внешние эффекты препятствуют достижению экономической эффективности — оптимального, с точки зрения общества, уровня выпуска продукции.

На рис. 22.1 показано, каким образом отрицательные внешние эффекты препятствуют достижению общественной оптимальности производства.

Конкурентный рынок с отрицательным внешним эффектом.

Рис. 22.1. Конкурентный рынок с отрицательным внешним эффектом.

Предположим, что отрасль, в которой присутствуют отрицательные внешние эффекты, является совершенно конкурентной. Спрос D представляет собой предельную денежную оценку потребителями дополнительных частных выгод, связанных с выпуском дополнительной единицы товара.

МВр. Предположим также, что предельные частные и общественные приобретения, связанные с выпуском данного товара, совпадают, так что.

Конкурентный рынок с внешним эффектом.

Кривая предложения показывает предельные частные издержки производства дополнительной единицы продукта. Поскольку в отрасли присутствует отрицательный внешний эффект, кривая предельных общественных издержек будет расположена выше и левее кривой предложения, так что для каждого уровня выпуска, начиная с некоторого:

Конкурентный рынок с внешним эффектом.

При небольших объемах производства основного товара отрицательный внешний эффект может практически не ощущаться. Так, например, небольшое загрязнение реки, возникающее в результате деятельности целлюлозно-бумажного комбината, может самоликвидироваться благодаря внутренним источникам очищения, присущим микроэлементам реки. Однако с ростом объемов производственной деятельности завода размеры загрязнения будут все в большей и большей степени превышать возможности самоочистки. Поэтому возникает и увеличивается расхождение между частными и общественными предельными издержками:

Конкурентный рынок с внешним эффектом.

С точки зрения общества, оптимальным объемом выпуска данного продукта будет точка Е2, в которой предельные общественные (они же частные) приобретения, связанные с использованием товара, уравниваются с предельными общественными издержками его производства. Если производство товара продолжается за пределами данного уровня, то оказывается, что денежная сумма, которую общество готово отдать за дополнительную единицу этого товара (показываемая кривой спроса), меньше, чем издержки выпуска данной дополнительной единицы (показываемые кривой предельных общественных издержек). Таким образом, при движении производства вправо от точки Е2 до точки — частного равновесия — общество удаляется от оптимального состояния, производство становится общественно неэффективным.

С точки зрения частного производителя, товар следует производить до тех пор, пока предельные частные издержки его выпуска не превышают предельные частные выгоды его использования. Такой уровень производства достигается в точке Ev расположенной правее точки Ег Конкурентный рынок будет иметь уровень выпуска Qp, так как рынок ориентируется на частные оценки выгод и издержек. Таким образом, конкурентный рынок в условиях наличия отрицательных внешних эффектов произведет слишком большой, с точки зрения общества, объем выпуска: Qp > Qs.

Соответственно равновесная цена, которую общество готово заплатить за выпуск данного объема товара (с учетом отрицательного внешнего эффекта), оказывается выше равновесной цены, которую рынок назначает за данный товар без учета внешних эффектов: Р > Р.

s р

Совокупные потери общества в результате неучтенного внешнего эффекта составляют величину, соответствующую площади треугольника ЕлЕ2А, т. е. это те дополнительные издержки, которые навязывает обществу производитель отрицательного внешнего эффекта. Эта величина характеризует чистые потери общества от внешнего эффекта. Таким образом, в случае отрицательного внешнего эффекта распределение с помощью цен не является эффективным механизмом.

Рассмотрим теперь ситуацию с положительным внешним эффектом (рис. 22.2).

Конкурентный рынок с положительным внешним эффектом.

Рис. 22.2. Конкурентный рынок с положительным внешним эффектом.

В случае положительного внешнего эффекта кривая спроса представляет собой линию предельных приобретений частных агентов МВр. Общественные предельные приобретения, связанные с потреблением данного товара (например, повышение культурного уровня населения в результате получения образования), будут превышать линию спроса. Как и в случае с отрицательным внешним эффектом, при небольших объемах производства и потреб-ления положительный внешний эффект невысок и различие между частными и общественными приобретениями практически исчезает. Однако по мере роста объема потребления внешний эффект увеличи- dMEB п

вается:->0 и расхождение между спросом и линиеи предельных при;

dQ

обретений общества будет возрастать. Предположим также, что внешние эффекты в производстве отсутствуют, поэтому предложение будет характеризовать и частные, и общественные предельные затраты.

Частное равновесие конкурентного рынка наблюдается там, где частный спрос равен частному предложению — точка Еу Общественное равновесие уравнивает предельные приобретения общества с предельными затратами общества — точка Ег

Поскольку положительный внешний эффект невозможно учесть в ценах, объем производства и потребления в такой отрасли окажется меньше оптимального, с точки зрения общества: Qs > Qp, а цена частного рынка будет меньше того, что общество готово заплатить: Рр

S.

В точке частного равновесия ценность товара для общества (трапеция QpQE., B подлинней предельных приобретений общества МВ) превышает его издержки производства (трапеция QOE2E1 под линией предельных затрат). Общество недополучает товар, который оценивается высоко. Поэтому и здесь возникают чистые потери, связанные с наличием положительного внешнего эффекта, потери от недопотребления обществом данного товара, равные площади треугольника Е1Е2В. Частный агент производит слишком мало товара, сопровождаемого положительным внешним эффектом, чем это было бы оптимальным с точки зрения общества, распределение ресурсов с помощью рыночного механизма цен не является эффективным.

Если в экономике действует внешний эффект, то такая экономика не может путем конкуренции прийти к Парето-эффективному состоянию. Как было показано в гл. 21, одним из условий эффективного общего.

Рх МСХ _.

равновесия является отношение: ^ . Однако когда присутствует внешний эффект, то рыночные цены отражают лишь частные предельные затраты, которые могут быть либо ниже (в случае отрицательного внешнего эффекта), либо выше (в случае положительного внешнего эффекта) предельных издержек общества. Следовательно, данное равенство будет.

Рх MCi . " ,.

нарушено: — ф-f. Можно показать, что внешний эффект ведет к иска;

Ру

жению и других условий Парето-эффективного общего равновесия. Таким образом, в экономике с внешним эффектом не выполняется аллокативная эффективность. Оптимальное распределение по Парето не может быть получено в результате конкурентного равновесия. Теоремы благосостояния в такой экономике не выполняются.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой