Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Принципы государственной (гражданской) службы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В чем-то эти принципы повторяют вышерассмотренные принципы «государственной службы», а в чем-то и расходятся. Если их по-прежнему разделить на конституционные и организационные, то только два из них (было четыре) повторяют конституционные принципы, шесть (было пять) — организационные. Очевидно, что совпадающие принципы нет надобности снова анализировать. Интерес представляют лишь два новых… Читать ещё >

Принципы государственной (гражданской) службы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В государственном управлении периодический ряд необходимых операций начинается со знаний о социальной проблеме, которую необходимо оценить, выработать для ее решения цель, затем норму и, наконец, сформулировать функции и задачи, посредством которых преодолевается эта проблема. Для такой деятельности обычно разрабатываются административные принципы.

Административные принципы, или в данном случае принципы государственной (гражданской) службы, имеют, естественно, субъективный характер, поскольку вводятся и действуют по воле государства. Что они собою представляют?

Понятие «принципы государственной (гражданской) службы»

Термином «принцип» (лат. - основа, начало) обозначают основное, исходное положение какой-либо теории, учения. Административные принципы гражданской службы — это основополагающие требования, которыми руководствуются гражданские служащие в процессе своей профессиональной деятельности. В них выражены необходимые основания функционирования государственного аппаратного управления. Они устанавливают основные правила этой деятельности. Принципы кладутся в основу формирования и дальнейшего функционирования гражданской службы как административной власти.

По содержанию принципы гражданской службы представляют собой ориентиры, некоторые основания по упорядочению общественных отношений, управлению социальными явлениями и процессами. Они обеспечивают интеграцию отдельных видов управленческой деятельности в различных органах системы государственного управления, взаимную их согласованность и общую направленность на реализацию намеченных целей. На основе этих принципов организуется сам реальный процесс административного управления, т. е. продуманная и обоснованная упорядоченность действий по осуществлению административных управленческих функций, выбору методов и приемов управленческого административного воздействия.

Основное значение принципов гражданской службы заключается в том, что они определяют правовое содержание, практическую организацию и реальное функционирование гражданской службы. Эти принципы отражают наиболее существенные стороны организации и функционирования не только самой гражданской службы, но и системы государственных органов, определяют характер сложных взаимоотношений внутри этой системы.

Принципы гражданской службы изложены в федеральных законах «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Естественно, по большей части принципы в этих двух федеральных законах совпадают, но есть и некоторые различия, в том числе и терминологические. Так, в первом законе они обозначены как «принципы государственной службы», тогда как во втором эти принципы названы «принципами гражданской службы». В целом и те, и другие развивают и обогащают данный раздел государственного законодательства.

Современный законодатель не дает определения принципам гражданской службы, но перечисляет их в двух вышеозначенных федеральных законах. Правовое установление принципов гражданской службы обусловливает функционирование государственных органов, деятельность гражданских служащих, устойчивость государственно-правового регулирования государственно-служебных отношений, а также обоснование тенденций развития служебного законодательства о гражданской службе.

Публичное закрепление принципов государственной (гражданской) службы происходит в различных законодательных и других нормативных правовых актах: в Конституции, федеральных законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, конституциях, уставах и иных законодательных и нормативных актах субъектов РФ. Кроме того, принципы государственной (гражданской) службы, установленные в двух вышеназванных законах, являются основой, эталоном для всех других правовых норм, которые будут приняты в будущем.

В ст. 3 гл. 1 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» сформулированы девять основных принципов построения и функционирования системы государственной службы:

  • — федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации;
  • — законность;
  • — приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
  • — равный доступ граждан к государственной службе;
  • — единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;
  • — взаимосвязь государственной и муниципальной служб;
  • — открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
  • — профессионализм и компетентность государственных служащих,
  • — защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

При классификации принципов государственной службы целесообразно выделить две группы принципов: конституционные и организационные. Конституционные принципы обусловлены положениями Конституции, которые конкретизируются в данных законодательных актах. Организационные принципы отражают механизм построения и функционирования государственной службы, государственного аппарата и его звеньев, разделения управленческого труда, обеспечения эффективной административной деятельности в государственных органах.

Из девяти принципов государственной службы к числу конституционных относятся первые четыре, а к числу организационных — последние пять принципов. Все федеральные органы и органы государственной власти субъектов РФ обязаны претворять эти принципы в жизнь. Государственные служащие должны руководствоваться ими в своей работе.

Каждый в отдельности принцип государственной (гражданской) службы отражает не все объективные связи государственных органов и служащих, а лишь некоторые из них. Но все принципы взаимосвязаны и взаимообусловлены: соблюдение одних способствует реализации других и, напротив, нарушение какого-либо из принципов отрицательно сказывается на выполнении остальных принципов.

В Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» также имеются принципы функционирования, которых здесь восемь:

  • 1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;
  • 2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ;
  • 3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;
  • 4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;
  • 5) стабильность гражданской службы;
  • 6) доступность информации о гражданской службе;
  • 7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
  • 8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

В чем-то эти принципы повторяют вышерассмотренные принципы «государственной службы», а в чем-то и расходятся. Если их по-прежнему разделить на конституционные и организационные, то только два из них (было четыре) повторяют конституционные принципы, шесть (было пять) — организационные. Очевидно, что совпадающие принципы нет надобности снова анализировать. Интерес представляют лишь два новых принципа, которые, очевидно, имеют отношение к гражданскому обществу. Это принципы стабильности гражданской службы и ее взаимодействия с общественными объединениями и гражданами.

Помимо этих двух групп принципов, гражданские служащие руководствуются еще и вспомогательными принципами. По большей части они разбросаны в различных нормативных документах.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой