Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Постановления и определения Конституционного Суда РФ и их значение для правильного применения уголовно-процессуального закона

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Решение КС РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления КС РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта. Если признание нормативного акта неконституционным создало пробел в правовом регулировании, то непосредственно должны применяться нормы Конституции РФ… Читать ещё >

Постановления и определения Конституционного Суда РФ и их значение для правильного применения уголовно-процессуального закона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Конституционный Суд РФ — судебный орган конституционного контроля, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Его полномочия, организация и деятельность регулируются Конституцией РФ (ст. 102, 125, 128), Законом о КС РФ и Законом о судебной системе, а также Регламентом КС РФ от 01.03.1995 № 2−1/6.

Полномочия КС РФ, имеющие значение для уголовного судопроизводства:

1) разрешение дел о конституционности УПК и его отдельных положений.

Трудно переоценить роль КС РФ в приведении уголовно-процессуального законодательства в соответствие с Конституцией РФ. Решения КС РФ по вопросам полномочий суда в уголовном судопроизводстве, гарантий прав обвиняемого, потерпевшего, расширения возможности обжалования действий и решений должностных лиц и органов в уголовном процессе и другие были учтены при подготовке нового УПК. В связи с жалобами граждан и запросами депутатов Государственной Думы, а также судей КС РФ в своих постановлениях и определениях дал важные для применения УПК разъяснения. Некоторые нормы УПК были признаны не соответствующими Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права.

Решение КС РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления КС РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта. Если признание нормативного акта неконституционным создало пробел в правовом регулировании, то непосредственно должны применяться нормы Конституции РФ до принятия нового нормативного акта. В целях обеспечения исполнения решений КС РФ предусмотрена обязанность государственных органов и должностных лиц по приведению законов и иных нормативных актов в соответствие с Конституцией РФ в связи с решением КС РФ. Неисполнение, ненадлежащее исполнение или воспрепятствование исполнению решения КС РФ влечет ответственность, установленную федеральным законом (ст. 80 и 81 Закона о КС РФ).

Признание КС РФ закона, примененного судом в уголовном деле, не соответствующим Конституции РФ, является новым обстоятельством для возобновления производства по данному делу (п. 1 ч. 4 ст. 413 УПК);

2) разрешение споров о компетенции между органами государственной власти.

Примером разрешения такого спора по вопросам уголовного судопроизводства является Постановление КС РФ от 01.12.1999 № 17-П «По спору о компетенции между Советом Федерации и Президентом Российской Федерации относительно принадлежности полномочия по изданию акта о временном отстранении Генерального прокурора Российской Федерации от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела».

Конституционный Суд РФ указал, что отстранение Генерального прокурора РФ от должности на время расследования является обязательным последствием возбуждения в отношении него уголовного дела, при этом должен быть издан соответствующий акт об отстранении Генерального прокурора РФ от должности. Отстранение от должности должно составлять компетенцию иной, находящейся вне системы прокуратуры, государственно-властной инстанции федерального уровня (ч. 1 ст. 11, п. «г», «о», «т» ст. 71 и ст. 129 Конституции РФ). Акт об отстранении Генерального прокурора РФ от должности на время расследования возбужденного в отношении него уголовного дела в отсутствие иного законодательного регулирования обязан издать Президент РФ;

3) Конституционный Суд РФ по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой