Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Государство и право российской федерации в современный период

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для того чтобы поправить материальное положение граждан Правительство РФ разработало программу приватизации предприятий, согласно которой каждый гражданин России должен был получить ваучер с возможностью обменять его на акции предприятий. В итоге это должно было изменить финансовое положение граждан в лучшую сторону и сформировать «средний класс». Hоминально ваучер стоил 10 тыс. руб., по реально… Читать ещё >

Государство и право российской федерации в современный период (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения главы студент должен:

  • — знать состав, структуру и компетенцию центральных и местных органов государственной власти и управления; основные тенденции в развитии современного законодательства; структуру и содержание основных нормативных правовых актов;
  • — уметь использовать основные категории и понятия теоретических и исторических наук; анализировать содержание нормативных правовых актов, выявляя новые нормы по сравнению с предшествующим законодательством;

владеть навыками оперирования основными понятиями, необходимыми для изучения.

Современное состояние государства и права Российской Федерации представляет собой совокупный итог поэтапного, революционного, хотя по преимуществу и мирного демонтажа советского строя и органов его государства на территории России. События 1991 — 1993 гг. в современной научной литературе называют демократической революцией и выделяют ее экономические, социальные и политические признаки[1]. На наш взгляд, эта точка зрения имеет право на существование.

В последнее десятилетие XX в. Россия вступила в состояние глубокого кризиса. Полный развал экономики и финансовой системы, дефицит самого необходимого привели к тому, что в стране фактически была введена карточная система распределения товаров. Во многих городах и регионах власть перехватывали криминальные структуры. С каждым месяцем увеличивалось технологическое отставание от промышленно развитых стран. Наконец, с 1992 г. в России началось стремительное сокращение численности населения — в среднем в год оно уменьшалось на 300 тыс. человек.

В этих условиях нужны были новые экономические реформы. Программа реформ была обнародована в конце октября 1991 г. на V съезде народных депутатов РСФСР и получила название «шоковая терапия». Было предложено введение свободных цен на все товары, свобода торговли, а также приватизация жилья и предприятий, за исключением таких отраслей, как энергетика, связь, транспорт и военно-промышленный комплекс.

Начался быстрый рост цен: в течение года цены на продукты выросли в 36 раз, а реальные доходы населения снизились вдвое. Стали появляться «коммерческие магазины», в которых можно было кое-что купить, а свобода торговли гарантировала, что человека, вышедшего на улицу продавать вещи, не заберут в милицию. Врачи, учителя и научные работники оказались на грани нищеты.

Для того чтобы поправить материальное положение граждан Правительство РФ разработало программу приватизации предприятий, согласно которой каждый гражданин России должен был получить ваучер с возможностью обменять его на акции предприятий. В итоге это должно было изменить финансовое положение граждан в лучшую сторону и сформировать «средний класс». Hоминально ваучер стоил 10 тыс. руб., по реально его цена оказалась близкой к нулю. Тут же нашлись предприимчивые люди, которые стали по дешевке скупать ваучеры и превращать их в акции. Особенно преуспели в этом директора самых выгодных предприятий, вынуждавших своих работников передавать им свои акции, криминальные структуры, чиновники, а также банки и финансовые компании. Такое положение было обусловлено в первую очередь тем, что большинство россиян понятия не имели, что нужно делать с ваучерами и другими ценными бумагами. Можно сделать вывод, что ваучерная приватизация не дала ничего большинству трудового населения.

Все это привело к дальнейшему углублению экономического кризиса. В таких условиях между высшими органами государственной власти возникает острый конфликт мнений относительно пути вывода страны и ее экономики из кризиса. Президент, приверженец экономических реформ, столкнулся с сильной оппозицией в лице съезда народных депутатов и Верховного Совета. Б. Ельцин хотел получить чрезвычайные полномочия, позволяющие ему вносить изменения в законы и принимать иные оперативные меры по управлению экономикой. Более того, Президент стал принимать указы по вопросам, отнесенным к ведению Верховного Совета. Разумеется, ни Верховный Совет, ни съезд народных депутатов не могли согласиться с такими полномочиями и действиями.

Конфликт достиг своего апогея на VIII съезде народных депутатов, когда 13 марта 1993 г. съезд отклонил предложения Президента о предоставлении ему дополнительных полномочий.

Б. Ельцин 20 марта 1993 г. выступил по телевидению с обращением к населению, заявив, что он берет на себя дополнительные полномочия для завершения экономических реформ и повышения материального благополучия населения. В числе этих полномочий он назвал придание его указам высшей юридической силы: любые решения органов и должностных лиц, отменяющие указы Президента России или противоречащие им, не действовали.

Собравшийся 26 марта 1993 г. IX съезд народных депутатов резко осудил попытку Президента неконституционным путем наделить себя дополнительными полномочиями. В постановлении, принятом 29 марта, съезд принял решение провести общероссийский референдум по четырем вопросам: 1. Доверяете ли Вы Президенту Российской Федерации Б. Ельцину?

  • 2. Одобряете ли Вы социальноэкономическую политику, осуществляемую Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации?
  • 3. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Президента Российской Федерации?
  • 4. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов Российской Федерации?

Состоявшийся 25 апреля 1993 г. референдум продемонстрировал отсутствие сколько-нибудь четких позиций населения относительно реформ и деятельности государственных органов. По итогам референдума выяснилось, что население доверяет Б. Ельцину, его реформам, по не желает досрочно переизбрать народных депутатов, которые находились в оппозиции и к этим реформам, и к самому Б. Ельцину.

Получив поддержку населения, Б. Ельцин активизирует работу по подготовке проекта новой Конституции России. В этих целях летом 1993 г. он организует работу Конституционного совещания, в которое вошли представители субъектов Федерации, ученые-юристы и политологи, активные сторонники реформ. Проект предусматривал устранение системы Советов народных депутатов. На уровне Российской Федерации предлагалось образовать Федеральное Собрание в составе двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Президент России наделялся новыми дополнительными полномочиями, в том числе правом распускать Государственную Думу.

Было понятно, что съезд в этом виде Конституцию не примет, и 21 сентября 1993 г. Президент обнародовал по телевидению Указ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», которым признал необходимым: 1) прервать осуществление функций съездом народных депутатов России и Верховным Советом России; 2) назначить выборы в Государственную Думу Федерального Собрания на 11 — 12 декабря 1993 г.; 3) до начала работы Федерального Собрания руководствоваться указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ. Конституция и законодательство должны были действовать в части, не противоречащей настоящему указу.

В ответ Верховный Совет признал действия Ельцина неконституционными и объявил о его смещении. Действовавшая Конституция РСФСР не предусматривала возможности приостановления действий высших органов государственной власти Республики и тем более не наделяла ее Президента такими полномочиями. По заключению Конституционного суда РФ от 21 сентября 1993 г., Указ Президента РФ и его обращение к населению не соответствовали Конституции и являлись основанием для отрешения Президента от должности. Верховный Совет был настроен решительно: он объявил о созыве съезда народных депутатов, прекратил полномочия Б. Ельцина, назначил исполняющим обязанности Президента России А. Руцкого и новых министров безопасности, обороны и внутренних дел. Одновременно Верховный Совет призвал москвичей стать на защиту Белого дома. К резиденции российского парламента стали стекаться тысячи людей, недовольных политикой Ельцина. Служба охраны здания начала раздавать оружие гражданскому населению, а 22 сентября 1993 г. Верховный Совет ввел в Уголовный кодекс статью, грозящую «за неисполнение решений съезда» всеми мерами наказания, вплоть до расстрела. На следующий день открылся.

X съезд народных депутатов. В ночь на 24 сентября 1993 г. сторонники Верховного Совета попытались захватить штаб объединенных вооруженных сил СНГ; в результате нападения погибли два человека — милиционер и мирная жительница, наблюдавшая за происшествием из окна. Стало ясно, что сторонники Верховного Совета готовы на самые решительные меры, и 27 сентября 1993 г. против них были выставлены силы милиции, которые фактически блокировали Белый дом. Московские власти отключили здание от энергоснабжения и от всех коммуникаций.

В течение нескольких дней шли переговоры, но 3 октября 1993 г. сторонники Верховного Совета попытались захватить телецентр в Останкино. Действия сторон отличались крайней жестокостью, в ходе столкновения были десятки убитых и раненых. По распоряжению Ельцина 4 октября 1993 г. в Москву были введены войска. После этого начался штурм здания, в котором участвовали верные правительству войска. Штурм завершился захватом здания Верховного Совета и арестом должностных лиц. Со стороны населения, которое, симпатизируя Верховному Совету, пыталось прорваться к зданию после того, как по нему началась стрельба из танков, были жертвы. Количество погибших и раненых в этом столкновении до сих пор тщательно скрывается официальными властями. Было сообщено только, что от действий милиции пострадало около 20 иностранных корреспондентов и журналистов.

Уже 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Государственную Думу, образованную вместо Верховного Совета, и одновременно проведен референдум по Конституции России, для принятия которой требовалось набрать более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В ходе голосования были выбраны депутаты Государственной Думы и принята новая Конституция РФ.

Россия вступила в новый этап своего развития, начав с приведения органов государственной власти и местного самоуправления в соответствии с новой Конституцией РФ. Постепенно Советы народных депутатов в субъектах Федерации заменялись новыми законодательными органами. Обладая широкими полномочиями, Президент РФ Б. Ельцин мог беспрепятственно проводить собственные решения в форме указов или федеральных законов, принимаемых Государственной Думой. Однако ожидаемого благополучия и даже предпосылок к лучшему в стране не появилось.

Как признал сам Президент в послании Федеральному Собранию 23 февраля 1996 г., в России в 1995 г. продолжалось снижение валового внутреннего продукта, а в первые три года реформы углублялся спад в промышленности. По-прежнему в тяжелом кризисе находился аграрный сектор и социальная сфера. Не была остановлена инфляция. Дифференциация населения по доходам и материальной обеспеченности стала открытой и возросла.

В 1994 г. в России возник новый очаг напряженности в Чечне. Президент самопровозглашенной Чеченской Республики Ичкерия Дудаев начал призывать к независимости, называя своих противников ставленниками Москвы и предателями. Общенациональный съезд чеченского народа 10 августа 1994 г. объявил священную войну России, а уже 11 августа Дудаев ввел в Чечне военное положение и объявил мобилизацию. В Чечне начались бои между сторонниками Дудаева и оппозицией.

Совет Безопасности РФ 29 ноября 1994 г. принял решение о начале военной операции против Чечни, властям которой был предъявлен ультиматум: в течение 48 часов прекратить кровопролитие и распустить все незаконные вооруженные формирования. С 1 декабря 1994 г. начались бомбардировки Грозного.

Полномасштабная военная операция была начата 11 декабря 1994 г. К 23 декабря федеральные войска вышли к Грозному и попытались его заблокировать, а 31 декабря начался штурм города, который продолжался до 20 января 1995 г. К этому времени столица Чечни была в основном взята под контроль федеральными войсками, которые понесли огромные потери. Военные действия с переменным успехом продолжались вплоть до весны 1995 г., когда стало ясно, что основной цели операция так и не достигла. Дудаевские формирования перешли от открытых боевых действий к партизанской войне, а впоследствии и к террористической деятельности па территории России. Среди «акций устрашения», проведенных чеченскими боевиками на территории России, можно выделить захват заложников в городе Буденовске, захват дагестанского города Кизляр, взрывы домов в Москве и т. д. Боевые действия в Чечне продолжались вплоть до 1996 г. Итогами этого конфликта стало поражение[2] и вывод федеральных войск, де-факто независимость Чечни до второго чеченского конфликта. Вторая чеченская война началась 30 сентября 1999 г. и получила официальное название «контртеррористическая операция». Активная фаза боевых действий продолжалась с 1999 по 2000 г., затем по мере установления контроля федеральных сил над территорией Чечни переросла в тлеющий конфликт, а 16 апреля 2009 г. режим контртеррористической операции был отменен, но теракты там не прекращаются до сих пор.

Выборы Президента России были назначены на 16 июня 1996 г. в соответствии с переходными положениями Конституции РФ и в связи с истечением срока полномочий Президента РФ Б. Н. Ельцина, избранного в 1991 г. Эти выборы, пока единственные, где для определения победителя потребовалось два тура, прошли 16 июня и 3 июля 1996 г. и отличались остротой политической борьбы между кандидатами. Основными конкурентами считались действующий Президент РФ Б. II. Ельцин и лидер Коммунистической партии Российской Федерации Г. А. Зюганов.

В выборах Президента России 16 июня, когда, несмотря на разгар лета, наблюдалась высокая активность граждан, приняли участие более 75,7 млн россиян, что составило 69,81% от числа избирателей по спискам. Более 800 тыс. избирателей проголосовали по открепительным удостоверениям.

По результатам первого тура действующий Президент РФ Ельцин показал наилучший результат, получив 26,6 млн голосов, что составило 35,28%. Зюганов, немного уступив Ельцину, получил 24,2 млн голосов, или 32,03%. Главной неожиданностью стало третье место А. И. Лебедя, который получил поддержку 10,7 млн избирателей (14,52%). Серьезное поражение потерпел бывший Президент СССР М. С. Горбачёв, за которого проголосовали всего 386 тыс. избирателей, что составило 0,51%. Во второй тур вышли Ельцин и Зюганов.

Ельцина преимущественно поддержали население Москвы и Санкт-Петербурга, крупных промышленных городов, Севера России, Сибири, Дальнего Востока, некоторых национальных республик, а также россияне, проживающие за рубежом. За Зюганова голосовали в основном жители депрессивных сельских регионов Центральной России, Черноземья, Поволжья и некоторых республик Северного Кавказа.

После определения результатов первого тура голосования Центральная избирательная комиссия РФ назначила второй тур на среду, 3 июля. Правительство РФ объявило этот день выходным. Столь необычный выбор дня голосования объясняется стремлением увеличить активность избирателей. В бюллетень для повторного голосования были включены Ельцин и Зюганов.

После первого тура голосования ситуация предельно обострилась: сторонники действующей власти и противники коммунистов, не желающие реставрации Советской власти, объединились вокруг Б. Н. Ельцина, сторонники коммунистов и противники действующей власти — вокруг Г. А. Зюганова.

Во втором туре голосования избиратели также, несмотря на разгар сезона отпусков, проявили высокую активность. В выборах приняли участие более 68% избирателей.

По результатам выборов действующий Президент РФ Ельцин получил 40,2 млн голосов (53,82%), значительно опередив Зюганова, который набрал 30,1 млн (40,31%). Против обоих кандидатов проголосовали 3,6 млн россиян (4,82%). Ельцину удалось увеличить отрыв либо сократить отставание от Зюганова во всех регионах без исключения. По итогам второго тура выборов действующий Президент РФ Ельцин одержал победу и был переизбран на второй срок.

На высшие государственные должности были назначены лица, возглавлявшие и финансировавшие предвыборную кампанию Ельцина: Анатолий Чубайс стал руководителем Администрации Президента РФ, Владимир Потанин первым заместителем председателя Правительства РФ, Борис Березовский — заместителем секретаря Совета Безопасности РФ.

В 1997 г. Б. Н. Ельцин подписал указ о деноминации[3] рубля, провел в Москве переговоры с А. А. Масхадовым и подписал соглашение о мире и основных принципах взаимоотношения с Чеченской Республикой. В марте 1998 г. Он объявил об отставке Правительства В. Черномырдина и с третьей попытки, под угрозой роспуска Государственной Думы, провел кандидатуру С. В. Кириенко. После экономического кризиса августа 1998 г., когда через два дня после решительного заявления Ельцина по телевидению о том, что девальвации[4] национальной валюты не будет, рубль обесценился в четыре раза, Президент РФ отправил в отставку правительство Кириенко и предложил вернуть Черномырдина. На заседании Государственной Думы 21 августа 1998 г. большинство депутатов (248 из 450) призвали Ельцина добровольно уйти в отставку, в его поддержку выступили лишь 32 депутата. В сентябре 1998 г. с согласия Государственной Думы Б. Ельцин назначил Е. М. Примакова на должность председателя Правительства РФ.

В мае 1999 г. Государственная Дума безуспешно пыталась поставить вопрос об отрешении Ельцина от должности (пять обвинений, сформулированных инициаторами импичмента, в основном касались действий Ельцина во время первого срока полномочий). Перед голосованием по импичменту Ельцин отправил в отставку правительство Примакова, затем с согласия Государственной Думы назначил председателем Правительства РФ С. В. Степашина, однако в августе отправил в отставку и его, представив на утверждение кандидатуру мало известного в то время В. В. Путина и объявив его своим преемником. После обострения ситуации в Чечне, нападения на Дагестан, взрывов жилых домов в Москве, Буйнакске и Волгодонске Б. Н. Ельцин по предложению В. В. Путина принял решение о проведении в Чечне серии контртеррористических операций. Популярность Путина возросла, и в конце 1999 г. Ельцин принял решение об отставке, оставив Путина исполняющим обязанности главы государства.

Досрочные выборы Президента РФ на 26 марта 2000 г. были назначены Советом Федерации 5 января 2000 г. в связи с отставкой Б. Н. Ельцина 31 декабря 1999 г. (первоначально предполагалось, что они пройдут в июле 2000 г.). В. В. Путин, победив на выборах, вступил в должность 7 мая 2000 г.

В мае 2000 г. Путин назначил на должность председателя Правительства РФ Михаила Касьянова, а 24 февраля 2004 г. отправил в отставку правительство последнего, назвав его работу «в целом удовлетворительной». Новым председателем Правительства РФ стал Михаил Фрадков.

В. В. Путин 14 марта 2004 г. был избран Президентом РФ на второй срок и вступил в должность 7 мая 2004 года.

10 декабря 2007 г. па пост Президента России была выдвинута кандидатура Дмитрия Медведева, которая была поддержана партиями «Единая Россия», «Справедливая Россия», «Гражданская сила», «Аграрная партия России», рядом религиозных организаций (Русская православная церковь, Духовное управление мусульман Европейской части России, Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России), а также действующим на тот момент Президентом РФ В. Путиным. Д. Медведев 2 марта 2008 г., официально набрав 70,28% (52 530 712) голосов принявших в выборах избирателей, был избран Президентом РФ, а 7 мая 2008 г. вступил в должность.

На посту Президента РФ Д. Медведев проводит курс на модернизацию российской экономики. Другой приоритетной задачей его деятельности является борьба с коррупцией, прежде всего в государственных органах. По его инициативе была проведена широкомасштабная реформа МВД с переименованием «милиции» в «полицию». Самый резонансный внешнеполитический поступок Д. Медведева — решение об участии в вооруженном конфликте в Южной Осетии в августе 2008 г. и последующее признание суверенитета Южной Осетии и Абхазии. Во внутренней политике Медведев — инициатор продления полномочий Президента РФ на два года — до шести лет, Государственной Думы на один год — до пяти лет. В сентябре 2011 г. Медведев отказался от участия в президентских выборах 2012 г. и возглавил федеральный список партии «Единая Россия» на выборах в Государственную Думу шестого созыва.

Очередные выборы Президента России, в соответствии с решением Совета Федерации, состоялись 4 марта 2012 г. В них официально принимали участие пять кандидатов — четыре представителя от зарегистрированных партий (Владимир Путин, Геннадий Зюганов, Владимир Жириновский и Сергей Миронов) и один самовыдвиженец (Михаил Прохоров). Впервые Президент России избирался на шесть лет. Выборы состоялись is первом туре, победил Владимир Путин, набравший 63,6% голосов. Нарушений на российских избирательных участках за рубежом зафиксировано не было. Поданным Центральной избирательной комиссии РФ, во время выборов на территории России было зафиксировано 2492 нарушения.

  • [1] См.: Стародубская И. В., May В. Л. Великие революции от Кромвеля до Путина. М., 2004.
  • [2] В ходе первой Чеченской войны федеральные войска потеряли убитыми и пропавшими без вести 5552 солдата и офицера, а ранеными более 16 тыс. Об этом более подробно см.: Россия и СССР в войнах XX века: потери вооруженных сил статистическое исследование / под ред. Г. Ф. Кривошеева. М., 2001.
  • [3] Деноминация — изменение нарицательной cтоимоcти денежных знаков с целью стабилизации валюты после гиперинфляции и упрощения расчетов.
  • [4] В современных условиях термин применяется для ситуаций официального снижения курса национальной валюты по отношению к твердым валютам в системах с фиксированным курсом валюты, устанавливаемым финансовыми властями
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой