Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Необходимо отличать норму финансового права от статьи (иного подразделения) финансового нормативного акта. Как правило, нормы финансового права находят свое закрепление одновременно в нескольких статьях нормативного акта, а порой и в нескольких нормативных актах. Однако иногда мы сталкиваемся с ситуацией, когда в одной статье одновременно присутствуют несколько норм. Структура нормы выражается… Читать ещё >

Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Исходным первичным элементом, из которого состоит финансовое право как отрасль права, является финансово-правовая норма, представляющая собой установленное и санкционированное государством обязательное для всех участников финансовых правоотношений правило поведения.

Финансово-правовая норма среди иных норм российского права выделяется, в первую очередь, целевой направленностью, которая определяется предметом финансово-правового регулирования, — финансово-правовая норма призвана установить правило поведения для участников отношений, складывающихся в процессе осуществления публичной финансовой деятельности.

Финансово-правовые нормы: общая характеристика

Финансово-правовая норма — это установленное государством и закрепленное в нормативном правовом акте правило поведения сторон по поводу образования, распределения и использования денежных фондов с целью реализации публичных целей и задач.

Особенностью финансово-правовой нормы является то, что она не может возникнуть в процессе правового общения субъектов финансового права в форме обычая, а может непосредственно исходить только от государства. Объясняется это тем, что в основе предмета финансового права лежит публичная финансовая деятельность государства, муниципальных образований, иных субъектов финансового права, которая складывается по воле государства, то есть правила осуществления финансовой деятельности закреплены финансовоправовыми нормами и исходят от государства. Фактическая модель поведения, какой собственно и является правовая норма, не может зародиться в процессе обычного осуществления такой деятельности. Органы государственной власти или местного самоуправления, а равно их должностные лица, не должны выходить за рамки предоставленных им субъективных прав. Противное, учитывая то, что названные лица в известной мере имеют возможность применять принудительные меры, влекло бы произвол с их стороны и ущемление прав и законных интересов граждан и организаций. Государственные и муниципальные органы, а также их должностные лица выражают интересы государства и местного самоуправления, таким образом, неосновательное возложение ими на себя юридических обязанностей может причинить вред уже государственным интересам. Следовательно, государство, предвидя объективно нарождающиеся финансовые отношения, должно заранее придать им адекватные формы: установить обязательные платежи, порядок и сроки их поступления в соответствующие государственные фонды, определить формы и направления использования мобилизованных таким образом финансовых ресурсов.

Представление о финансово-правовой норме вряд ли будет полным, если не рассмотреть ее структуру. При этом под структурой финансовоправовой нормы следует понимать относительно устойчивое единство элементов, их отношений, определяющих ее целостность и способность оказывать регулирующее воздействие на финансовые отношения.

Структура нормы выражается в связи таких элементов, которые в своей совокупности обеспечивают государственно-властное регулирование финансовых отношений, позволяя финансово-правовой норме быть относительно обособленным средством регулирования. В соответствии с этим логическая структура нормы включает в себя три основные элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию.

Гипотеза финансово-правовой нормы указывает на условия ее применения. Для финансовых (особенно налоговых) норм характерны сложные гипотезы, иногда имеющие отсылочный характер.

Диспозиция содержит в себе содержание самого правила поведения, т. е. определяет финансовые права и обязанности сторон. Финансовые диспозиции подробны, часто отсылают к другим источникам.

В санкции же финансово-правовой нормы находят свое отражение те меры, которые будет применены в случае ее несоблюдения (финансовые санкции). Поощрение, закрепленное в рекомендательных нормах, представляет собой материальное или нематериальное благо, которое ожидает субъекта финансового права, если его поведение будет соответствовать рекомендованному.

Классификация финансово-правовых норм может быть осуществлена по следующим основаниям:

I. В зависимости от характера воздействия на участников финансового отношения нормы финансового права подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.

Обязывающие нормы устанавливают определенные обязанности для участников финансовых отношений.

Запрещающие нормы содержат запрет на совершение какого-либо действия.

Уполномочивающие нормы устанавливают определенные права для участников финансовых отношений, реализация которых зависит от действий самого участника.

Большинство финансово-правовых норм имеет обязывающий характер.

II. В зависимости от содержания нормы финансового права подразделяются на материальные и процессуальные.

Материальные финансовые правовые нормы закрепляют права и обязанности субъектов финансовых правоотношений, компетенцию и структуру органов управления финансами.

Процессуальные финансовые правовые нормы определяют порядок деятельности субъектов финансовых правоотношений.

Кроме того, можно выделить и нормы — расчеты. Нормы — расчеты в финансовом праве предназначены для закрепления порядка и условий проведения математических операций, правильность которых является необходимым условием правильности применения финансового права. Нормы — расчеты являются процессуальными, так как они не определяют финансовых прав и обязанностей субъектов финансового права, а только закрепляют порядок их реализации.

Норма — расчет содержит два основных элемента: определение и порядок. Определение нормы — расчета закрепляет условия ее применения. В свою очередь порядок нормы — расчета отражает очередность и условия проведения математических операций.

Следует отметить, что нормы — расчеты, применяемые в финансовом праве, непосредственно не воздействуют на математические операции, так как последние не зависят от предписаний права и производятся в строгом соответствии с математическими законами.

III. В зависимости от сроков применения нормы финансового права подразделяются на срочные (рассчитанные на конкретный финансовый период) и бессрочные.

IV. В зависимости от назначения нормы бывают плановые и постоянные. Для первых характерно временное назначение. Они описывают отношения, которые будут иметь место (прогнозные). Вторые описывают уже существующие отношения.

Необходимо отличать норму финансового права от статьи (иного подразделения) финансового нормативного акта. Как правило, нормы финансового права находят свое закрепление одновременно в нескольких статьях нормативного акта, а порой и в нескольких нормативных актах. Однако иногда мы сталкиваемся с ситуацией, когда в одной статье одновременно присутствуют несколько норм.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой