Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формы вооруженной борьбы на море

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Конфликты последнего времени с участием ВМС показывают, что воюющие стороны весьма активно прибегают к маскировке с целью создания благоприятных условий решения силами флота поставленных задач в операциях на море. Нормы международного права не могут быть реализованы в виде конкретного способа обеспечения скрытности проведения военно-морских операций или введения противника в заблуждение, однако… Читать ещё >

Формы вооруженной борьбы на море (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Военные действия осуществляются в определенных формах, представляющих собой целевые, организационные, пространственные, временные и количественные рамки применения вооруженных сил. К числу таких форм военная наука относит операцию, сражение, бой, удар, боевые действия.

Нормы международного права не регламентируют перечисленные формы военных действий. Вместе с тем, можно выделить ряд норм, имеющих отношение к осуществлению морской блокады и к действиям по контролю за торговым судоходством.

Морская блокада

Блокада должна быть официально объявлена, и уведомление о ней направляется всем воюющим и нейтральным государствам. Действия ВМС блокирующего государства должны носить реальный характер, т. е. силы развернуты, установлен контроль и принимаются меры по пресечению нарушений установленного режима. Любое судно, нарушающее режим морской блокады, может рассматриваться как «законная цель» .

При объявлении блокады определяется ее начало, продолжительность, местоположение, масштабы и период, в течение которого суда нейтральных государств могут покинуть блокированное побережье.

Действия по контролю за торговым судоходством

Контроль за торговым судоходством в зоне военных действий, кроме непосредственно самого наблюдения, может включать такие меры, как перехват, остановку, досмотр, требования по изменению курса, захват и уничтожение. Торговое судно может нести (кроме флага государства, корабли которого заняты в контроле за торговым судоходством) флаг неприятельского или нейтрального государства.

Решения, принимаемые командиром в зоне военных действий, зависят от множества факторов, однако дополнительными обстоятельствами отказа от силовых действий в отношении торгового судна могут служить следующие условия:

  • а) судно следует в порт третьего государства;
  • б) судно конвоируется военными кораблями государства, не находящегося в вооруженном конфликте с военными кораблями блокирующего государства или государства, имеющего с ним специальное соглашение, в силу которого командованию ВМС блокирующего государства передается вся необходимая информация, которая может быть получена путем досмотра;
  • в) государство, под флагом которого следует нейтральный военный корабль, гарантирует, что нейтральное торговое судно не перевозит контрабанду и не участвует каким-либо иным образом в действиях, не совместимых с его нейтральным статусом.

Для обеспечения безопасности полетов и предотвращения необоснованного применения силы органы, в которых зарегистрированы гражданские летательные аппараты, должны предоставлять компетентным органам обслуживания воздушного движения необходимый полетный план, содержащий исчерпывающие сведения о регистрации, пункте назначения, пассажирах, грузе, аварийных каналах связи, способах и кодах опознавания, а также последние данные по трассе, и иметь свидетельства о регистрации, летной годности, пассажирах и грузе. Летательные аппараты не должны отклоняться от трассы, назначенной органами обслуживания воздушного движения, или отступать от полетного плана без разрешения службы управления воздушным движением, за исключением тех случаев, когда возникают непредвиденные обстоятельства (например, угроза безопасности или бедствие) (п. 125−130 Руководства Сан-Ремо по международному праву, применимому к вооруженным конфликтам на море, 1994 г.).

Конфликты последнего времени с участием ВМС показывают, что воюющие стороны весьма активно прибегают к маскировке с целью создания благоприятных условий решения силами флота поставленных задач в операциях на море. Нормы международного права не могут быть реализованы в виде конкретного способа обеспечения скрытности проведения военно-морских операций или введения противника в заблуждение, однако, организовывая маскировку и реализуя ее задачи через конкретные способы (дезинформация, имитация, противодействие разведке противника и др.), военно-морское командование должно оценивать их правомерность.

Анализ различных источников международного права позволяет выделить, как минимум, три понятия, которыми оперируют и которые непосредственно относятся к маскировке: «дезинформация», «военная хитрость» и «вероломство» .

Дезинформация в виде симуляции кораблями (судами) и летательными аппаратами статуса нейтральной державы категорически запрещена. Однако иные виды дезинформации не являются противоправными.

Хотя международное право не раскрывает содержание понятия «военная хитрость», то, что под ним, как правило, понимается, не относится к действиям противоправным. Однако вооруженные силы государства, правомерно усомнившегося в правдивости полученной или различаемой информации, вправе применить меры, адекватные оцениваемому ущербу (например, в случае симуляции статуса госпитального судна, санитарного транспортного средства или судна, выполняющего гуманитарную миссию, военный корабль или летательный аппарат конфликтующей стороны может отнести подобные объекты к «правомерным целям»).

Вероломство противоправно. Актами вероломства считаются действия, направленные на то, чтобы обманным путем вызвать доверие противника и убедить его в том, что он имеет право на защиту или обязан предоставить защиту согласно нормам международного права, применимого в период вооруженного конфликта. Акты вероломства могут включать, например, нападение с предшествующей имитацией обладания статусом, предоставляющим право на защиту (обладание нейтральным или гражданским статусом либо статусом, обеспечивающим защиту ООН), или нахождения в положении бедствия (например, путем подачи сигнала бедствия или направления экипажа на спасательные шлюпки).

Ограничения правового характера при проведении маскировочных мероприятий в мирное время и, особенно, в угрожаемый период могут быть сведены к следующему:

  • — не допускается проведение мероприятий, в ходе которых можно применять оружие массового уничтожения, направленного, в том числе, на подавление радиоэлектронных средств, воздействие на изменение физических свойств среды, в которой распространяются электромагнитные и акустические волны (Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г.);
  • — не допускается с целью «геофизической войны» искусственное воздействие на ионосферу, атмосферу, воздушную среду и биологические ресурсы морской среды, могущее иметь долгосрочные и серьезные последствия (Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г.);
  • — следует избегать длительного использования источника активных помех (немодулированных, амплитудно-модулированных и др.), который способен стать источником вредных помех не только для служб радионавигации, радиосвязи и радиолокации кораблей (судов) вероятного противника, но и других государств (Регламент радиосвязи 1973 г.)[1];
  • — противоправна радиодезинформация, которая создает угрозу функционированию служб безопасности, радионавигации и других радиослужб, работающих в соответствии с Регламентом радиосвязи 1979 г. Во всех случаях мероприятия, проводимые в рамках маскировки, не должны в мирное время быть помехой или чинить препятствия морской, воздушной навигации или использованию искусственных космических объектов в космическом пространстве.

Практика вооруженных конфликтов на море свидетельствует, что нормы, регламентирующие вооруженную борьбу, весьма идеализированы и, поскольку несовместимы с достижением фактора внезапности, по-видимому, никогда не смогут быть адекватно восприняты военно-морским командованием. Именно поэтому любое решение, принимаемое политическим руководством на применение силы, должно быть зависимым от последствий поражения противника.

  • [1] New Websters dictionary of the English language. USA. 4th reprint. 1988.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой