Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Органы государства. 
Теория государства и права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важнейшим признаком органа государства является наличие у него компетенции — государственно-властных полномочий (совокупности прав и обязанностей) определенного содержания и объема. Компетенция определяется предметом ведения, т. е. задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция, порядок и формы ее осуществления юридически закрепляются и регламентируются… Читать ещё >

Органы государства. Теория государства и права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Государственный орган — первичная структурная часть механизма (аппарата) государства, участвующая в осуществлении функций государства и наделенная властными полномочиями.

Признаки органа государства:

  • 1) орган государства обладает определенной самостоятельностью и автономией, но он является первичной частью единого механизма государства, занимает в нем определенное ему место и взаимосвязан с другими частями механизма;
  • 2) орган государства состоит из государственных служащих (чиновников), находящихся в особых правоотношениях между собой и органом. Они абстрагированы от семейных, гражданских и других отношений, не имеющих связи с государственной службой. Права, обязанности, объем властных правомочий (их правовой статус) определяются законами, другими нормативными актами, конкретизируются в должностных инструкциях, штатных расписаниях и др. Служащие государственных органов работают на возмездной основе, т. е. получают за свой труд заработную плату согласно занимаемой должности;
  • 3) орган государства может иметь внутреннюю структуру, состоять из функциональных подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых образован орган, и дисциплиной, обязательной для всех служащих;
  • 4) важнейшим признаком органа государства является наличие у него компетенции — государственно-властных полномочий (совокупности прав и обязанностей) определенного содержания и объема. Компетенция определяется предметом ведения, т. е. задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция, порядок и формы ее осуществления юридически закрепляются и регламентируются законами и иными нормативными правовыми актами.

Реализация органом государства своей компетенцииэто не только его право, но и обязанность. А вот выход государственного органа за пределы своей компетенции не допускается;

  • 5) государственно-властные полномочия органа государства проявляются в возможности издавать правовые акты — нормативные или правоприменительные, в реализации этих правовых актов путем использования различных методов, в том числе метода правового принуждения;
  • 6) орган государства активно участвует в практическом осуществлении функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы.

Виды органов государства

Помимо принципа разделения властей органы государства классифицируются и по другим основаниям (критериям).

По способу возникновения они подразделяются на первичные и производные. Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются на основе избирательного права по установленной процедуре (представительные органы) и получают властные полномочия от избирателей (народа). Производные органы создаются первичными органами и от них получают властные полномочия. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, военные и военизированные ведомства, органы прокуратуры и т. д.

По объему властных полномочий органы государства классифицируются на высшие и местные. Правда, не все местные органы являются государственными (например, органы местного самоуправления). Высшие органы наиболее полно олицетворяют государственную власть, их властные полномочия распространяются на всю территорию государства. В федеративных государствах высшие органы субъектов федерации распространяют всю власть на территорию соответствующих субъектов федерации. Высшие органы государства обычно находятся в поле зрения общественности, средств массовой информации, вокруг них формируется общественное мнение. Местные органы государства функционируют в административно-территориальных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, провинциях и др.). Их полномочия распространяются только на эти регионы и территории. Но это отнюдь не умаляет их роли и значения. Местные органы непосредственно связаны с населением и постоянно испытывают на себе воздействие граждан.

По широте компетенции выделяются органы государства общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции правомочны решать широкий круг вопросов. Например, правительство, исполняя законы и указы президента, активно участвует в осуществлении всех функций государства. Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-либо одной функции, одного вида деятельности (министерство финансов, культуры).

По способу формирования различают выборные и назначаемые органы государства. В демократическом государстве доминируют выборные органы. У назначаемых органов и должностных лиц нередко возникает тенденция к отчуждению от общества, народа.

По особенностям деятельности и порядку принятия решений органы государства подразделяются на коллегиальные и единоличные.

Бюрократизм и коррупция в государственном механизме

Бюрократизм и коррупция стары так же, как старо государство, для них не существует ни времени, ни территориальных пределов и границ.

В буквальном смысле слова «бюрократизм» означает власть «бюро», т. е. письменного стола, конторы, «конторовластие», а по сути — власть оторванного от народа аппарата. Главный ресурс бюрократов — именно власть и возможность ею злоупотреблять, извлекать выгоду из должности, из службы. В руках бюрократа этот ресурс конвертируется в другие виды капитала, материальных благ.

Формы проявления бюрократизма — формализм, волокита, канцелярщина (вместо решения вопроса по существу — отписка), бездумное, казенное отношение к делу и др.

Основная причина живучести бюрократизма кроется в многообразии и противоречивости интересов, в возможности ими манипулировать в корыстных целях. Так, государственный интерес бюрократы могут превратить в ведомственный или местнический, ведомственный или местный — в групповой или личный, т. е. государственные задачи превращаются в канцелярские, а канцелярские задачи — в государственные. Одной из характерных черт бюрократизма является стремление к тайне, засекречиванию деятельности.

Пожалуй, самый важный закон бюрократического аппарата — сохранение и увеличение власти, ее самовозрастание. Отсюда разбухание государственного аппарата — верный признак его бюрократического загнивания.

Антиподом и самым действенным способом борьбы с бюрократизмом служит демократия. Постоянный демократический контроль за всеми звеньями государственного механизма, отчетность и сменяемость работников государственных органов, гласность и критика — надежное лекарство против этой болезни.

Коррупция — сложное антисоциальное явление, тесно связанное с государством и правом. Она проявляется в различных формах и видах. В западных странах коррупцию обычно связывают с деятельностью властвующих элит, незаконным использованием ими государственных ресурсов в целях укрепления своей власти или обогащения.

В отечественной литературе под коррупцией понимается подкуп, продажность государственных и муниципальных чиновников, использование ими властных полномочий, служебного положения в корыстных интересах, в целях личного обогащения или интересах других лиц. Формы коррупции — взяточничество, подкуп, протекционизм, и др. Коррупцию порождает возможность бесконтрольно и безнаказанно извлекать выгоду из должности, властных полномочий. Еще Аристотель рекомендовал: самое главное при всяком государственном строе — это посредством законов и остального распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться.

Для существования коррупции должны быть не только продажные чиновники, но и лица, имеющие немалые финансово-материальные возможности для их подкупа. Этим как раз и объясняется тесная связь коррупции с теневой экономикой и организованной преступностью.

Коррупционные отношения осуществляются скрыто, латентно. Поэтому противодействовать коррупции очень непросто. Для этого необходима целая система антикоррупционных мер и средств, которую необходимо создать и постоянно совершенствовать.

На рис. 10 схематично изображен механизм государства.

Механизм государства.

Рис. 10. Механизм государства.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой