Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

«За пределами музыкального смысла». О вторичной упорядоченности в структуре музыкального текста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С другой стороны — уровень вторичной упорядоченности, связанный с внесением в музыкальный текст извне некоей дополнительной организации, структурообразующих принципов, накладывающихся на его имманентно-музыкальную организацию. Эти принципы образуют своего рода «надстройку» над музыкальным текстом, занимая более высокий уровень по сравнению с его исходным, первичным уровнем (см. схему). При этом… Читать ещё >

«За пределами музыкального смысла». О вторичной упорядоченности в структуре музыкального текста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Постановка проблемы

До сих пор музыкальный текст рассматривался нами как система, организованная по имманентно-музыкальным законам. Но реально существующая музыкальная практика показывает, что такого ракурса анализа оказывается недостаточно. Выше уже отмечалось, что музыка — искусство, очень часто вступающее в диалог с другими смысловыми системами. Среди других художественных языков она отличается особенно активными диалогическими возможностями. Музыкальное искусство на всем протяжении своего развития контактировало со Словом, визуальными искусствами. В ряде случаев оно сохраняло свою структурно-смысловую самостоятельность, но часто вынуждено было подчиняться и новым для нее законам. Во всех случаях эти контакты оказывались плодотворными, хотя далеко не всегда они происходили безболезненно и просто.

Примеры более чем многочисленны. В первую очередь, сюда попадает огромная область так называемых синтетических искусств — музыкальный театр, вокальная музыка. Отдельное положение занимает программная музыка, тесным союзом соединяющая внемузыкальную и музыкальную смысловую сферы. Очевидно, что анализ произведений, написанных в этих жанрах, требует и учета специфики каждого из языков, и особенностей их взаимодействия.

Таким образом, в структуре музыкального текста необходимо выделить два уровня. С одной стороны — первичный уровень, детерминированный имманентно-музыкальными законами. Это грамматические системы музыкального языка, организующие текст в наиболее фундаментальных измерениях — звуковысотном, временном, фактурном, синтаксическом. Их взаимосвязанное действие и предопределяет общие особенности структурной упорядоченности текста. Первичный уровень — неотъемлемая составляющая любого текста, он присутствует в нем всегда.

С другой стороны — уровень вторичной упорядоченности, связанный с внесением в музыкальный текст извне некоей дополнительной организации, структурообразующих принципов, накладывающихся на его имманентно-музыкальную организацию. Эти принципы образуют своего рода «надстройку» над музыкальным текстом, занимая более высокий уровень по сравнению с его исходным, первичным уровнем (см. схему). При этом действие вторичной упорядоченности проявляется не только в аспекте создания текста, но и в плане его восприятия. Вторичная упорядоченность всегда предполагает определенную компетентность слушателя, знания либо о факте самого своего существования, либо владения информацией, которая позволила бы ее расшифровать. Например, как уже говорилось выше, восприятие произведения, содержащего цитаты, требует от слушателя либо знания о том, что они есть, либо объемного музыкального опыта, тезауруса, дающего возможность атрибутировать эти цитаты.

«За пределами музыкального смысла». О вторичной упорядоченности в структуре музыкального текста.

Вторичная упорядоченность сопряжена с организацией внетекстовых связей произведения. При ее отсутствии они обычно имеют открытый характер, изменчивы и мобильны. В зависимости от тезауруса конкретного слушателя, исторического времени они обретают различный облик. С помощью вторичной организации внетекстовые связи фиксируются, закрепляются за текстом, сохраняя относительно определенные значения.

Внетекстовые связи детерминируют и семантику, возникающую при вторичной упорядоченности. Она неизбежно носит конвенциональный характер (механизм ее формирования был рассмотрен во второй главе) — в ее формировании участвуют с одной стороны значения, существующие в коллективной памяти аудитории, открытые для «использования», с другой — хранящиеся в индивидуальном сознании автора. Благодаря вторичной упорядоченности эти значения уточняются в контексте конкретного произведения (см. схему на стр. 48).

Отметим, что вторичная упорядоченность в принципе необязательна для текста, он может существовать и без нее. Впрочем, было бы неправильным считать ее и просто декоративным элементом, эстетически нерелевантным. Как будет видно ниже, ее применение мотивируется определенными художественными заданиями, обосновывающими сам факт ее присутствия в тексте. Но, в отличие от первичной упорядоченности, она действительно образует внешнюю систему отношений, организующий смысловой каркас, задающий новые точки зрения и ракурсы в восприятии текста.

Поэтому следует подчеркнуть, что вторичная упорядоченность музыкального текста неизбежно приводит к усложнению его структуры. Текст обогащается новыми смыслами, обретает новые семантические уровни и плоскости. Учитывая то, что подобное обогащение предопределяется творческой волей автора, он программирует и сценарий слушательского восприятия. Таким образом, вторичная упорядоченность уже сама по себе имеет конвенциональную природу и, как правило, является результатом рационального отношения композитора к созданию произведения. Она требует от автора четкой понятийной осознанности в действиях, интеллектуального контроля в творческом процессе.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой