Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Евразийский ренессанс музыкальной культуры калмыков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Горяев А. Т. Россия, «русский элемент» в концепции евразийцев // Социальная теория и современность. Судьбы России: взгляд русских мыслителей. Вып.З. — М, 1992. — С.106−111- Горяев А. Т. Евразийство и ре-юлюция // Отечественная философия: Опыт, проблемы, ориентиры исследования. XX век. Неизвестное за-5ытое. Вып. 10. — М., 1992. -С.104−118- Горяев А. Т. Этноэкологические воззрения евразийцев… Читать ещё >

Содержание

  • введение аздел I. Генетические коды культуры калмыцкого народа
    • 1. 1. Культурологическая детерминанта калмыцкого менталитета
    • 1. 2. Сакраментальный феномен в формировании духовных ценностей калмыков аздел II. Музыкальное искусство калмыков как составная часть евразийской культуры
    • 2. 1. Стили и жанры музыкального фольклора калмыков
    • 2. 2. Роль народных инструментов в формировании евразийского ренессанса музыкальной культуры калмыков
    • 2. 3. Ретроспектива народного и профессионального музыкального творчества аключение
  • Глоссарий
  • Список источников и литературы

Евразийский ренессанс музыкальной культуры калмыков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

скажу вам по секрету, что если Россия будет спасена, то только как евразийская держава и только через евразийство.

Лев Гумилев.

Актуальность исследования. Одним из важнейших компонентов исследовательского поля гуманитарных наук стало изучение богатой многонациональной культуры России. По мере решения экономических и политических вопросов, эта проблема приобретает принципиально новое содержание и актуальность.

Необходимость данного исследования обусловлена и особенностью национального субстрата российской государственности — наличием уникальных культур, каждая из которых выражает сущность сознания конкретного народа. Лидер евразийского движения Э.Д.Хара-Даван отмечал: «.дается право и возможность каждой из нации Евразии внести свою индивидуальную национальную культуру, как частицу общей наднациональной культуры, Евразийской, — чем из более разнообразных цветов и запахов составлен будет букет, тем будет он пышнее и ароматнее» 1.

Возрождение евразийской идеологии (конец 80-х годов XX века) актуализирует необходимость изучения целого комплекса проблем, среди которых — особенности формирования всех форм культуры каждого евразийского этноса.

Вполне закономерен интерес ученых к различным аспектам евразийства и поиск новых подходов к его изучению. Данное исследование осмысли.

1 Хара-Даван Э. Д. Евразийство с точки зрения монгола //Евразийская хроника. — Париж, 1928.-№ 10,-С.30.

5ает один из компонентов евразийской культуры — музыкальное искусство салмыков с точки зрения культурологического знания.

Важность темы диссертационного исследования определяется необхо-щмостью выявления генетической основы музыкальной культуры калмыц-сого народа, представляющей диверсификационный феномен, фиксирующий ¡-ложную контекстуальность евразийского ренессанса.

Ориентация на синтез, универсализацию и гуманизацию знаний о му-?ыкальной культуре Калмыкии помогла проследить развитие различных элементов в жанровом разнообразии музыкального творчества, сформировавшихся на разных этапах исторического развития народа.

Представленная ретроспектива позволила исследовать процесс важ-1ейших историко-культурных параллелей развития музыки калмыков, кото->ый в рамках заявленной темы ещё не был предметом изучения, а рассматри-$ался фрагментально, в контексте других проблем, связанных прежде всего с шработкой отдельных элементов фольклора, этнографии, истории калмыц-сого народа. Необходимость культурологического осмысления данной проблемы подтверждается политикой Республики Калмыкия по возрождению тциональной культуры.

Степень научной разработанности проблемы. Эмпирическая база 1сслед0вания. Ценностно-мировоззренческое и культурологическое направ-гения данного исследования повлияли на выбор теоретической и эмпирической базы диссертационной работы. К сожалению, многие теоретические во-1росы рассматриваемой проблемы в отечественной и зарубежной науке на-:одятся ещё на стадии осмысления. В частности, если культурный ренессанс •СХ века — доказанное явление, то евразийский ренессанс — концептуальная культурологическая конъюнктура, восходящая к знаменитому труду Бурхар-1а, а нового, столь же авторитетного, теоретического синтеза пока нет1.

1 Бицилли П. М. Место Ренессанса в истории культуры. — СПб., 1996; Мец А. Мусульманский ренессанс. -/11 973; Баткин Л. М. Итальянское возрождение. Проблемы и люди. — М., 1995: Петров М. Т. Возрождение в оветской науке. — Л., 1989.

Все это дает основание говорить об определенной трансформации цен-юстно-смысловых аспектов общественных и психологических явлений в ка-юственном многообразии выражений культурологической мысли1 и обу-шавливает стремление автора рассмотреть евразийский ренессанс в более пироком общекультурном контексте — как социальный институт калмыцкой музыкальной культуры.

В отечественном культурологическом знании достаточно четко характеризуются истоки и традиции евразийской цивилизации, без обращения к соторым невозможно изучение глубинных этнических основ музыкальной сультуры калмыков2.

Изначально теория евразийства носила характер не столько умозрительный, отвлеченно философский, сколько культурологический и междисциплинарный. Патриархами евразийства по праву можно считать Н. С. Трубецкого, Р. О. Якобсона, П. Н. Савицкого, П. П. Сувчинского, Г. В. Флоровского, -LH. Алексеева, В. Н. Ильина, П. М. Бицилли, Э.Д. Хара-Давана3.

Становление евразийства как научной теории связано с именами за-1адно-европейских ученых Готфрида Гер дера, Иоганна Фридриха Шиллера, Иоганна Вольфганга Гете, Вильгельма Гумбольдта, Артура Шопенгауэра, Фридриха Ницше и русских мыслителей Г. В. Вернадского, Н. В. Гоголя, Ф. И. Гютчева, Н. Я. Данилевского, J1.H. Толстого, П. Б. Струве, H.H. Рериха, H.A.

1 Лихачев Д. С. Русское искусство от древности до авангарда. — М., 1992; Лотман Ю. М. Беседы о русскойультуре. — М., 1995; Конрад Н. И. Запад и Восток. — Екатеринбург, 1993; Арутюнов С. А. Народы и культу->ы. Развитие и взаимодействие. — М., 1989; Каган М. С. Историческая типология художественной культуры.

Самара, 1996; Арнольдов А. Человек и мир культуры. — М., 1993; Давидович В. Культура мира на исходе.

Х столетия //Известия ВУЗов Северо-Кавказского региона. — 1996. — № 4- Межуев В. М. Культурология и философия культуры //Культурология сегодня: Основы, проблемы, перспективы/РАУ. — М., 1993.

2 Каган М. С. Философия культуры. — СПб., 1996; Гуревич П. С. Философская антропология. — М., 1997; >ахтин М. М. Философия. Философия и социология науки и техники: Ежегодник. -М., 1984;1985; Драч Г. В. Зсновы теории культуры // Человек, культура, общество. -Ростов-на-Дону, 1993; Культурология / Под ред. ], рача Г. В. — Ростов-на-Дону, 1998; Культурология /Под ред. А.Радугина. — М., 1996; Культурология: Исто->ия мировой культуры / Под ред. А. И. Маркова. — М., 1995.

3 Трубецкой Н. С. О туранском элементе в русской культуре //Евразийский временник. — Берлин, 1925. -Сн.4- Савицкий П. Н. Евразийство // Философские науки. — 1991. — № 12- Флоровский Г. В. Окаменелое без-1увствие // Путь. — Париж, 1926. — № 2- Хара-Даван Э. Д. Евразийство с точки зрения монгола //Евразийская фоника. — Париж, 1928. -№ 10- Хара-Даван Э.Д. Чингис-хан как полководец и его наследие: Культурно-юторический очерк Монгольской империи ХП-Х1У в.в. — Элиста, 1991.

Бердяева, Л.Н. Гумилева1 и других. Впервые гипотезу о существовании «особого материка» Евразии, к которому принадлежит Россия, выдвинул З.И.Ламанский2.

Многоуровневая структура культурологического исследования позво-1яет рассматривать современные аспекты евразийской культуры, получив-пие объективное осмысление и научно-обоснованный анализ в работах учетах Республики Калмыкия А. Т. Горяева, В. И. Борисенко, В. Н. Бадмаева, .Л. Нусхаева, представившие востоковедческие грани евразийства3.

Морфология евразийства в каждом ее историческом, национальном, региональном варианте находится в постоянном видоизменении составляю-цих ее компонентов и феноменов, не только связанных между собой, но и 1ереходящих друг в друга4.

Исследовательская база работы формировалась с учетом принципов и методов культурологического исследования. Вследствие дифференциации и интеграции научного знания автор выделяет отдельные направления, послу-кившие основанием для привлечения материалов, книг и статей, которые, гак или иначе, затрагивают тему исследования.

1 Бердяев Н. А. Евразийцы //Путь. — Париж, — 1925. — № 1- Струве П. Б. Россия //Русская мысль. — София, 922. — Вып. ЗВернадский Г. В. Опыт истории Евразии с конца VI в. до настоящего времени. -Берлин, 1934; !адачи Всероссийской научной ассоциации востоковедов //Новый Восток. — М., 1922, — Кн. 1.

2 Культурология XX в. Словарь. — СПб, 1997. — С.111.

3 Горяев А. Т. Россия, «русский элемент» в концепции евразийцев // Социальная теория и современность. Судьбы России: взгляд русских мыслителей. Вып.З. — М, 1992. — С.106−111- Горяев А. Т. Евразийство и ре-юлюция // Отечественная философия: Опыт, проблемы, ориентиры исследования. XX век. Неизвестное за-5ытое. Вып. 10. — М., 1992. -С.104−118- Горяев А. Т. Этноэкологические воззрения евразийцев /Социальная теория и современность. Экология. Философия. Будущее. Вып.5. — М, 1992. -С. 195−198- Горя—в А. Т. Прошлое возвращается к ним //Известия Калмыкии. — 1991.-11.15,21- Борисенко И. В, Горяев А. Т. Очерки истории калмыцкой эмиграции. — Элиста, 1998; Бадмаев В. Н. О «туранском элементе» в этнополи-ической концепции евразийцев // Социальная теория и современность. Евразийский проект модернизации 'оссии: «за» и «против». Вып. 18. — М., 1995. -С 139−145- Нусхаев АЛ. Консервативная Калмыкия в консервативной России. — Элиста, 1996; Нусхаев АЛ. Политика государственной социократии Калмыкии в единой 'оссии. — Элиста, 1996; Нусхаев АЛ. Царская Россия: Империя Вседуха, Вечная Цивилизация. — Элиста, [996- Нусхаев АЛ. Россия-Русь-Евразия Духа: национальная идеология. — Элиста, 1997.

4 Социальная теория и современность. Евразийский проект модернизации России: «за» и «против». Зып.18. — М, 1995; Кульпин Э. С. Путь России //Генезис кризисов природы и общества в России. — М, 1995; (ожанов В. В. Западные страницы истории XX века. — М, 1995; Каган М. С. Еще раз о проблеме Восток-?апад и исторических судьбах России // Человек и духовно-культурные основы возрождения России. — СПб, 1996. — С.267−287- Ключников С. Ю. Восточная ориентация русской культуры //Русский узел евразийства: Зосток в русской мысли. — М, 1997. — С.5−70.

Важную научную значимость приобрели выводы А.Дж. Эллиса и.Вебера. Так, проанализировав музыкальные звукоряды у разных народов, .Дж.Эллис заключил, что музыкальные системы — культурные системы, тринципы построения которых находятся в гармонии с другими социальными факторами. В определенной мере эти взгляды перекликаются с идеями У1. Вебера в статье «Рационалистические и социологические основания музы-си» 1.

Интересны научные открытия сотрудников Берлинского фонограммар-шва Э. фон Хорнбостеля, К. Закса, К. Штумпфома, которые в 1906;1933 годах 5 результате довольно скрупулезных исследований музыкальных систем до-сазали, что европейская музыка не является вершиной музыкального искусства, это лишь инновации, взятые из музыкальных систем разных народов2.

Анализ научной литературы и источников свидетельствует о том, что теоретические исследования, касающиеся музыкальной культуры народов эоссии, и, в частности, калмыков, составляющих евразийский «континент», отсутствуют. Исключение составляют монографии Н. Г Шахназаровой, В. Н Юнусовой, В. Конен3, которые лишь в определенной мере раскрывают отдельные аспекты исследуемой проблемы.

В изучении избранной темы исследования большую помощь оказали заботы, посвященные региональным проблемам культурологии, и, в частности, книги ректора Краснодарского государственного университета культуры, а искусств, доктора философских наук, профессора И. И. Горловой, доктора.

1 Вебер М. Рационалистические и социологические основания музыки: Избранное// Образ общества. -VI., 1994.

2 Kunst J. Ethno-musicology //The Hague. Central Asiatic Journal.-Wiestbaden, 1955; Merrift A. The Antropol-3gyjf Vusic. -Evanston, 1964.-11- Nettl B. Reference Materials in Ethnomusicology. -Detroit, 1967.

3 Шахназарова Н. Г. Музыка Востока и музыка Запада. — М., 1983; Юнусова В. Н. Ислам Музыкальная <�ультура и современное образование в России. — М., 1997; Конен В.Дж. Третий пласт. Новые жанры в музы-<�е XX века. — М., 1994; Конен В.Дж. Этюды о зарубежной музыке. — М., 1975; Беляев В. М. О музыкальном фольклоре и древней письменности. — М., 1971; Сохор А. Н. Социология и музыкальная культура. — М., 1975. философских наук, профессора Н. Г. Денисова, доктора педагогических наук, 1рофессора Н. Р. Туравец и других ученых Кубани1.

Значительным явлением в исследовании истории калмыцкого этному-?ыковедения стала первая профессиональная работа «Музыкальная культура калмыцкой АССР» М. Л. Тритуза, получившая высокую оценку специалистов. Денность её в том, что она представляет богатейший нотный материал, который помог разобраться в сложной проблеме евразийского ренессанса музы-сальной культуры калмыцкого народа2.

Несколько позднее публикуется книга Н. Л. Луганского «Калмыцкие гародные музыкальные инструменты», в которой автор не только дает профессиональную классификацию калмыцких музыкальных инструментов, но и тредставляет ориентировочные составы оркестров и ансамблей3.

Самостоятельную группу источников составили материалы периодической печати — журналов: «Вопросы философии», «Общественные науки», 'Социус", «Этнографическое обозрение», «Научная мысль Кавказа», «Музы-сальная Академия», «Теегин герл» («Свет в степи») — газет: «Культура», «Известия Калмыкии», «Хальмг унн» («Калмыцкая правда»).

В работе использованы результаты научных изысканий автора, которые юлучены, в частности, в период работы в качестве младшего научного сотрудника сектора этнографии отдела истории Калмыцкого Института гума-штарных исследований РАНв качестве редактора музыкальных программ т Калмыцком телевидении и автора музыки песен на калмыцком и русском 1зыках, лицензированных «Юго-западным филиалом Российского авторского общества» в Ростове-на-Дону.

1 Горлова И. Культурная политика в современной России: региональный аспект. — Краснодар, 1998; Де-шсов Н. Г. Субъекты социокультурного развития для XXI века: региональные аспекты. — Краснодар, 1999; Гуравец Н. Р. Региональный компонент музыкального и музыкально-педагогического образования: Методо-югия, теория и практика: Монография. — Краснодар, 1998; Лях В. И. Просвещение и культура в истории кубанской станицы. — Краснодар, 1997; Денисов Н. Г., Лях В. И. Мировая, отечественная и региональная худо-кественная культура — Краснодар, 1997.

2 Тритуз М. Л. Музыкальная культура Калмыцкой АССР. — М., 1965.

3 Луганский Н. П. Калмыцкие народные музыкальные инструменты. — Элиста, 1987.

Объект исследования — музыкальная культура калмыков.

Предметом исследования стали составляющие понятия «евразийский эенессанс» музыкальной культуры калмыков: культурологическая детерминанта менталитета калмыков и генетические коды культуры, стили и жанры народного творчества, композиторское и исполнительское искусство, а также эсобенности музыкального инструментария калмыков.

Цели и задачи исследования. Основная цель диссертации заключается в исследовании евразийского ренессанса музыкальной культуры калмыков с позиций современной культурологической мысли.

Для реализации цели диссертации были поставлены следующие задачи:

— выявить культурологическую детерминанту евразийской основы, способствующую развитию музыкальной культуры калмыков;

— рассмотреть историко-культурные аспекты ранних форм музыки в гармоничном соединении с принципами современного музыкального искусства Калмыкии, составляющих парадигму ренессансной культуры;

— провести культурологический анализ взаимосвязи калмыцкого искусства с российскими и европейскими традициями музыкального гворчеерщработать комплексный подход к изучению традиционного калмыцкого фольклора в его взаимодействии с различными явлениями общественной жизни, культуры и искусства.

Методология и методы исследования. Методологической основой данной диссертации являются общенаучные принципы исследования: объективность, логическая взаимосвязь, историзм, культурологическое осмысление, которые обладают познавательной способностью видеть за внешними конкретными явлениями культуры ее глубинные отношения и схематизмы сознания1.

1 Пенто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. — М., 1972; Розин В. М. Культура и проблемы ее изучения // Методологические проблемы теоретико-прикладных исследований культуры. — М., 1998; Руководство то методологии культурно-антропологических исследований. — М., 1991; Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в XXI век. — М., 1991; Орлова Э. А. Актуальные проблемы куль-гурологии // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. — М., 1994, — Вып.10- Handboor of Viethodin Cultural Anthropologi //Ed.Naroll R.A., Cohen RN.Y., 1973.

Методология исследования отражает пространственно-предметный и конкретно-событийный мир музыкальной культуры калмыков, а также такие тчества культурных явлений, как похожее-непохожее, трудно истолковываемое, уникальное. В работе использован метод системного историко-гипологического исследования, который позволил изучить эволюционный процесс, характерный для музыкальной культуры калмыков второй половины XX века.

Особую значимость приобрел метод полевой этнографии (описание, классификация, наблюдение, сравнительно-исторический анализ, анализ текстов и нотного материала) и анализ явления с позиций герменевтики и семиотики.

Методологическая нейтральность и дескриптивный подход к культурологическому исследованию евразийского ренессанса музыкальной культуры калмыков позволили автору определить свое видение проблемы изучения, объективно подойти к анализу процессов и явлений.

Анализ евразийского ренессанса музыкальной культуры калмыков зсуществлен в диссертации при помощи комплекса познавательных методов л установок, группирующихся вокруг генетического центра, определяющего, а составляющего культурологическую детерминанту калмыцкого менталитета в контексте с традиционным фольклором, народным и профессиональным искусством.

Все вышеперечисленное позволило автору воссоздать целостный исто-эический процесс формирования евразийского ренессанса музыкальной культуры калмыков.

Научная новизна диссертации:

1. В рамках культурологического знания в научный оборот введено понятие «евразийский ренессанс» музыкальной культуры калмыков как компонента российской музыкальной культуры.

2. Проведен всесторонний системный анализ феномена «евразийский ренессанс» музыкальной культуры калмыков на основе синтеза культурологического, музыковедческого и других подходов и методов исследования.

3. На широком культурно-историческом фундаменте исследован сакраментальный феномен музыкальной культуры калмыков.

4. На основе изучения письменных и устных источников выстроена ги-потезная модель калмыцкой нотной грамоты, которая вводится в научный эборот впервые.

5. Дано теоретико-методологическое обоснование формирования в народном искусстве исследуемого региона четырех народно-песенных стилей.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его теоретических выводов в дальнейшей разработке данной проблемы. Междисциплинарный характер работы дает возможность использовать ее в широкой сфере гуманитарного знания. Материалы диссертации могут найти применение при подготовке лекционных курсов и практических занятий культурологического цикла образовательного процесса в учебных и воспитательных учреждениях.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации изложены автором в научных статьях, опубликованных в сборниках «Гуманитарные проблемы востоковедения» (Элиста, 1998), «Научные труды ученых и специалистов Республики Калмыкия» (Элиста, 1999). Результаты исследования обсуждались на научных конференциях разного уровня и на заседаниях кафедры теории и истории культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусств.

Диссертация состоит из введения, двух разделов, включающих пять параграфов, заключения, глоссария, списка источников и литературы, приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Отечественная культурологическая наука и евразийская концепция культуры — детище XX века, создали эффективную парадигму для гуманитарных координаций этнокультурологических проблем. В их основу положена не узконационалистическая идея, а прогрессивная концепция многокуль-турности общества, в проекте которой предусматривается дальнейшее развитие национально-культурного пространства, где сосуществуют и интегратив-но развиваются духовные ценности Востока и Запада, которые и будут определять геополитическое лицо будущего. В соответствии с историческими условиями, в процессе длительных этнических, культурных контактов сформировалась своеобразная музыкальная культура калмыков.

Изучение музыкальной культуры калмыков предполагает установление концептуальности генетических кодов культуры, ассоциируемых с проблемами национального своеобразия, формирующими содержательную основу евразийского ренессанса. Говоря о национальном менталитете, автор использует художественно-исторические, этнографические сведения.

Наиболее эффективным фактором укрепления евразийской культуры явился процесс христианизации калмыков, сопровождавшийся вступлением в казачество и последующим поселением в специальных населенных пунктах.

С позиции отечественной культурологии осмысление музыкально-культурных традиций интерпретируется в контексте с сакраментальным феноменом, занимающим одно из главных мест в формировании духовных ценностей. В процессе исследования выработаны критерии оценки ламаистских культурных концептов, освященных музыкальными традициями религиозного богослужения («гунзад», «янг», «танЬрг»), музыкальных инструментов.

Именно духовная музыка, пройдя сложный исторический путь как и хурулы, священнослужители сохранила национально-религиозный характер мелоса. Неоценимо значение в развитии музыкальной культуры исследование калмыцкой нотной грамоты, что будет способствовать дешифровке сохранившихся религиозных памятников и открытию нового пласта евразийской культуры. Несомненно, данное направление обладает эвристически значимым потенциалом.

Культурные универсалии особенно проявились в ретроспективе песенного творчества с незапамятных времен находившие художественно-образное воплощение. При изучении калмыцкой народной музыки впервые обосновываются четыре стиля: аутентичный, протяжная песня «утн дун», короткая песня «ахрхн дун», аутбридинговый или евразийский, вместо принятых доныне у фольклористов двух, называющихся, кстати, ошибочно жанрами. Не что иное, как песенный и инструментарный фольклор определил характер взаимоотношений людей в условиях семейного быта и идеалов, предполагающие установление единства в сфере духовной жизни.

Процесс взаимовлияния традиционного и современного стал фактором появления оригинальных, не имевших аналога прежде, форм музыкального искусства в народном и профессиональном творчестве. Следует заметить, что обогащение музыкальной культуры стало возможным как фольклорными традициями, так и творческими изысканиями профессиональных музыкантов — представителей высокой эстетической культуры. При этом калмыцкая музыка стала образцом для целой плеяды российских талантливых композиторов.

Свершения второй половины XX века в музыкальном искусстве калмыков, выразились в жанровом разнообразии музыки, были созданы предпосылки для появления современных музыкально сценических произведений крупных форм, доказательством тому национальная опера-балет «Джангар» П. Чонкушова.

Мелодика, ритм, гармония, тембр — формообразующие черты калмыцкой музыки, как в отдельности, так и в непривычных для европейца формах, определяют новизну, свежесть, богатство звучания. Так возникла возможность синтеза фольклора с приемами новой композиторской техники. Именно на этой основе родились современные стилевые направления, развивающиеся в композиторском и исполнительском искусстве, включая «новомодные» музыкальные течения.

Исследования показали, что сегодняшний уровень музыкального искусства является итогом многовекового развития, результатом сложных и продолжительных, структурных и функциональных изменений в фольклорной музыкевзаимодействии непосредственных и опосредственных музыкальных традицийконтактов между народами, их музыкальными культурами на громаднейшей территории «эйкумены», начиная с Центральной Азии, юга Сибири, Алтая, юга Урала, левобережья и правобережья Волги до Северного Кавказа, Дона, Кумы, Терека. Вполне закономерно, что культурные реалии калмыков нашли отражение в гуманитарных отечественных и зарубежных проектах, таких как — симпозиум «Роль кочевых народов в цивилизации Центральной Азии», «Французская ассоциация содействия восточным народам», «Инициативы российских народов за демократию и мир».

Грядущий XXI век, эпохальная ступень нашего отечества актуализирует извечную аксиому — ее будущность. Одним из самостоятельных культурных феноменов, доказывающим свою перспективу для настоящего и будущего, представляется евразийский ренессанс, адекватно отражающий этническую культуру в качественном многообразии культурологической мысли.

ГЛОССАРИЙ айс — мелодия ахрхн, ахр — короткий, коротенький, куцый бамба-цецег — тюльпан бузав — донские калмыки.

Бумба — сказочная страна благоденствия по эпосу «Джангар» бурхан — божество бура — труба, музыкальный инструмент гелюнг — монах, священнослужитель гунзад — дирижер хора, запевала в хуруле дун — песня, единица измерения дууцнг — большой пост домбра — калмыцкий народный музыкальный инструмент Зая-Пандита (1599−1662) — создатель ойрат-калмыцкого алфавита Зонкава — основатель северного течения буддизма-ламаизма зул — лампадка.

Зул-сар — праздник Нового года йорэл — благопожелания кезянк — давний, древний, давнишний кенкрг — барабан когжм — музыка лама — буддийский монах, настоятель монастыря или группы монастырейвысший духовный сан в Калмыкии маани — молитвы, ламаистские религиозные мантры маздуд — богатыри мацг — малый пост, 8, 15, 30 дни по лунному календарю медэтнр — пожилые, старики нойон — князь, правитель феодального владения нирвана — состояние высшего блаженства, конечная цель стремлений человека, отрешенность от всех жизненных забот и стремлений и слияние с божествомугасание жизненного огня, исчезновение ом-маани-падме-хом — ламаистская молитва: «Да будет благословенным сидящий на лотосе!» сутра — книга в виде отдельных длинных несброшюрованных листов религиозного содержания сув-севг — наставления, мудрый совет сонгин дун — песня-тост, пропеваемый тост тавшх — танцевать с притоптыванием тангрг — клятва, присяга, обет тарни — заклинания тарни дун — песни-заклинания тодо бичиг — ясное письмо ут дун — протяжная песня.

Урюс-сар — праздник приплода харш — препятствие, помеха хоолан татад дуулх — петь, протягивая гортань хонх — колокол, звонок хур — музыкальный инструмент хурул — ламаистский храм, монастырь чичирдг — дрожащий, трепещущиймелодия танца донских калмыков, основанного на вибрации тела чоори — духовная академия шавашмуд — песни-подбадривания, прибаутки шавдх — прищелкивать по деке домбры шаштр дун — величальные песни энгсулэд дуулх— петь плаксиво ятха — музыкальный инструмент янг — духовное песнопение.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д.Н. Александр фон Гумбольдт, как путешественник и географ и в особенности как исследователь Азии. -М., 1915.
  2. А. Человек и мир культуры. -М., 1993.
  3. С.А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие. -М., 1989.
  4. Архимандрит Гурий (Степанов). Очерки по истории христианства среди монгольских народов. T.I. Ч. 1. -Казань, 1915.
  5. В.Н. О «туранском элементе» в этнополитической концепции евразийцев//Социальная теория и современность. Евразийский проект модернизации России: «за» и «против». Вып. 18. -М, 1995.
  6. Т.Б. Калмыцкие танцы и их терминология. -Элиста, 1992.96с.
  7. B.C. Социальная философия. 4.2. -М., 1993. Баткин JI.M. Итальянское возрождение. Проблемы и люди. -М., 1995. -270с.
  8. М.М. Калмыки в XVII—XVIII вв.еках. -Элиста, 1993. -382с.
  9. М.М. Философия. Философия и социология науки и техники: Ежегодник.-М., 1984−1985.
  10. Т.И. Калмыки в борьбе за независимость нашей Родины. -Элиста, 1965.-179с.
  11. Т.И. Участие калмыков в крестьянской войне под руководством Е.И.Пугачева (1773−1775). -Элиста, 1971. -167с.
  12. В.М. О музыкальном фольклоре и древней письменности. -М., 1971.
  13. H.A. Евразийцы//Путь. -Париж, 1925. -№ 1.
  14. Библиографический указатель письменного наследия калмыков в трудах российских и монгольских востоковедов. -Элиста, 1998. -63с.
  15. М.П. Европейская культура в ее мыслительных формах. -Элиста, 1966.-136с.
  16. Н.Ц. Калмыцкая народная песенная поэзия. -Элиста, 1987.141с.
  17. Н.Ц. Поэтический стиль джангарчи//Эпическая поэзия монгольских народов. -Элиста, 1982.
  18. П.М. Место Ренессанса в истории культуры. -СПб., 1996.
  19. И. Калмыки в русском изобразительном искусстве. -Элиста, 1982.-63с.
  20. И.В. Времен минувших отражение. -Элиста, 1990. -175с.
  21. И.В. К истории образования и происхождения беляевской группы донских калмыков//Проблемы этногенеза калмыков. -Элиста, 1984.
  22. И.В. О расселении шеретов, томутов, чугуевских и беляев-ских калмыков/Юбщественный строй и социально-политическое развитие дореволюционной Калмыкии. -Элиста, 1983.
  23. И.В. Рисунок из письма//Советская Калмыкия. -1988. -11.07.
  24. И.В., Горяев А. Т. Очерки истории калмыцкой эмиграции. -Элиста, 1998. -235с.
  25. Т. Калмыки.-М.-Л., 1926.
  26. М. Музыка у калмыков-алтайцев//Русская музыкальная газета. -СПб., 1905. -№ 23, 24.
  27. М. Рационалистические и социологические основания музыки: Избранное. -М., 1994.
  28. Г. В. Опыт истории Евразии с конца VI века до настоящего времени. -Берлин, 1934.
  29. К., Благодатов Г., Язовицкая Э. Атлас музыкальных инструментов народов СССР. -М., 1975.
  30. В.В. Функционально-типологические критерии и генеалогическая классификация языков//Типологические основы классификации языков мира. -М., 1982.
  31. .Я. Общественный строй монголов. -Л., 1934. -223с.
  32. Н.К., Эренженов Н. Ц. Калмыцкая народная песня. -Элиста, 1963.-64с.
  33. И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов и их обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, верований и прочих достопримечательностей. 4.4. -СПб., 1799.
  34. К.Ф. Монголо-ойратские законы 1640г. Дополнительные указы Галдан-хунтайджия и законы, составленные для волжских калмыков при калмыцком хане Дондук-Даши. -СПб., 1880.
  35. И., Манаенко А., Лях В. Культура кубанских станиц. Краснодар, 1993.-130с.
  36. .Б. Советская Калмыкия на подъеме. -М., 1984. -224с.
  37. А.Т. Евразийство как явление культуры России: историко-философский аспект: автореф.дис.на соиск.учен.степ.канд.филос.наук -М., 1993. -29с.
  38. А.Т. Россия «русский» элемент в концепции евразий-цев//Социальная теория и современность. Судьбы России: Взгляд русских мыслителей.-М., 1992.-Вып.З.
  39. А.Т. Евразийство и революция(статьи Л. Карсавина) //Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры исследования. Неизвестное забытое. -М., 1992.- Вып. 10.
  40. М. Потомки Джангара. Партитура. -М., 1967.
  41. Л.Н. Записки последнего евразийца//Наше наследие. -М., 1991.-№ 3.
  42. П.С. Философская антропология. -М., 1997.
  43. A.B. Концепция русской самобытности евразийцев. -Л., 1986.
  44. Далай-лама XIV. Буддизм Тибета. СПб., 1991. -103с.
  45. В.П. К этимологии этнонима «хальмг'7/Этнонимы. -М., 1970.
  46. В.П. Калмыцкие экспонаты на международной выставке одежды в 1902 году в Санкт-Петербурге//Ученые записки. Серия историческая. Вып.8. -Элиста, 1969.
  47. В.П. Обряды, связанные с наречением именем и антропонимы калмыков во второй половине XIX века//Ученые записки. Серия филологическая. Вып.7. -Элиста, 1969.
  48. В. Культура мира на исходе XX столетия//Известия ВУЗов Северо-Кавказского региона. Сер. «Общественные науки». -Ростов-на-Дону, 1996.
  49. Н.Г., Лях В.И. Мировая отечественная и региональная культура. -Краснодар, 1997.
  50. .Д., Кондратов A.M. Путь в Тибет. -М., 1973. -71с.
  51. Г. В. Основы теории культуры//Человек, культура, общество. -Ростов-на-Дону, 1993.
  52. Я.П. Быт калмыков Ставропольской губернии до издания закона 15 марта 1892 года//Известия общества археологии, истории, этнографии при Казанском университете. T.XV. Вып. 1−2. -Казань, 1899. -239с.
  53. И. Очерки быта астраханских калмыков: Этнографические наблюдения 1884−1886гг.-М., 1893.-74с.
  54. Н.Л. Ламаизм и ранние формы религии. -М., 1977. -199с.
  55. И.Я. Зая-Пандита как политический деятель//Олон улсын мон-голч эрдэмтний II Их хурал I боть. -Улаанбаатар, 1973.
  56. И.Я. История джунгарского ханства. -М., 1964. -332с.
  57. Н. Исповедь миротворца//Известия Калмыкии. -1997.03.22.
  58. Их цааз. «Великое уложение». М., 1981. — 148с.
  59. К. Максимов К. На рубеже веков. -М., 1997. -309с.
  60. М.С. Философия культуры. -СПб., 1996. -44с.
  61. М.С. Историческая типология художественной культуры. -Самара, 1996.-86с.
  62. М.С. Еще раз о проблеме Восток-Запад и исторических судьбах России//Человек и духовно-культурные основы возрождения России. -СПб., 1996.
  63. Калмыки в Отечественной войне 1812 года//Сборник документов. -Элиста, 1964. -163с.
  64. Калмыцкий театр (1927−1967): Материалы и документы. -Элиста, 1972. -378с.
  65. Калмыкия в Великой Отечественной войне 1941−1945: Документы и материалы. -Элиста, 1966. -551с.
  66. Л. Евразийство. Мысли о России. Вып. 1−2. -Тверь, 1992.
  67. К. Калмыкия в геопространстве России. -Элиста, 1998. -335с.
  68. А.Ш. О калмыцком герое Мазан-Батыре//Записки Калмыцкого НИИЯЛИ. Вып.4. -Элиста, 1964.
  69. М.Л. Исторические корни дружбы русского и калмыцкого народов. Образование калмыцкого государства в составе России. -Элиста, 1966.
  70. М.Л. К истории образования Калмыцкого ханства в составе России//Записки Калмыцкого НИИЯЛИ. Вып.2. -Элиста, 1962.
  71. Л. Степной жаворонок. -Элиста, 1989. -59с.
  72. С. Восточная ориентация русской культуры//Русский узел евразийства. Восток в русской мысли. -М., 1997.
  73. И.Г. Калмыцкий народный орнамент. -Элиста, 1970. -146с.
  74. Л.Н. Теория культуры. -Екатеринбург, 1993.
  75. В.В. Западные страницы истории XX века. -М., 1995.
  76. В.Дж. Этюды о зарубежной музыке. -М., 1975.
  77. М.Л. Интоника. -М., 1994. -158с.
  78. И.И. Древний монголо-калмыцкий или ойратский устав взысканий.-Одесса, 1879.
  79. И.И. Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства в 1768—1769 гг.. 4.1. -СПб., 1771.
  80. Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. -М., 1992.
  81. Д.С. Художественное наследие Древней Руси и современность.-Л., 1971.
  82. А.Ф. Философия. Мифология. Культура. -М., 1991. -524с.
  83. Ю.М. Беседы о русской культуре. -М., 1995. -60.
  84. Н.Л. Калмыцкие народные музыкальные инструменты. -Элиста, 1987.-64с.
  85. В.В. Происхождение русского народа. -Л., 1978. -184с.
  86. Материалы по истории русско-монгольских отношений. 1607−1636. -М., 1959.-352с.
  87. В.М. Культурология и философия культуры//Культурология сегодня: Основы, проблемы, перспективы. -М., 1993.
  88. Мец Л. Мусульманский ренессанс. -М., 1973. -473с.
  89. А.Г. К вопросу об этнониме шубучинер//Проблемы этногенеза калмыков. -Элиста, 1984.
  90. А.Г. Ойрат-калмыки: века и поколения. -Элиста, 1998. -384с.
  91. А.Г. Об особенностях ламаистской культовой практики кал-мыков//Вопросы истории ламаизма калмыков. -Элиста, 1987.
  92. А. Три Дюма. -М., 1962. -317с.
  93. Н. Описание калмыцкого хурула//Астраханские губернские ведомости. -1852. -№ 38.
  94. И.Е. Культура Советской Калмыкии на подъеме. -Элиста, 1972.-208с.
  95. К.А. Буддизм в Калмыкии: Нравственные основы. -Элиста, 1994.-76с.
  96. П. Очерки быта калмыков Хошеутовского улуса. -СПб., 1852.
  97. Н. Подробные сведения о волжских калмыках, собранные на месте. -СПб., 1834.
  98. Новое в современной классической философии. -М., 1979. -200с.
  99. Номинханов Д. Ц-Д. Очерки истории культуры калмыцкого народа. -Элиста, 1969. -138с.
  100. А.Л. Россия Русь — Евразия духа: национальная идеалогия. -Элиста, 1997.
  101. .Б. Калмыцкие народные пословицы и поговорки. -Элиста, 1980.-143с.
  102. .Б. Калмыцкие народные песни 17в.-18 В.//Калмыцкая народная поэзия.-Элиста, 1984.
  103. .Б. Песни калмыков, рожденные в годы ссыл-ш//Репрессированные народы: история и современность. Тез. докл. и сообщ. Рос. науч.-практ.конф.-Элиста, 1992.-05.28−29.
  104. И.И. Ламаистское духовенство Калмыкии в начале XX ве-<�а//Ламаизм в Калмыкии. -Элиста, 1977.
  105. Отчет Петровского общества исследователей Астраханского края за 1896 год. -Астрахань, 1898.
  106. Очерки истории Калмыцкой АССР. Дооктябрьский период. -М, 1967. -179с.
  107. Очерки истории Калмыцкой АССР. Эпоха социализма. -М., 1 970 432с.
  108. П.С. Путешествия по разным провинциям Российской империи. 4.2. Кн.2.-СПб, 1786.-570с.
  109. H.H. Очерки истории калмыцкого народа. -Астрахань, 1922. Пальмов H.H. Этюды по истории приволжских калмыков.Ч.1−5. -Астрахань, 1926- 1932.
  110. A.M. Сказание о хождении в Тибетскую страну Мало-Дербетовского База-Бакши.-СПб, 1897. Пути Евразии. -М, 1992.
  111. Д.Б. Архитектура Калмыкии. -М, 1975. -189с. Пюрвеев Д. Б. Кочевая архитектура//Роль кочевых народов в цивилизации Центральной Азии.-Улан-Батор, 1974.
  112. Д.Б. Мобильность как специфическая особенность архитектуры кочевых народов//Проблемы алтаистики и монголоведения. -Элиста, 1972.
  113. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. T.I. Кн.1. -M.-JI, 1952. Рерих Е. И. Основы буддизма.-Улан-Удэ, 1926.
  114. А.Д. Мелодии монгольских племен//Сборник в честь 70-летия Г. Н. Потанина. -СПб, 1909.
  115. Русско-китайские отношения в XVIII веке: Материалы и документы. -М, 1978.
  116. Русско-китайские отношения в XVII веке. T. I: 1608−1683гг. -М, 1969. Савицкий П. Н. Евразийство//Философские науки. -1991. -№ 12. Сафарова JI. Петр Чонкушов: Жизнь и творчество. -Элиста, 1995. -93с.
  117. Л.И. Цивилизованные парадигмы в истории Ро-сии//Общественные науки и современность. -1995. -№ 5.
  118. B.C. Ики цааджи 1640 года основной юридический источник уголовного права Калмыкии XVII- XVIII в.в.//Вестник института. Серия историческая. Вып.VI. -Элиста, 1972.
  119. B.C. Уголовное и гражданское право калмыков XVII- XIX веков (историко-правовые очерки). -Элиста, 1998. -222с.
  120. . Музыка Народной Монголии. -М., 1975. -158с.
  121. П. О калмыках//Астраханские епархиальные ведомости. -Астрахань, 1885. -№ 5−6, 10.
  122. Социальная теория и современность. Евразийский проект модернизации России: «за» и «против». Вып. 18. -М., 1995.
  123. H.H. Нынешнее состояние калмыцкого народа. -СПб., 1810.
  124. П.Б. Россия//Русская мысль. Вып.З. -София, 1922.
  125. А.И. Пушкин и калмыки. -Элиста, 1981. -192с.
  126. Н.Ш. Из истории культуры дореволюционной Калмыкии. -Волгоград, 1967.
  127. A.B. Обращение калмыков в православную ве-ру//Астраханские епархиальные ведомости. -Астрахань, 1881. -№ 37−40.
  128. .Х. Опыт лингвистического исследования эпоса «Джангар». -Элиста, 1976. -530с.
  129. С.А. История русской этнографии. -М., 1966. -453с.
  130. М. Сборник калмыцких песен. -М., 1934.
  131. М.А. Музыкальная культура Калмыцкая АССР. -М., 1965.111с.
  132. И.И. Очерки изобразительного искусства Калмыкии. -Волгоград, 1970.-161с.
  133. Н.С. О туранском элементе в русской культу-ре//Евразийский временник. Кн.4. -Берлин, 1925.
  134. Н. Р. Чурсина В.И. Музыкальная культура Кубани: традиции и современность. -Краснодар, 1997.
  135. Д. Возрождение будущности//Вопросы философии. -1995.
  136. В. Калмыки. Выселение и возвращение. -Элиста, 1991. -95с.
  137. И. Астраханские калмыки и их домашне-религиозный быт и общественно-религиозные нужды. -СПб., 1910.
  138. Н. Русское и Великорусское//Этнографическое обозрение. 1996. -№ 6.
  139. Е.Э. Калмыцкая свадебная поэзия: автореф.дис.на со-иск.учен.степ.канд.филол.наук -М, 1993.-22с.
  140. Хара-Даван Э. Евразийство с точки зрения монгола//Евразийская хроника.-Париж, 1928.-Вып.10.
  141. Хара-Даван Э. Чингис-хан как полководец и его наследие. -Элиста, 1991 -221с.
  142. Л.И. Сто калмыцких песен. -Элиста, 1991. -128с.
  143. H.H., Чебоксарова И. А. Народы, расы, культура. -М., 1971. -256с.
  144. П.Я. Некоторые сведения о распространении христианства у калмыков//Министерство народного образования. -СПб., 1869.
  145. В.К. Музыка «Джангара». -Элиста, 1991.
  146. В. А. Евразийская идея и теория культу-ры//Этнографическое обозрение. -1996. -№ 4.
  147. К.П. Калмыки в составе Российского казачества. -Элиста, 1992.-319с.
  148. К.П. Терское поселение калмыков//Проблемы этногенеза калмыков. -Элиста, 1984.
  149. К.П. Социально-политическое развитие донских калмыков (последняя треть XVI в.-первая половина XIX в.)//Общественный строй и социально-политическое развитие дореволюционной Калмыкии. -Элиста, 1963.
  150. О.П., Эрдниев П. М. УДЕ. Матер. пятой Всесоюз. науч.-практ. конф. -Элиста, 1963. -290с.
  151. У.Э. Калмыки. -Элиста, 1985. -284с.
  152. У.Э. Историческая судьба ойратов. -Элиста, 1993. -80с.
  153. М.П. Музыкальная культура Астрахани. -Волгоград, 1987.
  154. В.Н. Ислам. Музыкальная культура и современное образование в России. М., 1997.
  155. К.Н. Народные песни монголов. -М., 1988. -250с.1. На калмыцком языке
  156. . Сээхн асхн. -Элиста, 1992. 65с. Биткеев Н. Ц. Эмд булг. -Элиста, 1993. -46с.
  157. Н.К., Эренженов Н. Ц. Теегин айсмуд//Хальмг улсин урдк болен одга цаца дуд. -Элст., 1982.
  158. Зальвр. -Элиста, 1996. -144с.
  159. Х.Б. Шин дуудин булг. -Элст, 1964. -48с.
  160. Муутян Инжэ. Овкнрин улдэснэс. -Элиста, 1994. -72с.
  161. Саглр ээжин туульс. -Элиста, 1989. -46с.
  162. Теегин айсмуд. Хальмг улсин урдк болн одга цага дуд. -Элст, 1982. Торскн Ьазрин дуд. Хальмг улсин кезэнк болн одгэ цага дуд. -Элст, 1989.-308с.
  163. ТоЬрун шовун. -Элст, 1996.1. Хальмг дуд. -Элст, 1977.
  164. Хальмг улгрмуд болн тээлвртэ туульс. -1982. -253с.
  165. Хальмг улсин урдк дуд. -Элст, 1987.
  166. Хальмг хуучна болн одга цагин дуд. -М., 1962.
  167. Эренжана Константин. Цецг буулг. -Элст, 1980. -190с.1. На монгольском языке
  168. . Ардын уртын дуу//Монгол улс. -1973. -№ 9.
  169. Г. Монгол ардын дуу аялгуу//Утга зохиол урлаг. -1976 С. 16−19.-№ 8.
  170. У. Монгол дууны судлалын товч тойм. Улаанбаатар, 1975. Их жунхэн хатан. Бэнсэн улгэр/VStudia Folclorica Instituti Lincuae Littera-rum akademiae scientiarum Reipublicae populi Mongoli Tomus III, Fassiculus 3. -Улаанбаатар, 1963.
  171. Монголын уран зохиолын тойм. Т.2. Улаанбаатар, 1977.
  172. . Ардын буувэйн нег дууны тухай//Эрдэм шинжилгээний огу-уллууд. Хэл зохиол. 2 р боть. 12 — р дэвтэр. — Улаанбаатар, 1964.
  173. . Монгол дууны туухээс. Улаанбаатар, 1960. Сумьяабаатар Б. Ууцын дууны тухай//Аман зохнол судал. T.VI. Дэвт.8. -Улаанбаатар, 1968.
  174. Уртын дуу. Улаанбаатар, 1970.
  175. П. Монгол ардын дууны яруу найраг. Улаанбаатар, 1980. Ratnabhadra. Rabjamba Сау-а bandida — yin turuji Sdrau gerel kemeku ene metu bolai // Corpus scriptorun. Tomus V, Fasciculus 2. — Ulaanbator, 1959.
  176. На западноевропейских языках
  177. Aalto Pentti. Orietal Studies in Finland, 1828−1918. Helsinki, 1971. Bergmann В. Nomadische Streifereien unter den Kalmuken. Bd.II. — Riga, 1804.
  178. Boss О. Die Lehre der Eurasier. Wiesbaden, 1961.
  179. Halperin Ch. Russian and Steppe: George Vernadsky and eurasian-ism//Forschungen zur osteuropaischen Geschichte. Wiesbaden, 1985.
  180. Heissig W. Geschichte der mongolischen Literatur, Band I. Wiesbaden, 1972.
  181. Kunst J. Ethno musicology//The Hadue. Central Asiatic Journal. — Wiesbaden, 1955.
  182. Ramstedt G.J., Halen H. Nordmondolische Volkdichtung, Bd.2. Helsinki, 1974.
  183. Taub Erika und Manfred. Schamanen und rapsods. Leipzig, 1983.
Заполнить форму текущей работой