Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

«Минойский» Крит. 
История мировых цивилизаций

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из самых важных свидетельств связи древних греческих мифов с реальностью служит дворец в городе Кноссе. Все помещения располагаются вокруг внутреннего двора (28×52 м), предположительно предназначенного для тавромахии — ритуальной игры с быками. Вниз под землю уходят несколько этажей помещений, связанных друг с другом лестницами и переходами. Вероятно, именно этот дворец послужил основой для… Читать ещё >

«Минойский» Крит. История мировых цивилизаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Остров Крит, второй, но величине в Средиземном море, замыкает собой множество островов, расположенных между Балканами и Малой Азией. Общество, возникшее на Крите, используя свое превосходство в технологиях (прежде всего — в выплавке бронзы) над народами Европы и Азии, сумело подчинить себе жителей многих городов и морского побережья Балкан. С Критом связаны многие греческие легенды: на Крите провел младенческие годы бог-громовержец Зевс, когда он прибыл в облике быка, похитив финикийскую царевну Европу, родившую Миноса, ставшего впоследствии правителем острова. Герои греческих мифов совершали на Крите свои подвиги: Геракл укротил могучего быка, Тесей убил человека-быка — Минотавра. Для народов материковой и островной Греции остров Крит был одновременно и жестоким поработителем, и центром цивилизации, образцом для подражания.

До сих пор ничего точно не известно об этнической принадлежности древнего населения Крита, о его государственном устройстве и религиозных верованиях. Существуют на этот счет различные мнения. Причину можно видеть в том, что сохранились только памятники материальной культуры и искусства, а дошедшие до нас немногочисленные памятники письменности не расшифрованы. В начале II тыс. до н.э. минойцы построили несколько крупных городов, каждый из которых был расположен в речной долине. Вокруг этих городов располагались поселения крестьян. Сельскохозяйственные работы велись как в самих долинах, так и на склонах гор. Но большого урожая, подобного тому, какой получали в речных цивилизациях, добиться было невозможно. Поэтому очень скоро критяне занялись мореходством. И как все древние мореходы, они сочетали торговлю с грабежом прибрежных территорий, накладывая на побежденных дань, что, видимо, нашло отражение в мифе о Тезее.

Одним из самых важных свидетельств связи древних греческих мифов с реальностью служит дворец в городе Кноссе. Все помещения располагаются вокруг внутреннего двора (28×52 м), предположительно предназначенного для тавромахии — ритуальной игры с быками. Вниз под землю уходят несколько этажей помещений, связанных друг с другом лестницами и переходами. Вероятно, именно этот дворец послужил основой для создания мифа о великом творении Дедала — лабиринте. Стены этого дворца сложены из камня, крыша, потолок и двери были деревянными. Особые световые колодцы позволяли освещать помещения на разных уровнях. Залы этого дворца украшены фресками, на которых изображены торжественные процессии, тавромахия и другие ритуальные и бытовые сцены.

Города древних критян не имели стен, а на фресках нет изображений битв. Это породило представления об исключительно мирном характере цивилизации Крита. Однако более вероятно другое: военная сила критян была направлена вовне. Используя объединенные войска городов для нападений и захвата военной добычи, они старались избегать междоусобиц и военных столкновений внутри острова. Вполне вероятно, что взаимная вражда была запрещена на уровне религиозных установлений.

Одной из уникальных черт цивилизации Крита является то, что у критян не было отдельных храмовых комплексов. Дворец был средоточием власти и одновременно — ритуальным центром. Судя по изображениям на стенах и многочисленным статуэткам, главную роль в церемониях и обрядах играли жрицы. Женщины принимали участие и в обряде тавромахии. Вероятно, верховным божеством на Крите была Великая Богиня, имя которой сейчас неизвестно. Она принимала разные облики: богиня со змеями, фигурки которой обнаружены в дворцовых и домашних святилищах; владычица зверей, изображавшаяся на геммах в виде женщины, у ног которой распростерты два льва; и богиня-охотница. Археологические находки свидетельствуют, что в жертву Великой Богине в подземных святилищах могли приносить молодых людей.

Прямая речь.

/О. В. Андреев: «Сама популярность темы тавромахии в критском искусстве, ее многократное воспроизведение в различных его видах и жанрах и, соответственно, в разных стилистических манерах и в разных материалах, свидетельствует о том, что религиозные действа этого рода занимали в культовой практике минойцев одно из центральных, видимо, можно даже сказать, узловых мест и, вероятно, входили в программу наиболее важных календарных празднеств годичного цикла. Согласно достаточно правдоподобной гипотезе Дж. Грэхема и О. Пелона, игры с быками, как правило, устраивались на центральном дворе так называемого дворца, т. е. происходили в самом „сердце“ этого огромного ритуального комплекса, что уже само по себе говорит об их совершенно исключительной религиозной значимости. Но в чем конкретно заключался скрытый от нас внутренний смысл этого загадочного представления, если все-таки признать, что это действительно был религиозный обряд? Какому божеству было оно посвящено? Однозначный и сколько-нибудь удовлетворительный ответ на все эти вопросы пока не найден. Нередко высказывается мысль, что тавромахия в ее минойском варианте представляла собой своеобразную форму жертвоприношения и умилостивления божества ценой кровавой жертвы. Догадка эта кажется в общем достаточно правдоподобной… Как бы то ни было, совершенно очевидно, что игры с быками, насколько мы можем теперь о них судить по дошедшим до нас многочисленным изображениям на фресках, печатях и рельефах, были делом смертельно опасным и, в принципе, едва ли могли обойтись без серьезных человеческих жертв. И это тем более вероятно, что в такого рода представлениях, по всей видимости, участвовали целые „команды“ акробатов, включавшие как мужчин, так и женщин, которые по очереди или одновременно выходили на арену. Во время игр, которые могли продолжаться целый день или даже несколько дней подряд, по крайней мере, некоторые из них неизбежно расплачивались жизнью или хотя бы тяжелыми увечьями за свою безрассудную смелость»[1].

Расцвет минойской культуры, приходившийся на XVI — первую половину XV в. до н.э., был прерван в конце XV в. до н.э. катастрофой, нанесшей смертельный удар по всей минойской цивилизации. Поселения и дворцы были разрушены в результате сильнейшего землетрясения или извержения вулкана.

  • [1] Андреев Ю. В. От Евразии к Европе: Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннегожелеза (ш — начало I тыс. до н.э.). СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. С. 383—384.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой