Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности проведения анализа состояния конкуренции на товарных рынках, определение долей хозяйствующих субъектов на рынках определенных товаров, работ, услуг

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ состояния конкуренции на товарном рынке является базой для оценки конкурентоспособности рынка. Он проводится в соответствии со ст. 10 приказа № 220. Анализируемый рынок — это рынок, на котором действуют хозяйствующие субъекты, чья деятельность охватывает ряд последовательных стадий процесса производства (обработки, переработки) и обращения, причем продукция каждой из этих стадий может… Читать ещё >

Особенности проведения анализа состояния конкуренции на товарных рынках, определение долей хозяйствующих субъектов на рынках определенных товаров, работ, услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Территориальные органы ФАС ежегодно проводят анализ состояния конкурентной среды на различных товарных рынках в рамках предоставленных им полномочий. Анализ состояния конкуренции на товарных рынках проводится в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

В соответствии с указанным порядком при анализе состояния конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации о товарных рынках используются:

  • • данные официальной статистической информации;
  • • сведения, полученные от налоговых, таможенных и иных государственных органов, Центрального банка РФ, органов местного самоуправления;
  • • сведения, полученные от физических и юридических лиц, в том числе сведения, представляемые покупателем (покупателями) данного товара, в том числе в результате их выборочного опроса, а также сведения, предоставляемые продавцами данного товара;
  • • данные собственных исследований антимонопольного органа и данные антимонопольных органов других государств;
  • • данные маркетинговых, социологических исследований, выборочных опросов и анкетирования хозяйствующих субъектов, граждан, общественных организаций и данные иных источников.

На основании правил, указанных в приказе, в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации определяется временной интервал исследования товарного рынка. А в соответствии с правилами, регламентированными Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

Кроме того, в соответствии с указанным выше порядком утверждена процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке (далее — определение продуктовых границ товарного рынка), которая включает:

  • — предварительное определение товара;
  • — выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;
  • — определение взаимозаменяемых товаров.

ФЛС также определяет продуктовые границы товарного рынка, основываясь на мнении покупателей (как физических, так и юридических лиц) о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу. Если предполагается нарушение антимонопольного законодательства применительно к покупателю продукции (монопсония), в этой ситуации продуктовые границы товарного рынка определяются на основании мнения ее продавца.

Регламентирован также порядок определения мнения покупателей, которое формируется в результате сплошного или выборочного опроса покупателей или анализа предмета договоров, на основании которых осуществляется реализация товара.

При подобном анализе, в соответствии с законодательством, необходимо учитывать то, что рассматриваемый товар может обращаться на одной и той же территории на разных товарных рынках. Такие товарные рынки следует анализировать обособленно. В частности, товар может обращаться на оптовых рынках, на которых продаются партии товара преимущественно для целей последующей перепродажи или профессионального использования, и на розничных рынках, на которых осуществляется продажа единичного количества товара преимущественно для личного использования.

Определение взаимозаменяемых товаров осуществляется в соответствии со ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» и основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

В Федеральном законе «О защите конкуренции» оговаривается, что товары не относятся к взаимозаменяемым, если для замены одного товара другим в процессе потребления требуется более года или в связи с заменой приобретатель товара несет значительные издержки (превышающие, как правило, 10% цены товара) и если при этом антимонопольный орган не располагает информацией о том, что такая замена имела или имеет место.

При определении взаимозаменяемости товара ФАС, кроме того, должна оценить степень взаимозаменяемости товара и географические границы товарного рынка.

Для того чтобы оценить степень взаимозаменяемости товара, Федеральным законом «О защите конкуренции» введена мера взаимозаменяемости товаров, каковой является показатель перекрестной эластичности спроса по цене, исчисляемый как отношение выраженного в процентах изменения объема спроса на один товар к выраженному в процентах изменению цены другого товара за определенный период. О взаимозаменяемости рассматриваемых товаров свидетельствуют устойчивые значения показателя перекрестной эластичности, превышающие единицу.

Процедура определения географических границ товарного рынка в соответствии с положениями закона включает следующие действия:

  • — предварительное определение географических границ товарного рынка;
  • — выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);
  • — определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Кроме того, при определении географических границ товарного рынка отдельно выделяются товары, которые поставляются с каких-либо территорий, если цена такого товара оказывается более чем на 10% выше средневзвешенной цены товара, доступного приобретателю в пределах предварительно определенных географических границ рассматриваемого товарного рынка. Для таких товаров их территории (продавцы) должны относиться к другим товарным рынкам.

Отдельно рассматриваются также товарные рынки естественных монополий. Для таких рынков характерен неэластичный спрос на товар, соответственно, размер спроса на товар практически не меняется при изменении цены. Рынок естественных монополий — это, как правило, рынок товаров и услуг, являющихся первой необходимостью для потребителя. Такие рынки в соответствии с законом определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг, в частности:

  • — наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей);
  • — возможностей приобретателей по доступу к инфраструктуре и ее использованию (подключению к сетям).

В рамках рассматриваемых товарных рынков необходимо определить состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

В соответствии с законодательством в состав хозяйствующих субъектов, включаются субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, могут быть также включены физические и юридические лица, которые в течение краткосрочного периода (не более года) могут при обычных условиях оборота и без дополнительных издержек (издержки окупаются в течение года при уровне цен, отличающемся от сложившейся средневзвешенной рыночной цены не более чем на 10%) войти на данный товарный рынок. Такие субъекты именуются потенциальными продавцами.

Далее ФАС проводит расчет общего объема товарной массы в обороте за определенный период времени в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка. В соответствии с п. 6.1 приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее — приказ № 220) этот показатель именуется объемом товарного рынка.

Этот расчет осуществляется на основании одного из следующих показателей: объем продаж, объем поставок (отгрузок), объем выручки, объем перевозок, объем производства; объем производственных мощностей; объем запасов ресурсов, объем товара в соответствии с заключенными договорами.

В соответствии с Порядком предполагается, что основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок). Иные показатели используются в тех случаях, когда из-за отраслевых особенностей они позволяют более точно охарактеризовать положение хозяйствующих субъектов иа рассматриваемом товарном рынке с точки зрения конкуренции.

Отметим также, что расчет показателей может осуществляться в натуральном, стоимостном выражении, а также в условных расчетных единицах, которые обеспечивают сопоставимость данных по различным товарам из группы взаимозаменяемых товаров, по различным продавцам и приобретателям.

После расчета всех рассмотренных выше показателей ФАС определяет долю хозяйствующего субъекта на товарном рынке. Доля рассчитывается как отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка, выраженное в процентах.

Такая доля хозяйствующего субъекта (группы лиц) должна определяться на некотором временном интервале и в продуктовых и географических границах.

Кроме того, ФАС регулярно определяет следующие коэффициенты структуры товарного рынка:

  • 1) коэффициент рыночной концентрации (67? — concentration ratio)',
  • 2) индекс рыночной концентрации Герфиндаля — Гиршмана (HHI);
  • 3) иные показатели рыночной концентрации.

Коэффициент рыночной концентрации (CR) — это сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (п) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке (п. 7.1 приказа № 220):

Особенности проведения анализа состояния конкуренции на товарных рынках, определение долей хозяйствующих субъектов на рынках определенных товаров, работ, услуг.

где D — выраженная в процентах доля г-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля — Гиршмана (ИНГ) — сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке (п. 7.1 приказа ФАС России «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке»):

Особенности проведения анализа состояния конкуренции на товарных рынках, определение долей хозяйствующих субъектов на рынках определенных товаров, работ, услуг.

где D — выраженная в процентах доля г-го хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке; N — общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

Этот коэффициент учитывает не только численность предприятий на рынке, но и такой важный показатель, как доля, занимаемая предприятием на рынке. Это позволяет ему более точно отражать конкурентную ситуацию на различных рынках. Чем меньше расчетное значение индекса рыночной концентрации Герфиндаля — Гиршмана, тем выше конкуренция на рассматриваемом рынке и тем меньше рыночная концентрация. Так, для конкурентного рынка данный индекс будет стремиться к единице.

Уровни концентрации товарного рынка в соответствии со значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля — Гиршмана представлены в табл. 5.1.

Таблица 5.1

Уровни концентрации товарного рынка.

Уровень.

67?, %.

HHI

Высокий.

70−100.

2000;10 000.

Умеренный.

45−70.

1000−2000.

Низкий.

Мснсс 45.

Менее 1000.

В соответствии с и. 8.1 приказа № 220 процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке, включает:

  • — выявление наличия (или отсутствия) барьеров для входа на рассматриваемый товарный рынок;
  • — определение преодолимое™ выявленных барьеров для входа на рассматриваемый товарный рынок.

К барьерам для входа на товарный рынок относятся в первую очередь экономические ограничения, в том числе:

  • • необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;
  • • ограниченная доступность финансовых ресурсов и более высокие издержки привлечения финансирования для потенциальных участников по сравнению с хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке;
  • • издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности;
  • • издержки получения доступа к необходимым ресурсам и правам интеллектуальной собственности, издержки на рекламу, на получение информации;
  • • транспортные ограничения;
  • • отсутствие доступа потенциальных участников к ресурсам, предложение которых ограничено и которые распределены между хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке;
  • • наличие экономически оправданного минимального объема производства, обусловливающее для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объема производства (эффект масштаба производства);
  • • преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка, в частности по затратам на единицу продукции и спросу на товар, по наличию долгосрочных договоров с приобретателями.

Экономические барьеры возникают вследствие различия в деятельности предприятия, различных стартовых позиций. Они могут быть преодолены хозяйствующим субъектом при эффективном управлении его деятельностью. Однако существует группа барьеров, преодоление которых вызывает серьезные трудности и иногда становится невозможным, — это административные барьеры.

Административные ограничения — это ограничения, вводимые органами государственной власти и местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными правами данных органов (не противоречащие антимонопольному законодательству), в том числе:

  • • условия лицензирования отдельных видов деятельности;
  • • квотирование;
  • • ограничения ввоза-вывоза товаров;
  • • требования обязательного удовлетворения определенного спроса, поддержания мобилизационных мощностей, сохранения рабочих мест и социальной инфраструктуры;
  • • предоставление льгот отдельным хозяйствующим субъектам;
  • • препятствия при отведении земельных участков, предоставлении производственных и иных помещений;
  • • условия конкурсного отбора поставщиков товара для государственных и муниципальных нужд;
  • • экологические ограничения, в том числе запрещение строительства производственных мощностей и объектов транспортной инфраструктуры;
  • • стандарты и предъявляемые к качеству требования.

Административные барьеры представляют собой наиболее трудно преодолимую группу барьеров в связи с тем, что зачастую выполнение требований административного характера становится для некоторых предприятий невозможным. В России эта группа барьеров занимает существенно большую долю среди всех возможных барьеров.

К серьезным трудностям при выходе на рынок может стать стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов, направленная на создание барьеров для входа на рынок, в том числе:

  • — инвестирование в избыточные производственные мощности, позволяющие увеличить выпуск товара для целей ограничения новых участников рынка;
  • — увеличение издержек приобретателя, связанных со сменой продавца, в том числе в результате предоставления скидок постоянным приобретателям, заключения долгосрочных контрактов или выпуска взаимодополняющих товаров, не являющихся взаимозаменяемыми с продукцией других хозяйствующих субъектов;
  • — проведение интенсивных рекламных кампаний.

Еще одним фактором является наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально интегрированных хозяйствующих субъектов, что также приводит к созданию барьеров для входа на рынок, в том числе:

  • — создает преимущества для участников вертикально интегрированных хозяйствующих субъектов по сравнению с другими потенциальными участниками рынка;
  • — требует необходимости участия потенциальных участников рынка в вертикальной интеграции, что увеличивает издержки входа на товарный рынок.

Для того чтобы понять уровень барьерных ограничений для выхода на определенный рынок, законодательно предусмотрена процедура анализа барьеров (и. 8.3 приказа № 220). Данный анализ должен проводиться:

  • а) с точки зрения возможности потенциальных продавцов, в том числе действующих на смежных рынках, стать участниками рассматриваемого товарного рынка;
  • б) с точки зрения возможности хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке, расширить производственные мощности или объем продаж данного товара.

Как уже отмечалось, большая часть барьеров может быть преодолена субъектами в процессе реализации хозяйственной деятельности. Исключение составляет группа административных барьеров, которые зачастую создают непреодолимые преграды для выхода на рынок хозяйствующего субъекта или его развития на этом рынке.

В соответствии с п. 8.4 приказа № 220 барьеры для входа на товарный рынок считаются преодолимыми, если затраты на преодоление барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок экономически оправдываются доходами (преимуществами), которые получит (предполагает получить) хозяйствующий субъект, собирающийся войти на данный товарный рынок. Необходимые для хозяйствующих субъектов сроки и затраты на преодоление барьеров для входа на рассматриваемый товарный рынок, а также преодолимость барьеров для входа на рассматриваемый товарный рынок могут оцениваться путем опроса фактических и потенциальных продавцов или отраслевых специалистов (экспертов).

В соответствии с п. 9.1 приказа № 220 оценка состояния конкуренции на товарном рынке включает:

  • а) заключение о том, к какому виду рынков относится рассматриваемый товарный рынок: к рынку с развитой конкуренцией, к рынку с недостаточно развитой конкуренцией или к рынку с неразвитой конкуренцией;
  • 6) оценку перспективы изменения конкуренции на рассматриваемом товарном рынке.

Заключение

о том, к какому виду рынков относится рассматриваемый товарный рынок, дается на основании показателей уровня концентрации товарного рынка, наличия и преодолимое™ барьеров входа на товарный рынок.

Анализ поведения хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке включает в том числе:

  • — изучение инновационной деятельности и маркетинговой стратегии продавцов;
  • — установление фактов предоставления продавцами льгот отдельным приобретателям (группам приобретателей);
  • — выявление соглашений хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке;
  • — выявление имеющихся в распоряжении покупателя источников информации о товаре, оценка достоверности и актуальности доступной ему информации, а также расходов, связанных с получением такой информации.

К факторам, способствующим ограничению конкуренции на рассматриваемом товарном рынке, могут относиться:

  • — наличие барьеров для распространения информации о товарах-заменителях;
  • — значительная доля вертикально интегрированных хозяйствующих субъектов;
  • — снижение в течение временного интервала исследования доли хозяйствующих субъектов, не являющихся вертикально интегрированными;
  • — доминирующее положение вертикально интегрированных хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке, на одном из смежных товарных рынков, на которых обращаются товары, используемые в производстве данного товара, или на которые данный товар последовательно поступает в процессе своего физического перемещения от производителя к потребителю;
  • — высокий уровень концентрации предшествующих (вышестоящих) смежных товарных рынков, на которых хозяйствующий субъект, действующий на рассматриваемом товарном рынке (последующем или нижестоящем) в качестве продавца, выступает или готов выступить в качестве приобретателя.

Анализ состояния конкуренции на товарном рынке является базой для оценки конкурентоспособности рынка. Он проводится в соответствии со ст. 10 приказа № 220. Анализируемый рынок — это рынок, на котором действуют хозяйствующие субъекты, чья деятельность охватывает ряд последовательных стадий процесса производства (обработки, переработки) и обращения, причем продукция каждой из этих стадий может рассматриваться в качестве товара на соответствующем товарном рынке. Такие субъекты называют вертикально интегрированными хозяйствующими субъектами. Данный анализ должен осуществляться с учетом следующих особенностей функционирования субъектов на рынке:

  • а) произведенная на отдельных стадиях производства продукция (работы, услуги) вертикально интегрированных хозяйствующих субъектов, которую они могут без значительных дополнительных издержек (не превышающих 10% затрат на производство продукции) выпустить в обращение в качестве товара на соответствующем товарном рынке, признается товаром, обращающимся на товарном рынке;
  • б) вертикально интегрированный хозяйствующий субъект включается в число фактических или потенциальных продавцов на рассматриваемом товарном рынке, если произведенная им на отдельных стадиях производства продукция признается товаром, обращающимся на рассматриваемом рынке;
  • в) в случае если вертикально интегрированные хозяйствующие субъекты включаются в число фактических или потенциальных продавцов на рассматриваемом товарном рынке, в расчет объема рассматриваемого товарного рынка включается объем производства вертикально интегрированными хозяйствующими субъектами соответствующей продукции (работ, услуг), а при расчете долей хозяйствующих субъектов на рынке и при определении уровня концентрации товарного рынка учитываются данные об объеме производства вертикально интегрированными хозяйствующими субъектами указанной продукции.

Указанные выше особенности анализа необходимо учитывать при оценке конкурентоспособности рынка, поскольку вертикально интегрированные хозяйствующие субъекты могут создать существенные трудности для конкурентной работы на товарных рынках иных хозяйствующих субъектов.

При анализе состояния конкуренции на товарном рынке необходимо также рассматривать возможности покупателя товара устранять, ограничивать или не допускать конкуренцию на таком товарном рынке. При проведении этого анализа исследующей организацией должны учитываться следующие особенности:

  • а) при определении временного интервала исследования товарного рынка, продуктовых границ товарного рынка и географических границ товарного рынка выявляется наличие у продавца (продавцов) экономической и технической возможности продать рассматриваемый товар;
  • б) при определении состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, расчете объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке, определении уровня концентрации товарного рынка выявляются приобретатели товара, для которых рассчитываются соответствующие показатели;
  • в) при определении барьеров для входа на товарный рынок и оценке состояния конкуренции на товарном рынке анализируются возможности потенциальных приобретателей приобрести товар на рассматриваемом рынке.

В соответствии со ст. 11 приказа № 220 по результатам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке составляется аналитический отчет, в котором приводятся результаты проведенного анализа.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой