Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Транспорт, внутренняя и внешняя торговля, финансы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В те же годы изменялись и организационные формы торговли. Ярмарочная, базарная торговля постепенно уступает место постоянной, магазинной. В 1840-е гг. в России насчитывалось до 4 тыс. ярмарок (преимущественно сельских). Однако в центральной части страны, где наиболее активно развивались рыночные отношения, значение ярмарок падаю. Их место занимали магазины и гостиные дворы. Правда, сохранялись… Читать ещё >

Транспорт, внутренняя и внешняя торговля, финансы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Важные перемены происходят в транспортном хозяйстве страны. 1815 г. стал временем рождения парового судоходства, новые суда появились на Волге, Каме, Каспийском море. В 1824 г. образована Российская Юго-Западная компания, осуществлявшая перевозки между Черным и Балтийским морями, а в начале 1830-х гг. — Петербургско-Любекское и Рижско-Любекское пароходства. Всего до начала 1860-х гг. появилось около 50 пароходных компаний, обслуживавших главные водные пути страны.

Чуть позже, чем паровое пароходство, в России начинается железнодорожное строительство. Предвестником его стало применение паровой тяги на Нижне-Тагильских металлургических заводах Демидовых, где крепостные Е.А. и М. Е. Черепановы в середине 1830-х гг. построили первые русские паровозы. В 1836−37 гг. была проложена железная дорога между Петербургом и Царским Селом, в 1842−51 гг. — Петербургско-Московская и Петербургско-Варшавская дороги, имевшие важное стратегическое и экономическое значение. В 1857 г. создано Главное общество российских железных дорог, разработавшее целую программу строительства железнодорожной сети в России.

Одна из главных черт экономического развития страны в первой половине XIX в. — складывание ее внутреннего рынка. Этот процесс был обусловлен прежде всего разрушением замкнутости помещичьего и крестьянского хозяйства и углублением специализации сельскохозяйственного и промышленного производства. Главными товарами на рынке были продукты сельского хозяйства, а также изделия крестьянских промыслов. Постепенно к ним подключилась и продукция крупной промышленности, главным образом обрабатывающей. Основными действующими лицами на внутреннем рынке являлись купцы и крестьяне. Число свидетельств на право торговли, полученных крестьянами, возросло с 1830-го по 1850 г. почти в 2 раза. Например, в Москве в 1845 г. количество торгующих крестьян достигло 45% от всех занятых в этой области.

Торгующие крестьяне создавали достаточно разветвленную торговую сеть, быстро реагировали на спрос рынка, гибко приспосабливались к меняющимся условиям его существования. Гильдейское купечество, долго выдерживавшее конкуренцию со стороны крестьян, в 1840-е гг. подверглось еще и атаке промышленников. В 1842 г. был отменен запрет промышленникам заниматься торговлей. Исчезло монопольное право купечества диктовать рынку свои цены, которые теперь определялись владельцами промышленных предприятий.

В те же годы изменялись и организационные формы торговли. Ярмарочная, базарная торговля постепенно уступает место постоянной, магазинной. В 1840-е гг. в России насчитывалось до 4 тыс. ярмарок (преимущественно сельских). Однако в центральной части страны, где наиболее активно развивались рыночные отношения, значение ярмарок падаю. Их место занимали магазины и гостиные дворы. Правда, сохранялись крупные ярмарки (их было более 60) с оборотом в 1 млн руб. каждая, но и они видоизменялись, превращаясь в товарные биржи. Самыми крупными из таких ярмарок были Нижегородская (Макарьевская) и Ирбитская на Урале.

Успешно в первой половине XIX в. развивалась и внешняя торговля России, во всяком случае, она сохраняла активный баланс, т. е. превышение вывоза товаров над ввозом. В начале столетия хлеб выдвигается на первое место в списке экспортируемых товаров, а к 1850-м гг. достигает 35% всей вывозимой продукции (вместе с продуктами животноводства — 57,4%). Изделия промышленности в эти годы составляли лишь 6,6% вывоза. С 1801-го по 1860 г. обороты русской внешней торговли выросли в 3,5 раза, примерно настолько же вырос и вывоз хлеба.

На долю европейских стран приходилось девять десятых внешнеторгового оборота России. Основным потребителем ее сельскохозяйственной продукции являлась Англия — 37% продуктов, в Германию вывозилось 11%, а во Францию — около 10% русского экспорта. Для азиатских же стран Россия выступала в качестве поставщика изделий промышленности, в основном тканей и изделий из металла. Ввозила же страна хлопок, красители, машины и аппараты, чай, кофе, табак, пряности, вина.

Костяк кредитной системы первой половины XIX в. составляли казенные банки: Государственный, Сохранные кассы Воспитательных домов, Приказы общественного призрения. Они выдавали ссуды под заселенные имения и другие формы недвижимости и принимали вклады у частных лиц и государственных учреждений. К 1856 г. объем вкладов в указанных банках вырос до 970 млн руб., из них 521 млн был предоставлен государственному казначейству (заем у населения), а 425 млн руб. выданы дворянам под залог имений.

Осуществляло государство и кредитование экспортной торговли и промышленности. Предшественниками современных акционерных коммерческих банков стали банковские дома, возникшие в Петербурге, Москве, Варшаве, Одессе, Таганроге и других городах империи. К первой половине XIX в. относится возникновение городских общественных банков, к 1861 г. было учреждено 23 таких банка.

Вплоть до указа 1862 г. государственный бюджет нигде не публиковался и утверждался императором в секретном порядке. Структура его была следующей. Главными доходными статьями бюджета являлись подушная подать, оброчные сборы и «питейный доход» от оптовой торговли водкой. Прибыль же от пошлин с импорта и экспорта, почтового сбора и т. п. была незначительна. Расходная часть бюджета включала затраты на содержание армии и флота (почти половина от общей суммы расходов). Большие суммы (8−10%) шли на содержание императорского двора, платежи по государственным займам и на содержание государственного аппарата. Реальные расходы постоянно превышали доходы, государственный долг России увеличился с 214 млн руб. в 1832 г. до 1264 млн в 1860 г.

Важным следствием неустойчивости государственных финансов стало расстройство денежной системы империи. В начале XIX в. в обращении находилось ассигнаций на сумму 262 млн руб. Однако за один ассигнационный рубль можно было получить только 66 коп. серебром. Темпы инфляции нарастали катастрофически, и в 1810 г. за рубль давали уже только 33 коп. Континентальная блокада Англии, к которой была вынуждена присоединиться Россия, взвинтила цены на товары и продукты питания.

Война 1812 г. вызвала новую волну инфляции и еще большее падение курса ассигнационного рубля. На бедственное положение российской денежной системы оказало влияние и то обстоятельство, что французы наводнили страну фальшивыми ассигнациями. Кульминацией роста количества бумажных денег стал 1817 г. (836 млн руб.), когда рубль на Петербургской бирже стоил 25 коп. серебром. Этот процесс не удалось до конца остановить даже денежной реформой Е. Ф. Канкрина в 1839−41 гг. Эпоха инфляции будет прервана лишь в конце XIX в. денежной реформой С. Ю. Витге.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой