Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Государственный строй Афин

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Молодой афинянин с 18 до 20 лет проходил службу эфеба — начальную военную подготовку в приграничных крепостях. С 20 лет он становился полноправным гражданином, но на должности, как уже было сказано, избирали по достижению 30-летнего возраста. Гражданин имел право на помощь государства: участие в народных раздачах, выделение ему участка как клеруху за пределами Аттики, на территории союзного… Читать ещё >

Государственный строй Афин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На протяжении всего V в. до н. э. прослеживается тенденция перераспределения власти в Афинском государстве в пользу демоса, т. е. радикализации афинской демократии. Важными вехами на этом пути стали: «морская программа» Фемистокла и ее следствие — рост политического влияния фетов; реформа Ареопага; постоянное усиление роли народного суда — гелиэи, которая в период 80—60-х гг. превратилась в суд первой инстанции. Примерно в первой половине — середине V в. до н. э. стал использоваться термин «демократия». Возможно, сначала он имел нейтральный или даже пейоративный (неодобрительный) оттенок и употреблялся скорее противниками народовластия, но уже во второй половине века отчетливо прослеживается его положительный смысл.

Самая блестящая эпоха афинской и греческой истории названа по имени лидера афинской демократии «веком Перикла». Под стать растущему могуществу афинской демократии меняется внешний облик Афин: город, в котором работали лучшие греческие архитекторы, скульпторы, художники, украшается замечательными храмами, статуями, портиками. В значительной степени средства на это убранство шли из союзной казны. Афиняне полагали, что раз они несут за союзников «повинность крови», то вправе распоряжаться их взносами по собственному усмотрению, имеют моральное право тратить форос во славу Афин и в конечном счете во славу архэ.

На Акрополе вознес мраморные колонны к небу непревзойденный шедевр архитектуры Парфенон — храм, посвященный покровительнице города богине Афине Парфенос (Афине Деве). Он создавался по проекту архитекторов Иктина и Калликрата, а руководителем строительных работ был великий скульптор Фидий. Парфенон, живой символ величия Перикловых Афин, считается воплощением высшего расцвета эллинской архитектуры, результатом многовековых поисков греческими зодчими наилучших пропорций. В этом гениальном творении из светлого мрамора в колоннаде из дорических колонн ни одна колонна нарочно не поставлена перпендикулярно к земле, ни одна не стоит точно параллельно к соседней, причем градус наклона меняется в зависимости от ее места в колоннаде. Известно также, что четыре ряда цоколя храма, хотя и кажутся равными, на деле разной высоты, а поверхность каждой ступени слегка выпуклая. Храм, построенный из обманчивых прямых и обманчивых горизонтальных поверхностей, воспринимается живым олицетворением гармонии и соразмерности. Фидий и его ученики выполнили скульптурные работы по украшению фриза и фронтона Парфенона. Для Парфенона Фидий изваял одну из двух своих знаменитых статуй, выполненных в хрисоэлефантинной технике1 (из золота и слоновой кости на деревянном каркасе), — статую Афины Парфенос; высота скульптуры составляла более 10 м. На Акрополе находились еще две Фидиевы статуи — Афина Промахос (Воительница) и Афина Лемния (возведена на средства афинских поселенцев с острова Лемнос).

Задание

Составьте словарь понятий по теме «Государственный строй Афин в V в. до н. э.» (не менее 10 слов).

Достойным предвратием Акрополя, входом в него были Пропилеи: лестница, заканчивающаяся двумя дорийскими портиками (наружным и внутренним), соединенными между собой ионической колоннадой. На крутом выступе скалы Акрополя, примыкавшем к правому крылу Пропилей, архитектор Калликрат соорудил в ионическом стиле прелестный изящный храмик богине Ники Аптерос, т. е. Победе Бескрылой (чтобы не улетела из города). В том месте Акрополя, где росла священная маслина, а на скале показывали след от трезубца Посейдона (который он оставил здесь, выбив источник в споре с Афиной за право покровительствовать полису), был возведен храм Эрехтейон — одно из самых оригинальных произведений греческой архитектуры. Каждый из его четырех фасадов оформлен по-своему и непохож на другие. Особенно красив южный портик — портик кариатид: шесть мраморных дев держат мраморный балдахин.

Афинская демократия, ставшая итогом векового развития этого греческого полиса, считается наиболее полным воплощением идеи античной прямой демократии. Ее тремя основами были: исономия — равенство перед законом, исополития — равенство в осуществлении гражданских (избирательных) прав, исегория — равные возможности выступления в народном собрании. Основные государственные органы оставались те же, что были при Клисфене. Народное собрание (эккле— сия) — высший орган власти, в котором решаются все важнейшие вопросы общественной жизни. По составу оно формально равно всему демосу, но фактически участвуют примерно ¼, чаще — 1/5 граждан; собиралось народное собрание около 40 раз в году. Основные функции экклесии: издание декретов (псефизм) и законов (греч. номос). Голосование чаще всего было открытым, поднятием рук, считали «на глазок», но, например, по вопросам предоставления афинского гражданства[1]

или при проведении остракофории голосование было тайным. Право выступить имел каждый участник собрания.

Совет 500, или буле, постоянно работавший орган, управлял текущими делами в перерывах между заседаниями экклесии. Одной из его основных функций была подготовка пробулевмы — проекта решений по вопросам, выносимым на обсуждение в народном собрании. Кроме того, Совет осуществлял контроль за армией, флотом, финансами, торговлей; за должностными лицам, проводя докимасию (проверку) кандидатов в архонты и булевты и выслушивая их отчеты. Совет 500 также принимал заявления по государственным преступлениям (исангелии); частично пользовался судебной властью: мог приговаривать к штрафу до 500 драхм. Совет пополнялся ежегодно по жребию из граждан, достигших 30-летнего возраста; делился на 10 частей — пританий, по 50 человек от каждой филы. Каждая притания дежурила 1/10 часть года (и днем, и ночью). Ежедневно из состава дежурных пританов избирался председатель — эпистат пританов, которому вручали ключи от храмов, где хранились государственная казна, архив и государственная печать. Он же председательствовал в народном собрании, если оно приходилось на этот день. Таким образом, больше половины членов Совета в течение года проходили через эту должность и могли ощутить себя главой государства, правда, на одни сутки.

Важнейшим органом афинской демократии был народный суд, гелиэя. Пять тысяч основных и 1000 запасных судей (гелиастов, или дикастов) выбирались ежегодно жребием из граждан старше 30 лет. Если верить комедиографу Аристофану, гелиэя заседала чуть ли не 300 дней в году (Осы, 663). Для избегания подкупа в дни судебных заседаний жребием дикасты распределялись по судебным палатам — дикастериям; в дикастерии заседало обычно от 200 до 500 судей; полным составом гелиэя собиралась крайне редко. Суд был гласным, решения выносились тайным голосованием простым большинством. Защищаться ответчик должен был сам, адвокаты не допускались, но можно было заказать речь логографу (даже известные ораторы не гнушались этим ремеслом), выучить ее наизусть и произнести в суде. В гелиэе выступать могли только мужчины; женщину защищал ее отец, муж, сын. Процесс длился один день, правда, было еще предварительное слушание у архонта, когда приносилась жалоба. Стороны должны были сами позаботиться об уликах, доказательствах, свидетелях, взяв у них заранее письменные показания; в суде свидетели их только подтверждали (в более ранние времена свидетели выступали в суде);

Гелиэя осуществляла не только судебные функции. Она участвовала в раскладке фороса; рассматривала дела союзников (апелляции на тяжелые приговоры); осуществляла контроль над должностными лицами (если возникали претензии по отчету, дело передавалось в суд); имела отношение и к законодательной деятельности, благодаря процедуре графэ параномон — жалобе на противозаконие. С обвинением в противозаконии мог выступить каждый афинянин против того, кто, по его мнению, предлагал или уже провел противозаконное, т. е. противоречащее демократической конституции и интересам государства, решение или закон. После этого действие декрета или закона приостанавливалось до вынесения судебного приговора гелиэей. Жалобщик, получивший менее 1/5 голосов судей, приговаривался к штрафу, а вот его жертва, если гелиасты соглашались с жалобщиком, могла быть осуждена даже на смерть.

Основными должностными коллегиями были коллегия архонтов и коллегия стратегов. Коллегия архонтов осуществляла гражданскоадминистративное руководство полисом. Архонты готовили судебные дела (на стадии предварительного слушания), руководили судебными палатами-дикастериями, организовывали празднества, театральные представления, возглавляли религиозные процессии, в их ведении находилась опека сиротского имущества и т. д. В 457/456 г. до н. э. был изменен порядок избрания архонтов: теперь в архонты могли избираться и зевгиты, а фактически и феты. С нач. 80-х гг. V в. до н. э. архонтов выбирали путем жребия. Бывшие архонты заседали в Ареопаге.

Коллегия стратегов комплектовалась по одному стратегу от каждой филы голосованием. Стратеги были единственными из высших должностей, кто выбирался голосованием, а не жребием, не считая казначеев, отвечавших за сохранность казны своим имуществом и потому выбиравшихся из зажиточных афинян. Стратеги командовали армией и флотом, ведали внешней политикой.

Задание

Проведите сравнительный анализ афинской экклесии и спартанской апеллы.

Все афинские должности были коллегиальными, ежегодно переизбираемыми (кроме Ареопага); все должностные лица были подотчетны перед Советом и экклесией: несколько раз за служебный год они отчитывались, а в конце года представляли итоговый отчет. Специальные чиновники, назначенные Советом, проверяли финансовую отчетность. Кроме казначеев остальные государственные должности были фактически доступны всем классам, но афиняне, как и 100 лет тому назад, предпочитали избирать на высшие должности представителей аристократических и богатых семей. При Перикле было введено жалованье за исполнение должностей, сначала гелиастам (один или два обола в день, Клеон в 20-х гг. V в. до н. э. повысил его до трех[2]); впоследствии стали платить членам Совета (пять оболов) и другим должностным лицам.

Граждане — полноправные жители афинского полиса, участвовавшие в работе народного собрания, избиравшие и избираемые на должности, т. е. пользовавшиеся всеми политическими правами, составляли меньшинство населения. По новому закону о гражданстве, введенному по инициативе Перикла в 451 г. до н. э., афинским гражданином мог быть только тот, у кого и отец, и мать были гражданами (раньше достаточно было отца — афинского гражданина). Причина нововведения — скорее всего, тогдашняя демографическая ситуация: процветающие Афины привлекали множество переселенцев из других полисов, и на всех привилегий могло не хватить.

Молодой афинянин с 18 до 20 лет проходил службу эфеба — начальную военную подготовку в приграничных крепостях. С 20 лет он становился полноправным гражданином, но на должности, как уже было сказано, избирали по достижению 30-летнего возраста. Гражданин имел право на помощь государства: участие в народных раздачах, выделение ему участка как клеруху за пределами Аттики, на территории союзного полиса, право на бесплатное посещение театра по специальному жетону, теорикону. Главная обязанность гражданина: служить в полисном ополчении и не уклоняться от должностей. Зажиточные афиняне должны были выполнять литургии — общественные повинности: хорегия (спонсирование театральных постановок), триерархия (оснащение кораблей), гимнасиархия (организация спортивных состязаний), устройство всенародных угощений и т. п. Фактически государство, возлагая это бремя на состоятельных граждан, использовало систему перераспределения доходов.

Метеки платили особый налог (метойкион), не имели политических прав, не имели права владеть имуществом — только арендовать землю и (или) дом. Право владения предоставлялось отдельным метекам за особые заслуги. Метеки наряду с афинянами привлекались к военной службе, самые состоятельные — к литургиям. Самая ценная награда для метека — предоставление права гражданства.

Огромное значение для утверждения афинской демократии как образцовой имела деятельность Перикла (рис. 9.4). «Век Перикла» — «золотой век» афинской демократии, как называют его некоторые историки. Перикл с 444 по 429 г. до н. э. занимал должность стратега и был фактическим лидером афинского государства, определяя во многом его политику; однако, как говорили в Афинах, это происходило не потому, что он был стратегом, а потому, что был Периклом. Известно высказывание Фукидида: по имени это была демократия, а на деле — правление первого мужа (История, II, 65, 9). Тем не менее, хотя личное влияние Перикла было чрезвычайно велико, оно не переходило допустимой при народовластии нормы. Авторитет лидера сдерживал развитие некоторых негативных тенденций афинской демократии, которые проявились в полной мере именно после смерти «первого мужа»: ее склонность к перерождению в охлократию (греч. ochlos — толпа) — власть неразумной, склонной к истерии, ведомой эмоциями толпы, легко поддающейся на провокации со стороны демагогов — так стали называть народных вожаков после Перикла.

Перикл. Римская копия с греческого оригинала. Ватикан, Музей Пио-Клементино.

Рис. 9.4. Перикл. Римская копия с греческого оригинала. Ватикан, Музей Пио-Клементино1

  • [1] Другой шедевр Фидия, выполненной в этой же технике, — статуя Зевса Олимпийского для храма верховного бога в Олимпии, высотой более 13 м, одно из античныхсеми чудес света.
  • [2] Три обола — примерное дневное содержание семьи из трех человек.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой