Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Типы государства. 
Теория государства и права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Классовая" принадлежность человека в восточном обществе определялась не формальной собственностью на основные средства производства (земля считалась собственностью общины), а реальным положением в общественно-государственной «пирамиде»: был ли он общинником или государственным чиновником, а в последнем случае — его местом в иерархии государственного аппарата. Чиновники наиболее низкого ранга… Читать ещё >

Типы государства. Теория государства и права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В советский период развития юридической науки в ней рассматривались в основном четыре типа государства: рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический. Между тем, первые два типа существовали только в Европе, в остальном мире — Азии, Африке и Америке — государства были иными, относились к «восточному типу» .

Восточный тип государства был первым в истории человеческой цивилизации. Самые первые государства возникли в зонах поливного земледелия около 5 тыс. лет тому назад (Египет, индийские и китайские государства). Экономической предпосылкой их появления было резкое повышение производительности труда, ставшее возможным благодаря строительству оросительных систем. Однако такой характер сельскохозяйственного производства требовал сохранения общины: одна семья не могла обеспечить проведение объемных ирригационных работ. Поэтому там не появилась частная собственность на землю, не возникли классы — собственники средств производства.

В процессе государствообразования создалось общество, построенное по образу пирамиды: наверху — единовластный монарх (царь, фараон, хан), ниже — круг его ближайших советников (визирей, министров), далее — чиновники более низкого ранга. В основании пирамиды — сельскохозяйственные общины. Последние и были объектом эксплуатации, отдавая государственному аппарату в виде налогов значительную часть общественного продукта.

" Классовая" принадлежность человека в восточном обществе определялась не формальной собственностью на основные средства производства (земля считалась собственностью общины), а реальным положением в общественно-государственной «пирамиде»: был ли он общинником или государственным чиновником, а в последнем случае — его местом в иерархии государственного аппарата. Чиновники наиболее низкого ранга постоянно жили в общинах и были связующим звеном между ними и более высокой частью аппарата.

В восточном обществе существовала и частная собственность: у царя, его приближенных были рабы, дворцы, драгоценности; капиталы и материальные ценности имелись у части городского населения — у купцов и ремесленников. Однако в восточном обществе частная собственность не играла существенной роли в общественном производстве. Основная доля общественного богатства создавалась трудом свободных общинников или рабов, находящихся в собственности государства и храмов. Таким образом, на деле существовала единая государственная собственность: государство в лице царя владело «всем и вся», в том числе жизнью и имуществом всех подданных, вплоть до своих приближенных.

Восточные государства во многом отличались друг от друга. В некоторых из них огромный вклад в экономику вносили государственные и храмовые рабы (Египет, Вавилон и др.), в других (Китай) рабство носило исключительно семейный, домашний характер.

Тем не менее все восточные государства имеют много общего:

  • — все они основаны на государственной и общественной собственности на основные средства производства (землю), что определяет разделение общества по иным, чем в Европе, признакам: не по наличию у того или иного субъекта собственности, а по его положению в иерархической государственной системе;
  • — все эти государства обладают мощным чиновничьим бюрократическим аппаратом, который является фактически собственником средств производства;
  • — государственный аппарат строго централизован, во главе его находится абсолютный монарх, олицетворяющий само государство и одновременно являющийся воплощением Бога на земле или верховным жрецом;
  • — правовые системы таких государств в большинстве неразвиты и, равно как и государственная власть, имеют «божественную основу», закреплены в религиозно-нравственных догмах и нередко поддерживаются традициями, «культом предков» и т. п.;
  • — все подобные государства, как и восточное общество в целом, имеют застойный характер, очень медленно изменяются в ходе исторического развития.

В отличие от восточных, западные государства, хотя возникли значительно позже, развивались гораздо быстрее. Именно в условиях Европы произошла достаточно быстрая смена общественно-экономических формаций (и типов государства): рабовладельческая сменилась феодальной, а та, в свою очередь, — капиталистической.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой