Равновесие на продуктовом рынке
Как было сказано выше, мотивы покупать и продавать определяют предложение и спрос. Равновесие на рынке означает, что величина спроса равна величине предложения: Графики, приведенные ниже, представляют ситуацию на двух различных рынках. В отношении равновесия на рынке экономисты поднимают два важных вопроса. Q — С Откуда находим равновесную цену: Р =-. Заметим, что равновесная цена. Р = ——-Q. При… Читать ещё >
Равновесие на продуктовом рынке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Равновесие как цель рынка
Равновесие на рынке — ситуация, при которой ни у одного из рыночных агентов (ни у продавцов, ни у покупателей) нет стимулов менять свое поведение: нет неудовлетворенных потребителей, нет сверхнормативных запасов товара.
Что же приводит рынок в равновесие:
- — желание продавцов продать данный товар;
- — желание покупателей приобрести его.
Как было сказано выше, мотивы покупать и продавать определяют предложение и спрос.
Теперь, имея некоторое представление о спросе и предложении, мы можем перейти к анализу их взаимодействия. Совместим линии спроса и предложения на одном графике (рис. 3.5). Линия DD является графическим изображением функции спроса от цены, линия SS — функции предложения от цены. Координатами точки Е являются равновесная цена РЕ и равновесный объем Qe. В этой точке достигается равенство объемов:
Рис. 3.5. Равновесие на рынке.
В состоянии равновесия рынок сбалансирован. Ни у продавцов, ни у покупателей нет внутренних побуждений к его нарушению. Напротив, при любой другой цене, отличной от цены равновесия, рынок не сбалансирован. У покупателей или продавцов появляется желание изменить ситуацию на рынке и вновь вернуть его в состояние равновесия.
Задача, иллюстрирующая концепцию
Пусть рыночный спрос представлен линейной функцией QD = a — ЪР, где аиЬ — положительные константы. Рыночное предложение равно: Qs = c + dP, где с и d — положительные константы. Чему будет равна равновесная цена на рынке? Каков будет равновесный объем продаж?
Решение
Равновесие на рынке означает, что величина спроса равна величине предложения:
* Q — С Откуда находим равновесную цену: Р =-. Заметим, что равновесная цена.
d + b
будет иметь смысл только при условии: а > с, с > 0.
Теперь подставляем найденное значение равновесной цены в любую из функций (функцию спроса или функцию предложения) и вычисляем равновесный объем продаж:
Отметим некоторые важные характеристики спроса и предложения.
Параметр а характеризует максимальную емкость рынка. Даже если цена на рынке опустится до нуля, потребители не готовы приобретать больший объем товара. Параметр Ь показывает наклон функции спроса, т. е. реакцию потребителей на изменение цены единицы товара. Мы легко можем найти еще один параметр рынка — резервную цену (Р). Выразим цену из функции спроса:
Р = ——-Q. При цене Р = — рынок перестает существовать. Это — максимальная.
b b ь
цена для данного рынка, при которой с рынка уходит последний покупатель, т. е. цена закрытия рынка. Если же первоначально рынок не существовал в силу чрезмерных с точки зрения потребителя цен, то данная цена может рассматриваться в качестве минимальной цены, при которой у потенциальных покупателей появляется интерес к данному товару. Это — цена открытия рынка (цена интереса). Параметр с может рассматриваться в качестве минимального объема рынка. Если цена на рынке падает до нуля, то у производителей остается нераспроданный первоначальный запас, равный величине с. Параметр d характеризует наклон функции предложения, показывает реакцию производителей на изменение рыночной цены.
На рынке возможны две неравновесные ситуации.
- 1. Дефицит товара: рыночная цена оказывается ниже равновесного уровня, есть неудовлетворенные потребители, которые не могут приобрести желаемый товар или желаемый объем товара.
- 2. Избыток (излишек) товара: рыночная цена оказывается выше равновесного уровня, предприятия сталкиваются с наличием сверхнормативных (излишних) запасов товара; некоторые фирмы не могут либо продать свой товар, либо реализовать желаемый объем запаса.
Вопрос для размышления
Графики, приведенные ниже, представляют ситуацию на двух различных рынках.
Что произошло с равновесной ценой и равновесным объемом продаж на каждом рынке? Под влиянием какого фактора рынка это может иметь место?
В отношении равновесия на рынке экономисты поднимают два важных вопроса.