Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Предисловие. 
История россии xx

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Учебник был подготовлен в рамках деятельности кафедры новейшей отечественной истории исторического факультета Московского педагогического государственного университета с привлечением коллег с кафедры истории России исторического факультета МП ГУ, а также исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Данный учебник продолжает длительную традицию подготовки учебников для высшей школы… Читать ещё >

Предисловие. История россии xx (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Недавно наступивший XXI век поставил Российскую Федерацию перед сложным историческим выбором. Нашей стране вновь приходится решать, какой дорогой следует двигаться вперед, каким образом достойно отстаивать в мире свои позиции. Многие проблемы, с которыми россияне сталкиваются в начале XXI столетия, своими корнями уходят в прошлое, прежде всего, в бурный событиями прошлый век. На долю нашей страны в XX в. выпало немало трудных испытаний. Трижды решался вопрос о том, сможет ли Россия сохранить свою национальную самобытность и независимость или исчезнет с политической карты мира, полностью растворится в окружающих ее народах? Наши отцы, деды и прадеды смогли отстоять Россию и передать ее нам, чтобы мы, в свою очередь, передали ее следующим за нами поколениям.

Во всемирной истории XX век во многом стал русским или советским; Россия (СССР) задавала направленность мировой истории почти на всем его протяжении, без жертвенности и героизма живших в нашей стране людей «история Европы и всего мира выглядела бы совсем иначе»[1]. Вот как писал об этом видный западный историк, профессор Оксфордского университета Р. Аллен: «Двадцатый век был недолгим. Его началом стала русская революция 1917 г., а завершающим этапом — распад Советского Союза в декабре 1991 г. Конечно, были и другие события, имевшие весьма большое значение, — приход Гитлера к власти, мировая война, исчезновение империй Европы с политической карты, глобальное лидерство США. Однако все они в значительной степени были обусловлены влиянием экономического роста и политического вызова со стороны СССР»[2].

Несмотря на отмеченную Алленом быстротечность XX века, минувшие десятилетия оказались самым насыщенным периодом отечественной истории. Стремительно меняясь, Россия преодолела огромную дистанцию, отделяющую аграрное общество от индустриального, а затем открыла человечеству дорогу в космическую эру. Пройденный страной путь в XX в. закономерно вызывает гордость у нас, граждан современной Российской Федерации. Но одной гордости недостаточно для того, чтобы страна двигалась вперед. Необходимо глубокое понимание исторического опыта предшественников. Именно поэтому изучение минувших эпох является уделом не только кабинетных ученых-историков, но и всех людей, желающих видеть Россию великой и процветающей. Вступая в самостоятельную жизнь, молодые граждане Российской Федерации должны обладать комплексом знаний и представлений о прошлом своей страны. Овладеть этой базой помогает сегодняшним студентам данный учебник по отечественной истории.

В первом томе учебника освещаются события с момента воцарения последнего русского самодержца Николая II. Это была эпоха наивыситего подъема Императорской России. Росла экономика, укреплялись границы, русское искусство вступило в свой Серебряный век. Проводились реформы, в результате которых складывалась многопартийная политическая система и предпосылки парламентаризма, возрастало влияние органов муниципального самоуправления. Вместе с тем усиливался разрыв между Россией и ее ведущими геостратегическими противниками. Необходимы были меры, которые переломили бы ситуацию, но царское правительство не торопилось с проведением назревших мероприятий, не всегда понимало природу возникших перед страной исторических вызовов. Не решались, а загонялись вглубь острые социальные вопросы, и это подтачивало национальное единство. В складывавшихся условиях будущее России зависело от того, удастся ли сохранить внутренний мир или же страну захлестнут волны нестабильности, в которых она не сможет удержаться на плаву. На то, чтобы решить застарелые проблемы и предотвратить разрастание новых, нужно было время. Но исторического времени России было отпущено мало. Суровым испытанием становится Первая мировая война. Ошибочный выбор союзников и военные тяготы подтачивали стабильность тыла. Даже когда после неудач начального периода войны русская армия стала одерживать победы, внутренний кризис продолжал разрастаться.

Возникшая внутренняя напряженность стремительно перерастала в революционную ситуацию. Думская оппозиция требовала от Николая II создать правительство, которое полностью контролировалось бы либералами. По всей стране проходили акции протеста. В феврале 1917 г. в столице начались особенно массовые выступления, усилилось давление на царя со стороны высокопоставленных военных, западных дипломатов, либеральной оппозиции. Было объявлено о низложении монарха, в столице сложилась ситуация двоевластия, при котором власть делили между собой Временное правительство и Петроградский совет. Беспомощное Временное правительство не смогло решить ни одной из тех проблем, которые впоследствии породили революционный взрыв. Обострение многочисленных противоречий подталкивало к радикализации масс и переходу советов на сторону большевиков, которые наиболее решительно выражали интересы революционной части населения. В октябре 1917 г. от Временного правительства власть переходит к созданному на II съезде Советов рабочих и солдатских депутатов Совету Народных Комиссаров во главе с В. И. Лениным. Сегодня события Красного Октября 1917 г. расцениваются по-разному. Кто-то пишет о них как о перевороте, кто-то как о вооруженном восстании, кто-то как о революции. В любом случае установление Советской власти в России стало событием не только отечественной, но и мировой истории, полностью переменившем вектор ее развития. Установление большевистского режима и проводимая им политика вызывала неудовольствие свергнутых классов внутри страны и реакционных сил на Западе. Началась вооруженная интервенция, спровоцировавшая резкое обострение гражданского противостояния. Но, опираясь на активную поддержку одних и пассивную поддержку других слоев российского общества, большевики сумели укрепиться у рычагов управления, отразить внешнюю интервенцию и победить в Гражданской войне. Об этом авторы учебника ведут аргументированный диалог со студентами.

Особый интерес в современном российском обществе уделяете я 20—30-м гг. прошлого века. Это закономерно. Одной военной победы в Гражданской войне для стабильности революционного режима было недостаточно. Требовалось доказать населению, что новый общественнополитический строй и новая экономическая система эффективнее прежних. Первая половина 1920;х гг. была направлена на восстановление разрушенного в годы Первой мировой и Гражданской войн, однако уже тогда создавались точки будущего роста. Политика, направленная на будущее, связывалась с замыслами электрификации и технического перевооружения экономики (план ГОЭЛРО). Мощный импульс развития содержала и политика, направленная на воссоздание единого многонационального государства — СССР. Вместе с тем для того чтобы наша страна смогла преодолеть то отставание от своих геополитических конкурентов, которое наметилось при царском режиме и привело к его падению, Советский Союз должен был совершить настоящий цивилизационный прорыв. Советским вариантом такого цивилизационного прорыва становится создание в нашей стране экономического механизма, стержнем которого становится долгосрочное планирование. Переход от административно-рыночной к плановой экономике происходит на рубеже 1920—1930;х гг. Уже в тот период советская экономическая система смогла смягчить удар по нашей стране мирового экономического кризиса, который поставил на грань краха всю Западную цивилизацию и привел к установлению в Германии фашистской диктатуры. В дальнейшем плановая система помогла СССР провести глубокие реформы в промышленности и сельском хозяйстве. Эти реформы стали залогом победы Советского государства в Великой Отечественной войне. Важные перемены происходили и в духовной сфере: советская культура и наука внесли важный вклад в обновление страны. В учебнике подробно освещены дискуссии, которые сегодня ведутся относительно вопроса цены проходивших в те годы перемен: причины массовых репрессий, их масштабы и влияние на общую ситуацию в СССР.

Учебник предназначен для академического бакалавриата.

В результате изучения учебного материала студент должен:

знать

  • • базовый материал дисциплины;
  • • движущие силы и закономерности развития исторического процесса в Российской империи — СССР, месте и роли нашей страны в мировом историческом процессе;
  • • значение рядовых участников событий и выдающихся исторических деятелей в новейшей отечественной истории;

• политическое устройство Российской империи — СССР в 1895— 1941 гг.;

уметь

  • • использовать полученные в ходе изучения материала учебника знания в культурно-просветительской, организационно-управленческой деятельности;
  • • осуществлять историко-культурный анализ;
  • • выносить суждения о полученной информации;
  • • формулировать цели исторического исследования и квалифицировать пути их достижения;
  • • осуществлять работу с источниками информации, включая современные электронные;
  • • определять пространственные рамки исторических процессов и явлений отечественной истории на локальном, общенациональном и глобальном уровнях;

владеть

  • • основными теориями отечественной истории;
  • • способностью критически анализировать базовую информацию по содержанию курса;
  • • культурой мышления и методами аргументированного изложения собственной позиции;
  • • способностью к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;
  • • восприятием исторических событий, явлений и процессов во временной характеристике;
  • • навыками работы с историческими источниками и литературой.

В отличие от большинства других учебников и учебных пособий, данная книга включает особую главу, посвященную истории русской эмиграции. Эта часть русского мира, оторванная от родных корней, вынуждена была вести упорную борьбу за существование на чужбине. Тем не менее многие эмигранты живо интересовались событиями в России, не порывали с ней связей. Болес того — многие нашли в себе силы переступить через личные обиды и вернуться на родину.

Учебник был подготовлен в рамках деятельности кафедры новейшей отечественной истории исторического факультета Московского педагогического государственного университета с привлечением коллег с кафедры истории России исторического факультета МП ГУ, а также исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Данный учебник продолжает длительную традицию подготовки учебников для высшей школы, заложенную два десятилетия назад заслуженным деятелем науки Российской Федерации Э. М. ГЦагиным, долгое время руководившим кафедрой новейшей отечественной истории. В данное издание включены некоторые материалы, написанные Эрнстом Михайловичем. Внесенные в них изменения носят технический характер и не затрагивают научную и гражданскую позицию автора. Авторский коллектив посвящает свой труд памяти этого замечательного ученого.

  • [1] Левин А/. Советский век / пер. с англ. В. И. Новикова, Н. Г. Копелянской; предисл.Г. О. Павловского. М.: Европа, 2008. С. 619.
  • [2] Аллен Р. С. От ферм к фабрике: новая интерпретация советской промышленности / пер. с англ. Е. Володиной. М., 2013. С. 8.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой