Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Образ ритора. 
Риторика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рассмотрим, как проходила встреча адмирала А. В. Колчака с возглавляемыми им белыми войсками на фронте Гражданской войны в Сибири. Дневник генерала А. П. Будбсрга рисует такую картину: «При посещении ижевцев впервые видел адмирала перед войсками; впечатления большого начальника он произвести не может; говорить с солдатами он не умеет, стесняется, голос глухой, неотчетливый, фразы слишком ученые… Читать ещё >

Образ ритора. Риторика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Даже прекрасно подготовленная речь может быть безнадежно провалена только из-за бездарного ее исполнения и не достигнет коммуникативной цели. Вспомним, что текст почти никогда не оказывает воздействия сам по себе. Огромное значение для восприятия текста имеет то, как аудиторией воспринимается личность оратора. И здесь равное значение имеет и то, как личность оратора проявляется в его речи, и внешний облик говорящего, и его манера произнесения речи, что объединяется в понятии «образ ритора».

Исторический пример

Рассмотрим, как проходила встреча адмирала А. В. Колчака с возглавляемыми им белыми войсками на фронте Гражданской войны в Сибири. Дневник генерала А. П. Будбсрга рисует такую картину: «При посещении ижевцев[1] впервые видел адмирала перед войсками; впечатления большого начальника он произвести не может; говорить с солдатами он не умеет, стесняется, голос глухой, неотчетливый, фразы слишком ученые, интеллигентные, плохо понятные даже для современного офицерства. Говорил он на тему, что он такой же солдат, как и все остальные, и что лично для себя он ничего не ищет, а старается выполнить свой долг перед Россией. Он роздал много наград, произвел десятки офицеров и солдат в следующие и офицерские чины. Привез целый транспорт разных подарков, но сильного впечатления не произвел. Он не создай для таких парадных встреч; вместе с тем я уверен, что если бы он объехал стоянки частей, посидел бы с солдатами, запросто пообедал, удовлетворил бы несложные вопросы и просьбы, то впечатление бы осталось глубокое и полезное».

Начальник штаба ижевцев А. Г. Ефимов вообще заметил, что адмирал «старался объяснить цель борьбы с большевиками, хотел что-то сказать о положении рабочих, но смешался и смутился». Сердобольные солдаты, видя такой конфуз Верховного Правителя, «постарались выручить адмирала»: «Не надо говорить», «мы вам верим», — слышались голоса из строя. Неизвестно, что в этом случае хуже для гореоратора: молчание массы или такие вот утешительные реплики.

Приведенный пример свидетельствует о важности учета требований, предъявляемых к технике речи (или, менее удачно, к вербальным средствам общения) и невербальным средствам общения в процессе произнесения речи.

К показателям, характеризующим технику речи, относятся дикция, сила, высота, тембр голоса, темп речи, интонационный рисунок.

Дикция означает правильность произнесения звуков. Оратора с плохой дикцией можно уподобить человеку со скверным почерком. Как ни трудно бывает читающему разобрать каракули, он все же имеет возможность возвратиться к непонятому слову; слушатель этой возможности зачастую лишен. Следует всегда помнить о необратимости устной речи и повышенных требованиях, которые она предъявляет к качеству произнесения звуков и их сочетаний.

Основные произносительные ошибки, не связанные с врожденными дефектами речевого аппарата, приходятся на невнятное произношение («проглатывание») начала или окончания слова. «Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово же с недоговоренным концом напоминает мне человека с ампутированными ногами», — так комментировал эти недочеты в дикции К. С. Станиславский.

Особенно это заметно при произнесении хорошо известных оратору общих мест выступления, не вызывающих особенного интереса или не выигрышных с точки зрения содержания. Как ни странно, к таким местам нередко относится и собственная фамилия, знакомая человеку с детства. Не следует, однако, думать, что она так же хорошо известна окружающим. Имя выступающего, громко и четко произнесенное, становится его визитной карточкой, средством самопрезентации, свидетельствует об уверенности в себе. Это особенно важно для преподавателя Неуверенный в грамматической и произносительной правильности речи человек также стремится как можно быстрее и невнятнее произнести «сомнительные» места, что, однако, только привлекает к ним внимание аудитории.

Сила голоса зависит от чисто психологической уверенности в себе и эмоционального подъема. Если оратор хочет быть услышанным, он должен говорить, конечно, сильно и звучно. Достаточно послушать учащегося, которому достался «счастливый» билет на экзамене, чтобы понять, как нужно говорить. Речь его звучит громко и уверенно, отвечает он с подъемом и силой. Эмоциональный подъем можно вызвать перед выступлением, запретив себе думать о постороннем, целиком настроившись на предстоящую встречу со слушателями.

Говоря о высоте голоса, следует помнить, что очень высокий тон голоса раздражающе действует на барабанные перепонки слушателей, вызывая их преждевременное утомление. Высокий голос в том числе свидетельствует о волнении говорящего, поскольку голосовые связки — те же мышцы, которые рефлекторно напрягаются при стрессовом состоянии психики. Кроме того, чрезмерно напряженный, высокий голос таит для оратора опасность в самый неподходящий момент «дать петуха», т. е. сорваться на высокой ноте, что обычно производит самое комическое впечатление.

Тембр голоса, т. е. звуковая его окраска, у каждого человека индивидуален. К наиболее распространенным недостаткам тембра относится хрипота и гнусавость; речь с указанными недостатками производит неприятное впечатление на слушателей. Заметим, что недостаток речи адмирала Колчака из приведенного примера заключался в глухоте голоса, т. е. относился к изъянам тембра. Часто на тембр голоса оказывает негативное влияние болезненное состояние органов дыхания. Однако глухой тембр голоса может и свидетельствовать в глазах аудитории о неуверенности оратора в предмете своей речи или его незаинтересованности в ее результатах. Установления коммуникативного контакта в этом случае трудно ожидать.

Темп речи — скорость произнесения слов варьируется в зависимости от условий речевой ситуации, психологического состояния и национальной принадлежности оратора. От темпа речи, который в среднем для русского должен составлять 100—110 слов в минуту, во многом зависит и дикция. Слитком быстрая речь вызывает быстрое утомление; слушатели, не успевая за развитием мысли оратора, теряют к ней интерес. Другую крайность представляет слишком медленная, «вязкая» речь, сопровождающаяся эффектом бубнения. Складывается впечатление, что выступающий тяготится своим выступлением, а материал речи ему неинтересен. В таком случае возникает ситуация, описанная А. П. Чеховым: «Лектор медленно засыпал; аудитория намного его опередила». Средний темп речи, однако, не должен приводить к монотонности, необходимо замедлять его в важных или трудных для восприятия местах.

Богатство интонаций тесно связано с выразительностью речи. Чем длиннее речь, тем большим интонационным разнообразием должна она отличаться. Выразительное произнесение речи дольше сохраняет «работоспособность» слушателя, эмоционально «заражает» аудиторию, способствует лучшему пониманию смысла речи; внушение и волевое воздействие осуществляются в основном через интонацию.

Исторический пример Обратимся к классикам русской сценической речи. К. С. Станиславский писал: «Если же слово не связано с жизнью и произносится формально, механически вяло, бездушно, пусто, то оно подобно трупу, в котором не бьется пульс. Живое слово насыщено изнутри. И вот эту душу слов, из которых складываются фразы, формируется текст, его внутреннее содержание, смысл, говорящий должен уметь раскрыть, передать другим, используя все богатство интонации, ее мелодию».

К невербальным средствам общения, владение которыми тем более важно для оратора, что они выражают неконтролируемое сознанием психическое состояние говорящего, относятся поза, жесты, мимика, взгляд.

Невербальные средства общения важны тем, что благодаря им оратор «читает» свою аудиторию. Верно и обратное, аудитория по ним также «читает» оратора. Контролировать невербальный канал оратору тем сложнее, чем больше внимания он уделяет тексту или презентации речи. Следить за собой в этом случае становится значительно сложнее.

Поза, т. е. положение тела во время выступления, не должна быть напряженной и скованной.

Лицейский учитель А. С. Пушкина, автор одной из риторик А. И. Галич учил: «Приличия запрещают грудь и брюхо выдвигать, спину кривить, плечами подергивать». В справедливости этого замечания можно убедиться во время сессии, наблюдая за учеником, «плавающим» в вопросе экзаменационного билета. «Исходное положение» оратора во время произнесения речи можно описать словами М. В. Ломоносова из его «Краткого руководства к риторике»: «Что ж надлежит до положения частей тела, то во время обыкновенного слова, где не изображаются никакие страсти, стоят искусные риторы прямо и почти никаких движений не потребляют».

В научно-педагогической коммуникации, выступая с речью, ни в коем случае не следует полностью уподобляться актеру на сцене, который говорит каждым своим движением, каждым положением тела. Развернутые плечи, высоко поднятая голова символизируют силу и уверенность говорящего. Выпрямленное положение тела важно еще и для того, чтобы воздух, выходя из легких и колебля голосовые связки, не встречал преграды в виде опущенного подбородка, пережимающего трахею. Сильного звука голоса в этом случае ожидать не приходится.

Такой «осанковатый», по выражению М. В. Ломоносова, вид пристоен только при выступлении с речью перед большой аудиторией; совсем другие требования к позе предъявляются в межличностном общении, протекающем, например, в форме беседы. В таком случае следует до определенной степени «копировать» позу собеседника, подчеркнуто ставя себя в равное положение с ним, конечно, в том случае, если собеседник держит себя в рамках этикета и соблюдает правила поведения.

Жесты, или язык знаков, служивший своеобразным эсперанто у многих народов, например у американских индейцев, значительно более древнее средство общения, нежели речь. Значение правильной жестикуляции для оратора огромно. Когда Демосфена спросили: в чем секрет ораторского искусства, он ответил: «Жесты, жесты, жесты!» Все человеческие чувства и эмоции проявляются не только в подборе слов, в интонации, но и в жестах. Жест в сочетании со словами усиливает эмоциональное воздействие речи, способствует лучшему ее восприятию. Кроме того, жесты выполняют весьма важную функцию — отвлекают внимание аудитории от лица оратора, косвенно способствуя «разгрузке» и снятию напряжения, характерного для длительного зрительного контакта «глаза в глаза».

По назначению различают ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные и символические жесты.

Ритмические жесты подчеркивают логическое ударение, иллюстрируют замедление или ускорение речи — все то, что обычно также передается интонацией.

Указательные жесты используются, когда нужно быстро привлечь внимание в нужном направлении, например к наглядному пособию или слайду презентации.

Изобразительные жесты обычно появляются в случаях:

  • — когда не хватает слов, чтобы полностью передать характерные особенности предмета речи;
  • — когда одних слов становится по каким-либо причинам недостаточно (повышенная эмоциональность, нервозность, неуверенность);
  • — когда необходимо усилить впечатление на слушателя.

Эмоциональные жесты передают разнообразные оттенки чувств. Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях, например: «стукнуть кулаком по столу».

Примером символических жестов могут служить поднятый вверх большой палец (все отлично!), покачивание сцепленными накрест кистями рук (дружба), сжатая в кулак рука, поднятая на уровень плеча (солидарность), воинское приветствие и т. д.

В то же время не все жесты производят благоприятное впечатление. Плохо, если в жестах отражается какая-либо дурная привычка человека. Многие помнят, как в 2008 г. на глазах многомиллионной телевизионной аудитории президент Грузии М. Саакашвили задумчиво жевал собственный галстук. Так называемые механические жесты (потирание рук или поминутное протирание очков, откручивание пуговицы костюма, повышенное внимание к положению узла галстука), отвлекают внимание слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию. Нередко они бывают результатом волнения говорящего, свидетельствуют о его неуверенности в себе; таких жестов нужно избегать, тщательно контролируя поведение во время выступления.

Мимика — движение лицевых мускулов, выражающее эмоциональное состояние. Оратору следует помнить, что из шести основных мимических кодов только два несут положительный заряд: радость и удивление. «Улыбка, — писал Д. Карнеги, — ничего не стоит, но много дает. Она… порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей». Старайтесь всегда нести слушателям положительные эмоции!

Настроение оратора имеет большое значение для эмоционального заражения аудитории. Вспомним стремление софистов воздействовать на чувства слушателей. Общность переживаемых оратором и аудиторией чувств легко перерастает в общность мыслей. «Одним из сильных средств придать своей речи впечатление уверенности и правоты является бодрое, почти веселое настроение», — отмечал А. В. Миртов.

Стало сакраментальным утверждение со ссылкой на психологические исследования, что эмоциональная оценка сообщения на 55% зависит от мимики говорящего, на 38% — от фонетико-артикуляторных свойств речи и только на 7% — от содержания речи. Но это так. Прежде чем начать говорить, попытайтесь первым делом улыбнуться и окинуть взглядом аудиторию, — в подавляющем большинстве случаев вы обнаружите, что люди настроены по отношению к вам доброжелательно. Важно быть приятным аудитории; неприязнь публики к оратору имеет тенденцию распространяться на содержание его речи.

Взгляд во время произнесения речи должен быть направлен на аудиторию. Не рекомендуется все время читать текст с листа; опущенный взгляд, «уткнувшийся» в текст, исключит возможность наблюдения за реакцией аудитории; тем самым прервется обратная связь между оратором и слушателями. Еще хуже читать текст слайда, повернувшись боком или спиной к аудитории. Не задерживайте взгляд на доске или слайде, старайтесь следовать правилу: «коснитесь, повернитесь, говорите» (по М. Аткинсону).

Во время произнесения речи периодически окидывайте взглядом находящихся перед вами людей. Ошибочным будет обращаться все время к одному и тому же слушателю, который, как кажется оратору, лучше понимает его или просто вызывает большую симпатию. Каждый человек должен хотя бы раз на протяжении речи почувствовать, что оратор обращается лично к нему.

Произнесение ораторской речи помимо силы ума и силы воли требует немало физических сил. Древнегреческий историк Фукидид приводит пример некоего члена совета старейшин Спарты, который во время произнесения речи упал под действием старческой немощи. Владимир Высоцкий после каждого выступления на сцене в знаменитом спектакле «Гамлет» терял по несколько килограммов веса. Так что совершенный оратор вполне может считаться не только совершенным интеллектуально, но и, как полагали древние, гармонично развитым человеком.

Исторический пример Любопытное описание оставил очевидец о трибуне Октябрьской революции Л. Д. Троцком: «Краткие… точные и яркие фразы, одна одной удачнее, одна одной пламеннее, всегда четкие, — слышны во всех уголках аудитории, как бы ни был велик зал. Троцкий „подает“ каждое свое слово, каждое выражение. Он не глотает слов, не возвращается назад, потому что никогда не теряет нити своей мысли… Вернее — он весь подчинен своей мысли, своей внутренней логике. Я думаю, нет человека, который был бы так гармонически создан, как Троцкий».

Как видим, еще совсем по историческим меркам недавно люди также воспринимали настоящего оратора совершенной личностью. Приведенный отрывок одновременно может служить кратким пособием по произнесению речи.

Хрестоматийный пример Демосфена являет нам, как человек одной силой воли может изменить недостатки своей природы в стремлении стать совершенным оратором. Родившись хилым и слабым, со впалой грудью и соответственно слабым голосом, к тому же шепелявым, Демосфен вырабатывал технику речи, произнося свои речи при шуме морского прибоя, положив в рот маленький камушек. Так, помимо развития силы голоса, он вырабатывал и безупречную дикцию. Дурную привычку дергать плечом во время выступления он исправлял, подвешивая над плечом меч. Когда плечо начинало предательски подергиваться, острие меча больно кололо Демосфена. Со временем он избавился и от этого своего недостатка.

Таким образом, необходимо отдавать ясный отчет в том, что произнесение речи всегда сопряжено с огромным напряжением интеллектуальных и физических сил, готовиться к выступлению с речью нужно, как к исполнению одной из ответственнейших обязанностей. Одновременно можно быть твердо уверенным, что при должном учете требований, предъявляемых к произнесению речи, любой человек способен выработать в себе навыки настоящего оратора.

  • [1] Дивизия, сформированная из восставших рабочих Ижевского завода, наиболее стойкоесоединение белых.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой