Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Кризис римско-католической церкви

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В 1377 г. пана Григорий XI вернулся в Рим. На этом закончилось Авиньонское пленение, но уже через год начался новый, еще более бесславный период в истории папства, так называемая Великая схизма (или Великий западный раскол). После кончины Григория XI в 1378 г. кардиналы, недовольные политикой его преемника Урбана VI, избрали антипапу Климента VII, который вернулся в Авиньон. С этого момента… Читать ещё >

Кризис римско-католической церкви (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Складывание первых национальных государств (прежде всего Франции и Англии) нанесло мощный удар по планам создания всемирного теократического государства, которые долгое время вынашивались Святым престолом. Конфликт папы Бонифация VIII и короля Франции Филиппа IV Красивого, вспыхнувший на пороге XIV в., обозначил резкий перелом в истории западной церкви, который внешне был отмечен переносом резиденции ее главы из Рима в южнофранцузский город Авиньон. Эго важное событие произошло в 1309 г., после того как папой был избран француз Климент V. В самом факте перенесения резиденции римского первосвященника (пребывая в Авиньоне, он продолжал именоваться римским) нашло наиболее наглядное отражение то кризисное состояние, в котором оказалась католическая церковь в XIV—XV вв.

Период с 1309 по 1378 г., когда резиденция главы католической церкви находилась в Авиньоне, вошел в историю как Авиньонское пленение пап. Оно мало напоминало реальный плен. В Авиньоне папы чувствовали себя в гораздо большей безопасности, чем в Риме, где случались острые, зачастую кровавые конфликты между аристократическими родами. В XIV в. Святой престол отказался от построения теократического государства и предпочел борьбе за верховную светскую власть над католическим миром прочный союз с могущественными французскими королями. Все папы этого периода были французами и могли опираться на французское большинство в коллегии авиньонских кардиналов.

Утратив былую роль в международной политике, авиньонские папы тем не менее смогли укрепить свою власть в рамках церковной организации. Если прежде епископы и аббаты избирались местным духовенством, то теперь они стали назначаться понтификами. Значительно разросся бюрократический аппарат папского двора (курии), который контролировал все сферы жизни церкви. Вновь созданное центральное финансовое ведомство папской курии внимательно следило за пополнением казны. Авиньонские папы проявляли незаурядную изобретательность в финансовой деятельности, постоянно изыскивая новые источники доходов. В 1343 г. Климент VI признал право на продажу церковью индульгенций, впервые обоснованное в сочинениях Гуго Сен-Шерского в XIII в.

Итальянский гуманист Франческо Петрарка, побывавший в Авиньоне и пораженный невиданной роскошью панского двора, назвал пребывание пап в этом городе «вавилонским пленом».

В 1377 г. пана Григорий XI вернулся в Рим. На этом закончилось Авиньонское пленение, но уже через год начался новый, еще более бесславный период в истории папства, так называемая Великая схизма (или Великий западный раскол). После кончины Григория XI в 1378 г. кардиналы, недовольные политикой его преемника Урбана VI, избрали антипапу Климента VII, который вернулся в Авиньон. С этого момента в Авиньоне и в Риме находились первосвященники, делившие между собой власть над католическим миром.

Оба понтифика незамедлительно занялись активным укреплением своих позиций. Они имели свои курии, коллегии кардиналов, собственные фискальные системы, обменивались взаимными анафемами. Государства католической Европы разделились на два лагеря, причем борьба Рима и Авиньона открывала широкие возможности для интриг, подкупа, вероломства, создавала условия для распространения вседозволенности среди представителей высшего духовенства, нравственный облик которого чем дальше, тем больше вызывал в странах Западной Европы всеобщее возмущение.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой