Задачи практических психологов в сфере образования
Измерение и тестирование, а также отбор детей для обучения по специальным программам (исторически более ранние функции школьных психологов в разных странах) и сейчас чрезвычайно широко применяются в практике психологической службы. Однако уже в 1980—1990;х гг. многие американские специалисты перестали считать, что измерение — это единственное, что они могут сделать в решении проблем школьной… Читать ещё >
Задачи практических психологов в сфере образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В 80—90-х гг. прошлого столетия во многих странах Европы были созданы рабочие группы, которые определили функции педагогического психолога. Было отмечено, что педагогический психолог имеет дело со всей психологической реальностью ребенка и может способствовать развитию всех сторон его личности; при этом педагогический психолог может подключать к этому процессу всех заинтересованных участников образовательного процесса, включая родителей и учителей. Вместе с тем педагогический психолог может идти и против системы школьного и семейного воспитания, менять стандарты этого воспитания, если полагает, что они препятствуют прогрессивному развитию личности ребенка.
Проблема определения роли и функций психологической службы в образовании встает перед школьными психологами всех стран и активно ими обсуждается. Опрос, проведенный Европейской федерацией профессиональных психологов (ЕФПП) в 1996—1997 гг., показал, что задачи, которые приходится решать школьным психологам в большинстве европейских стран, в значительной степени совпадают. Педагогические психологи Европы чаще всего решают следующие задачи;
участвуют в оценивании и тестировании детей, которые имеют учебные или поведенческие проблемы;
участвуют в консультировании детей, родителей и семей;
- — участвуют в выработке рекомендаций для школы;
- — включаются в решение текущих внутришкольных процессов;
- — работают вместе со школой над инновациями и преобразованиями школьной жизни;
- — помогают работникам школы в профессиональном росте и выполнении исследовательских проектов.
Педагогические психологи по всей Европе выполняют много функций, по главное содержание работы заключается в обследовании детей с учебными и поведенческими трудностями и выработке рекомендаций школе и семье. Достаточно очевидными оказываются возрастающие требования к школьным психологическим службам, психологам приходится работать в условиях значительного напряжения. Педагогические психологи говорят о проблемах, связанных с ограничениями, которые руководители порой накладывают на их работу. Отмечается также ролевая неопределенность профессиональной деятельности. Некоторые педагогические психологи выражают озабоченность в связи с тем, что пересечение их работы с работой других специалистов может вызвать путаницу, недоразумения и обиду. Необходимо гарантировать соблюдение возможно более высоких этических стандартов, в особенности в отношении конфиденциальности и уважения прав разных групп клиентов.
Во многих странах создается единая система школьной психологической службы, направленная на помощь отдельным индивидам, группам и целым учреждениям. Цели такой системы — предотвратить школьный неуспех, способствовать социальному научению и социальной адаптации детей, помогать детям с умственной отсталостью интегрироваться в общий поток учащихся (что прямо противоположно цели, выдвигаемой ранее, — отделять таких детей), содействовать общеобразовательному и профессиональному росту учащихся, повышать квалификацию учителей, социальных работников, администрации, других специалистов в области народного образования.
Основными целями профессиональной деятельности специалиста в области педагогической психологии является оказание[1]:
- — психолого-педагогических услуг в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного профессионального образования с учетом индивидуальных, возрастных и личностных особенностей обучающихся;
- — психолого-педагогических услуг в образовательных организациях для лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
На основании этих целей специалист в области педагогической психологии включает две обобщенные трудовые функции:
- 1) психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и высшего образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ;
- 2) оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
К числу трудовых функций педагогов-психологов относятся следующие[2].
- 1. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ с учетом индивидуальных, возрастных и личностных особенностей обучающихся:
- 1) психологическое просвещение субъектов образовательного процесса;
- 2) психологическая профилактика возможных нарушений в поведении и развитии субъектов образовательного процесса;
- 3) психологическое консультирование субъектов образовательного процесса;
- 4) психологическая диагностика обучающихся;
- 5) коррекционно-развивающая работа с обучающимися;
- 6) психологическое сопровождение экспертизы и проектирования в образовательных учреждениях;
- 7) совершенствование методического обеспечения собственной профессиональной деятельности.
- 2. Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации:
- 1) психологическое просвещение обучающихся и педагогов;
- 2) психологическая профилактика в образовательных организациях по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
- 3) психологическое консультирование обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- 4) психологическая коррекция обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- 5) психологическая диагностика обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- 6) совершенствование методического обеспечения собственной профессиональной деятельности в образовательных организациях, оказывающих психолого-педагогическую помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, и лицам с ограниченными возможностями здоровья;
- 7) психологическое сопровождение экспертизы и проектирования в образовательных организациях, оказывающих психолого-педагогическую помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Одна из наиболее распространенных задач педагогических психологов еще с начала XX в. — диагностика умственного развития детей, оценка их качеств и способностей. Основной сферой приложения сил школьного психолога традиционно считается измерение психических функций с применением стандартизированных тестов и отбор детей для обучения по специальным программам. В течение длительного времени наиболее популярными среди психологов были тесты на определение коэффициента умственной одаренности ребенка.
Измерение и тестирование, а также отбор детей для обучения по специальным программам (исторически более ранние функции школьных психологов в разных странах) и сейчас чрезвычайно широко применяются в практике психологической службы. Однако уже в 1980—1990;х гг. многие американские специалисты перестали считать, что измерение — это единственное, что они могут сделать в решении проблем школьной психологии. Так, в «Руководстве Национальной ассоциации школьных психологов по обеспечению психологической службы в школах» отмечается, что основная цель школьной психологической службы — служить психическому здоровью и образовательным интересам детей и юношества. Английские психологи также давно выражают неудовлетворенность формальными тестами для измерения. На конкретных примерах они демонстрируют субъективный характер и научную несостоятельность некоторых из применяемых тестов, их ограниченность и искусственность.
Растет число исследований, в которых вместо распределения людей по группам на основе тестов внимание больше обращается на конкретные трудности обучения, их причины и пути преодоления. Поэтому актуальной проблемой практической педагогической психологии становится психологическая поддержка и помощь учащимся, испытывающим трудности в обучении и плохо адаптирующимся к социальным условиям.
Вопросы практики.
Выписка из должностных обязанностей педагога-психолога[3].
Педагог-психолог. Должностные обязанности. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся, воспитанников в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях. Оказывает консультативную помощь обучающимся, воспитанникам, их родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем. Проводит психологическую диагностику, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит диагностическую, психокоррекционную реабилитационную, консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, а также родителей (лиц, их замещающих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся, воспитанников. Способствует развитию у обучающихся, воспитанников готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения. Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся, воспитанников, содействует их развитию и организации развивающей среды. Определяет у обучающихся, воспитанников степень нарушений (умственных, физиологических, эмоциональных) в развитии, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию. Участвует в формировании психологической культуры обучающихся, воспитанников, педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуры полового воспитания.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование, но направлению подготовки «Педагогика и психология» либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» .
Американская национальная ассоциация школьных психологов считает приоритетными следующие задачи:
- а) психологическое и психолого-педагогическое измерение и оценку «школьного функционирования» детей и юношества;
- б) активное вмешательство психолога, направленное на обеспечение полноценного влияния школы на когнитивное, аффективное и социальное развитие;
- в) помощь педагогическому персоналу и родителям, прежде всего в плане заботы о ребенке; для этого организуются специальные программы обучения персонала школы и родителей, советы им и т. п.;
- г) консультирование и совместную работу с персоналом школы и родителями по проблемам учащихся, связанным со школой, и проблемам персонала школы как профессионалов[4].
Психологическая служба образования Франции ставит следующие задачи перед психологами:
- — предотвращать школьный неуспех;
- — способствовать социальному научению и социальной адаптации детей;
- — помогать детям с умственной отсталостью интегрироваться в общий поток учащихся (что прямо противоположно цели, выдвигаемой ранее, — отделять таких детей);
- — содействовать общеобразовательному и профессиональному росту учащихся;
повышать квалификацию учителей, социальных работников, администрации, других специалистов в области образования.
К числу основных задач психологических служб образования в большинстве стран Центральной и Восточной Европы относятся[2]:
- — обеспечение развития здоровой личности;
- — коррекция затруднений в ее развитии; решение проблем профессиональной ориентации.
В деятельности психолога-консультанта, например в Чехии и Словакии, доминирует психодиагностика. На основе проделанной работы составляется диагностическое заключение, из которого следуют рекомендации. Психолог может рекомендовать организационные меры — зачисление ребенка в специальную или вспомогательную школу, специальные классы в рамках начальной школы, специальный детский сад и т. д. Оп может предложить наиболее подходящий тип обучения, оптимальную область для выбора профессии. Психолог может рекомендовать применение подходящих методов воспитания и обучения в семье и школе, различные формы психотерапии, врачебное обследование (психоневрологическое, логопедическое и др.).
Своевременная опенка психологической готовности детей к обучению в школе — один из основных видов деятельности психолога по предупреждению трудностей в обучении. В зависимости от уровня развития ребенка психолог дает соответствующие рекомендации: начать посещение школы до достижения шестилетнего возраста, поступать в первый класс в обычные сроки, приступить к учению в выравнивающем первом классе, отложить поступление ребенка в школу на один год, направить в особую школу (например, для плохо говорящих). Родителям и воспитателям детских садов даются рекомендации по развитию тех детей, у которых обнаружена недостаточная готовность к обучению в школе.
В консультациях или центрах диагностируют различного типа трудности, связанные с учебой в школе. Среди учащихся, испытывающих трудности в обучении, оказываются дети с первичными отклонениями на основе легких форм задержки умственного развития. Оптимальное развитие этих детей во многом зависит от правильного психологического обследования, в результате которого даются соответствующие рекомендации условий и методов воспитания и обучения. Занимаются и с теми учащимися, у которых имеются проблемы личностного характера, трудности в поведении, воспитании. Квалифицированное психологическое обследование трудных и педагогически запущенных детей выявляет причины этого и позволяет наметить определенные рекомендации в работе с ними.
Следует подчеркнуть, что психологические консультации и центры в основном занимаются решением конкретных проблем, с которыми к ним обращаются родители или учителя. Это особенно четко представлено в инструкции для консультаций по вопросам воспитания, разработанной в Венгрии. В соответствии с ней психолог занимается проблемами отклонений в поведении ребенка от нормы, которые не могут быть исправлены обычными педагогическими средствами (например, агрессивное поведение, продолжительное беспокойство, невнимательность, наблюдаемая долгое время). Психолог в таких психологических центрах работает также с проявлениями чрезмерной чувствительности, робости, замкнутости ребенка. Он разбирается в причинах боязни школы, ответов на уроке. В его компетенцию входит изучение отклонений в поведении, проявляющихся в систематических кражах, лжи ребенка дома или в школе, побегах ребенка из дома или из школы, внезапных изменениях в эмоциональном состоянии ребенка. Причинами для обращения за помощью к психологу могут быть также ситуации, когда хороший ученик начинает плохо учиться: показывает низкие результаты в учебе, хотя мог бы добиться лучших при своих способностях; испытывает затруднения по усвоению одного из учебных предметов; не имеет интереса к учебе в школе. Психолог работает и с детьми, которые проявляют нарушения речи нервного характера (заикание, скороговорение), жалуются на систематические головные боли, бессонницу, беспричинную утомляемость.
В нашей стране к числу основных направлений работы по психологическому обеспечению и сопровождению образовательного процесса относятся следующие[1].
- 1. Работа по снижению уровня школьной дезадаптации (неспособность ребенка приспособиться к школе, ее условиям и требованиям). Решение данной задачи включает, в частности:
- • работу с детьми при поступлении в школу, когда их знакомят с особенностями обучения в школе, ее правилами, способствуют установлению взаимоотношений детей с одноклассниками и педагогами;
- • помощь детям любого возраста при возникновении затруднений в учебе или во взаимоотношениях с другими детьми или педагогами, отклонений в поведении.
- 2. Работа по повышению учебной и педагогической мотивации. Известно, что если ребенок учится целенаправленно, т. е. имеет развитую мотивацию, то повышаются его удовлетворенность учением и успеваемость. То же происходит и в работе педагогов. Поэтому развитие мотивации — неотъемлемая часть работы педагога-психолога.
- 3. Работа по снижению тревоги перед будущим. Выпускники школы во все времена испытывали определенную тревогу перед будущей самостоятельной жизнью. В социально и экономически нестабильном обществе уровень тревожности выпускников повышается. Его снижению способствуют психологическое консультирование и обучение молодых людей навыкам, необходимым для самостоятельной жизни.
- 4. Повышение уровня профессиональной информированности, жизненного и профессионального самоопределения, формирование навыков эффективного поведения на рынке труда у выпускников школ и профессиональных учебных заведений.
- 5. Повышение психологической компетентности руководителей образовательных учреждений, педагогических работников и родителей.
- 6. Помощь педагогам в организации индивидуализации обучения — диагностика индивидуальных особенностей детей и консультации для педагогов с целью построения учебных планов и заданий, максимально учитывающих особенности детей и уровень их развития.
- 7. Помощь педагогам в решении проблем, возникающих в процессе обучения и воспитания учащихся и работы с ученическими коллективами.
Очередность решения разнообразных задач, перечисленных выше, зависит от конкретной ситуации в каждой школе, уровня профессиональной подготовки психолога. Специфика задач и форм работы школьного психолога определяются типом образовательного учреждения и актуальными проблемами, стоящими в данный момент перед учреждением[7].
Вопросы практики.
Из Приказа от 22 октября 1999 г. № 636 «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации»
IV. Основные направления деятельности Службы
- 10. К основным направлениям деятельности Службы относятся:
- — психологическое просвещение — формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей), педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития: создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;
психологическая профилактика предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;
- — психологическая диагностика — углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся, воспитанников образовательных учреждений;
- — психологическая коррекция — активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов;
консультативная деятельность оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.
- [1] См.: Профессиональный стандарт «Специалист в области педагогической психологии», Проект приказа Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта специалиста в области педагогической психологии» .
- [2] См.: Там же.
- [3] Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», приказ Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 г. № 761 н (ред. от 31 мая 2011 г.).
- [4] См.: Практическая психология образования: учеб, пособие / под ред. И. В. Дубровиной.
- [5] См.: Там же.
- [6] См.: Профессиональный стандарт «Специалист в области педагогической психологии», Проект приказа Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта специалиста в области педагогической психологии» .
- [7] См.: Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1997.