Дошкольный возраст.
Психология
![Реферат: Дошкольный возраст. Психология](https://gugn.ru/work/6581032/cover.png)
Значительные изменения происходят и в личностной сфере детей. В процессе ролевой игры ребенок берет на себя различные социальные роли и воспроизводит отношения между людьми. Это постепенно приводит его к мысли, что каждый человек занимает определенное место в системе социальных отношений. К концу дошкольного возраста у ребенка появляется новый мотив — желание занять определенное место в системе… Читать ещё >
Дошкольный возраст. Психология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В этот период интенсивно протекают процессы созревания детского организма: увеличиваются длина и масса тела, масса мозга увеличивается в среднем с 1110 до 1350 г, происходят формирование и функциональное развитие органов и систем. В возрасте 3 — 6 лет происходят существенные изменения в коре больших полушарий: специализация нейронов, усложнение системы связей между разными областями коры; формируется мозолистое тело. Морфологические изменения в центральной нервной системе (ЦНС) создают предпосылки для начала в ней интегративных процессов и освоения ребенком новых видов деятельности. Ведущим видом деятельности в этот период становится игра, которая позволяет ребенку воспроизводить действия взрослых и их взаимоотношения, создает условия для усвоения норм поведения, развития всех психических функций и личностных качеств. В игре дети знакомятся с элементами символизации (изображением одних предметов и явлений при помощи других), что имеет важное значение для развития мышления и воображения. В дошкольном возрасте также активно развиваются продуктивные виды деятельности — лепка, конструирование, аппликация, изобразительная деятельность.
К 6 —7 годам происходят существенные изменения в системной организации зрительного восприятия. Это обеспечивает возможность восприятия новых сложных объектов и выработки соответствующих эталонов, способствует значительному обогащению индивидуального опыта.
На основе структурно-функционального созревания коры больших полушарий в старшем дошкольном возрасте появляется и развивается возможность произвольной регуляции по внешней инструкции. Основным новообразованием этого периода является произвольность, как способность самостоятельно ставить (или принимать поставленную взрослым) цель, удерживать и достигать ее.
Значительные изменения происходят и в личностной сфере детей. В процессе ролевой игры ребенок берет на себя различные социальные роли и воспроизводит отношения между людьми. Это постепенно приводит его к мысли, что каждый человек занимает определенное место в системе социальных отношений. К концу дошкольного возраста у ребенка появляется новый мотив — желание занять определенное место в системе социальных отношений, стать школьником. Центральное личностное образование — внутренняя позиция, как осознание степени удовлетворенности своим положением в системе социальных отношений.
Готовность ребенка к школьному обучению представляет собой интегральную характеристику, отражающую определенный уровень морфофункционального и психического развития и включающую несколько компонентов:
- — функциональную готовность (определенный уровень состояния здоровья и физического развития);
- — личностную готовность (самосознание, самооценка, рефлексия, мотивация, «внутренняя позиция школьника»);
- — интеллектуальную готовность (познавательная потребность, развитие познавательных процессов и речи, умение выделить учебную задачу и др.);
- — волевую готовность (готовность к произвольной регуляции познавательной деятельности);
- — развитие зрительно-моторных и слухо-моторных координаций.