Предисловие.
Педагогическая антропология
![Реферат: Предисловие. Педагогическая антропология](https://gugn.ru/work/6581220/cover.png)
Целесообразно, на наш взгляд, обратить внимание преподавателей, бакалавров, аспирантов, что в учебнике отражена определенная развивающаяся научная область — педагогическая антропология в виде учебной дисциплины на основе анализа, отбора и систематизации материалов значительного количества источников, указанных как по тексту каждого параграфа, так и в поглавных списках литературы. Некорректно… Читать ещё >
Предисловие. Педагогическая антропология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Учебный курс «Педагогическая антропология» находится в начальной стадии своего развития. Раскрытие основных аспектов этого курса немногочисленными пока авторами пособий по педагогической антропологии (Б. М. Бим-Бад, И. А. Бирич, В. Б. Куликов, В. И. Максакова, Л. К. Рахлевская, Л. Л. Редько, Ю. И. Салов, Ю. С. Тюнников, Е. Н. Шиянов и др.) осуществляется исходя из собственных представлений и понимания. В данном пособии дается еще один из возможных подходов к разработке подобного курса.
Б. М. Бим-Бад целью данного курса считает историческое и теоретическое введение обучающихся в современную научную дискуссию о человеке, раскрытие проблем и методов этой науки, снабжение содержательным материалом для развития профессионального мышления будущих педагогов[1].
Л. К. Рахлевская придерживается мнения, что курс психолого-педагогической антропологии «сумеет повернуть направление в изучении человековедения от привычных способов философствования, от сухой теоретической рассудочности к экзистенциальным, гуманитарно-ценностным проблемам жизненного мира человека с тем, чтобы облегчить ему выработку духовной ориентации в поисках смысла жизни и своего назначения», и предлагает ввести в педагогических вузах целый комплекс антропологических наук с первого года обучения[2].
В. И. Максакова рассматривает необходимость изучения педагогической антропологии в широком аспекте перестройки самой парадигмы высшего образования в направлении обращенности специалиста на собственную человеческую сущность и умения относиться к другим людям и к себе как к целостному человеку, а не только как к исполнителю профессиональных функций.
И. А. Бирич пишет: «Наша глобальная нелюбовь к детям обернулась небывалыми размерами гуманитарной катастрофы в мире. Вот почему проблемы образования и гуманной педагогики вырастают сегодня до масштабов спасения жизни на планете»[3].
Столь же значимо и серьезно определены цели и задачи психолого-педагогической антропологии В. Б. Куликовым, Ю. И. Саловым и Ю. С. Тюнниковым[4], в педагогической антропологии ставропольских авторов[5].
Целью курса, на наш взгляд, действительно выступает гуманизация педагогического сознания, так как весь курс педагогической антропологии направлен на раскрытие и осмысление именно антропологически ориентированной интерпретации всего цикла психолого-педагогических дисциплин, изученных бакалаврами в процессе профессиональной подготовки. В силу междисциплинарного характера данного учебного предмета, в основе базовых положений которого лежат данные и выводы таких отраслей научного знания, как философия, культурология, история, антропология, психология, этнология, социология, юриспруденция, физиология, общая и возрастная педагогика и др., этот предмет, во-первых, должен читаться на старших курсах, во-вторых, он систематизирует, обобщает, гуманизирует всю систему ранее приобретенных знаний у будущего специалиста, который будет работать в системе «человек — человек». Такой широкий охват областей человекознания объясняется не стремлением «объять необъятное», а желанием все ранее изученное соединить в некотором единстве знаний о человеке и специфике его воспитания и обучения, исходя из сущностных основ его природы и назначения в этом мире.
Задачи курса:
- • формировать методологические основы гуманистического и личностно-ориентированного педагогического мировоззрения будущего специалиста в образовательной сфере;
- • способствовать осознанию сложной взаимосвязи культуры и образования в становлении и развитии личности человека;
- • развивать психолого-педагогическое мышление будущих педагогических работников, основанное на понимании того, что человек является сложным и противоречивым по своей сути, и педагогическое взаимодействие с ним может выстраиваться только с учетом его возрастных, индивидуальных и половых особенностей;
- • формировать умение анализировать и давать оценку педагогическим образовательным системам, идеям и концепциям с антрополого-психолого-педагогических позиций.
Курс разработан с учетом основных положений Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 50 100 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) — «академический бакалавр»). Учебная дисциплина «Педагогическая антропология» в соответствии с этим стандартом способствует формированию следующих компетенций:
общекультурные компетенции:
- • владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
- • способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;
- • способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;
- • способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования;
- • способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности;
- • готовность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
- • готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;
- • способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества;
- • способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики;
общеирофессиональные компетенции:
- • осознание социальной значимости своей будущей профессии, мотивация к осуществлению профессиональной деятельности;
- • способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
- • владение основами речевой профессиональной культуры;
- • способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;
- • способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания.
В области специальных профессиональных компетенций курс окажет влияние на становление следующих компетенций в области педагогической деятельности:
- • способность реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;
- • готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;
- • способность применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии;
- • способность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
- • готовность включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса;
- • способность организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников;
- • готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности.
Бакалавр, изучивший дисциплину, должен:
знать
- • специфику педагогической антропологии как исследовательской, научной и учебной дисциплины;
- • историю становления и развития, предмет, понятийный аппарат;
- • ее значение как основы профессиональной педагогической деятельности;
- • интегративную сущность человека как сложноогранизованной биопсихо-социокультурной системы;
- • методологические основания, связанные с предметом, целями, задачами, природой явлений и процессов педагогического взаимодействия, педагогической деятельности, общения, воспитания, развития;
- • основные теории и концепции, школы и направления развития педагогической антропологии в России и за рубежом как фундамента современного, гуманистически ориентированного педагогического мировоззрения;
уметь
- • разъяснять целостный и системный подход к изучению и пониманию интегральной и многомерной сущности человека и этапов его жизни во времени и пространстве его становления, развития и воспитания, самопознания, самовоспитания и саморазвития;
- • объяснять специфику антропологического подхода к понятиям «индивид», «человек», «личность», «субъект деятельности, общения и воспитания», «индивидуальность»;
- • объяснять антропологические системообразующие основания образования, воспитания и обучения как социокультурных явлений;
- • выделять основные психолого-педагогико-антропологические критерии развития человека;
- • определять возраст как категорию индивидуального развития человека во времени;
- • выделять особенности социального и личностного пространства бытия человека как необходимого условия для его понимания как воспитуемого и воспитателя;
- • выделять особенности поведения и мышления воспитуемого как детерминированных специфическим культурным контекстом;
- • формировать педагогическую позицию, ориентированную на раскрытие целостной и неделимой природы человека и его взаимодействия с окружающим миром; на реализацию личностной свободы, сознательного выбора человека, уважения его личности, признания его экзистенциального равенства в структуре взаимоотношений с социумом;
владеть умениями использования полученных знаний в ситуациях, требующих.
- • обеспечения высокого уровня методологической подготовки в области педагогической антропологии как науки;
- • формирования профессионального мышления и антропологической грамотности как базисных основ профессионально-личностного развития;
- • развития профессиональной позиции как основы общечеловеческого самосознания;
- • знания антропологического обоснования возможностей воспитательных воздействий на природу человека и сущность взаимодействия;
- • использования педагогической антропологии в решении современных педагогических задач на основе психолого-педагогико-аптропологических принципов.
В курсе заложены потенциальные возможности развития перечисленных компетенций, но они могут быть реализованы лишь при очень глубоком изучении и осмыслении основных положений педагогической антропологии, при установке на восприятие и принятие гуманистических идей, на которых должен строиться педагогический процесс.
Целесообразно, на наш взгляд, обратить внимание преподавателей, бакалавров, аспирантов, что в учебнике отражена определенная развивающаяся научная область — педагогическая антропология в виде учебной дисциплины на основе анализа, отбора и систематизации материалов значительного количества источников, указанных как по тексту каждого параграфа, так и в поглавных списках литературы. Некорректно считать, как это нередко делают на экзаменах не только бакалавры, но и магистранты и аспиранты, что автор пособия является автором всех предлагаемых концепций и теоретических положений. В пособии практически везде указаны исследователи, занимающиеся теми или иными вопросами, имеющими отношение к педагогической антропологии или, при невозможности установить первичное авторство, дается обобщенный вывод, сделанный из анализа различных материалов.
В текст учебника включены вставки из произведений классиков философии, культурологии, гуманистической психологии и педагогики. Их содержание расширяет и углубляет понимание раскрываемых проблем. В ряде мест представлены мнения и положения, противоречащие общепринятым представлениям, над этим стоит задуматься и выработать собственную позицию. После каждого параграфа есть практические задания, в отдельных параграфах есть педагогические задачи (кейсы).
Фактом официального признания педагогической антропологии как науки и учебной дисциплины является ее введение в Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Станет ли педагогическая антропология методологически значимым учебным предметом в профессиональном становлении специалистов гуманитарной сферы — покажет время, но попытка «очеловечить» сознание специалиста, сформировать у него установку на человека как на высочайшую ценность, показать возможность и необходимость построения образовательных систем во имя человека и для человека, является плодотворной.
- [1] Бим-Бад Б. М. Преподавание педагогической антропологии в высшей школе // Психолого-педагогическая подготовка специалистов: тезисы докладов научи, конф. М., 2001. С. 3.
- [2] Рахлевская Л. К. Педагогическая антропология (человековедение) в системе непрерывного образования (история, теория, практика). Томск, 1997. С. 25.
- [3] Бирич И. А. Философская антропология и образование (на путях к новому педагогическому сознанию). М., 2003. С. 14.
- [4] Сапов Ю. И., Тюнников Ю. С. Психолого-педагогическая антропология. М.: ВЛАДОС, 2003; Куликов В. Б. Педагогическая антропология. Свердловск, 1988.
- [5] Педагогическая антропология / под ред. Л. Л. Редько, Е. Н. Шиянова. Ставрополь, 2005.