Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Предисловие. 
Педагогическая антропология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Целесообразно, на наш взгляд, обратить внимание преподавателей, бакалавров, аспирантов, что в учебнике отражена определенная развивающаяся научная область — педагогическая антропология в виде учебной дисциплины на основе анализа, отбора и систематизации материалов значительного количества источников, указанных как по тексту каждого параграфа, так и в поглавных списках литературы. Некорректно… Читать ещё >

Предисловие. Педагогическая антропология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Учебный курс «Педагогическая антропология» находится в начальной стадии своего развития. Раскрытие основных аспектов этого курса немногочисленными пока авторами пособий по педагогической антропологии (Б. М. Бим-Бад, И. А. Бирич, В. Б. Куликов, В. И. Максакова, Л. К. Рахлевская, Л. Л. Редько, Ю. И. Салов, Ю. С. Тюнников, Е. Н. Шиянов и др.) осуществляется исходя из собственных представлений и понимания. В данном пособии дается еще один из возможных подходов к разработке подобного курса.

Б. М. Бим-Бад целью данного курса считает историческое и теоретическое введение обучающихся в современную научную дискуссию о человеке, раскрытие проблем и методов этой науки, снабжение содержательным материалом для развития профессионального мышления будущих педагогов[1].

Л. К. Рахлевская придерживается мнения, что курс психолого-педагогической антропологии «сумеет повернуть направление в изучении человековедения от привычных способов философствования, от сухой теоретической рассудочности к экзистенциальным, гуманитарно-ценностным проблемам жизненного мира человека с тем, чтобы облегчить ему выработку духовной ориентации в поисках смысла жизни и своего назначения», и предлагает ввести в педагогических вузах целый комплекс антропологических наук с первого года обучения[2].

В. И. Максакова рассматривает необходимость изучения педагогической антропологии в широком аспекте перестройки самой парадигмы высшего образования в направлении обращенности специалиста на собственную человеческую сущность и умения относиться к другим людям и к себе как к целостному человеку, а не только как к исполнителю профессиональных функций.

И. А. Бирич пишет: «Наша глобальная нелюбовь к детям обернулась небывалыми размерами гуманитарной катастрофы в мире. Вот почему проблемы образования и гуманной педагогики вырастают сегодня до масштабов спасения жизни на планете»[3].

Столь же значимо и серьезно определены цели и задачи психолого-педагогической антропологии В. Б. Куликовым, Ю. И. Саловым и Ю. С. Тюнниковым[4], в педагогической антропологии ставропольских авторов[5].

Целью курса, на наш взгляд, действительно выступает гуманизация педагогического сознания, так как весь курс педагогической антропологии направлен на раскрытие и осмысление именно антропологически ориентированной интерпретации всего цикла психолого-педагогических дисциплин, изученных бакалаврами в процессе профессиональной подготовки. В силу междисциплинарного характера данного учебного предмета, в основе базовых положений которого лежат данные и выводы таких отраслей научного знания, как философия, культурология, история, антропология, психология, этнология, социология, юриспруденция, физиология, общая и возрастная педагогика и др., этот предмет, во-первых, должен читаться на старших курсах, во-вторых, он систематизирует, обобщает, гуманизирует всю систему ранее приобретенных знаний у будущего специалиста, который будет работать в системе «человек — человек». Такой широкий охват областей человекознания объясняется не стремлением «объять необъятное», а желанием все ранее изученное соединить в некотором единстве знаний о человеке и специфике его воспитания и обучения, исходя из сущностных основ его природы и назначения в этом мире.

Задачи курса:

  • • формировать методологические основы гуманистического и личностно-ориентированного педагогического мировоззрения будущего специалиста в образовательной сфере;
  • • способствовать осознанию сложной взаимосвязи культуры и образования в становлении и развитии личности человека;
  • • развивать психолого-педагогическое мышление будущих педагогических работников, основанное на понимании того, что человек является сложным и противоречивым по своей сути, и педагогическое взаимодействие с ним может выстраиваться только с учетом его возрастных, индивидуальных и половых особенностей;
  • • формировать умение анализировать и давать оценку педагогическим образовательным системам, идеям и концепциям с антрополого-психолого-педагогических позиций.

Курс разработан с учетом основных положений Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 50 100 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) — «академический бакалавр»). Учебная дисциплина «Педагогическая антропология» в соответствии с этим стандартом способствует формированию следующих компетенций:

общекультурные компетенции:

  • • владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
  • • способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;
  • • способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;
  • • способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования;
  • • способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности;
  • • готовность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
  • • готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;
  • • способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества;
  • • способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики;

общеирофессиональные компетенции:

  • • осознание социальной значимости своей будущей профессии, мотивация к осуществлению профессиональной деятельности;
  • • способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
  • • владение основами речевой профессиональной культуры;
  • • способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;
  • • способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания.

В области специальных профессиональных компетенций курс окажет влияние на становление следующих компетенций в области педагогической деятельности:

  • • способность реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;
  • • готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;
  • • способность применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии;
  • • способность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
  • • готовность включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса;
  • • способность организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников;
  • • готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности.

Бакалавр, изучивший дисциплину, должен:

знать

  • • специфику педагогической антропологии как исследовательской, научной и учебной дисциплины;
  • • историю становления и развития, предмет, понятийный аппарат;
  • • ее значение как основы профессиональной педагогической деятельности;
  • • интегративную сущность человека как сложноогранизованной биопсихо-социокультурной системы;
  • • методологические основания, связанные с предметом, целями, задачами, природой явлений и процессов педагогического взаимодействия, педагогической деятельности, общения, воспитания, развития;
  • • основные теории и концепции, школы и направления развития педагогической антропологии в России и за рубежом как фундамента современного, гуманистически ориентированного педагогического мировоззрения;

уметь

  • • разъяснять целостный и системный подход к изучению и пониманию интегральной и многомерной сущности человека и этапов его жизни во времени и пространстве его становления, развития и воспитания, самопознания, самовоспитания и саморазвития;
  • • объяснять специфику антропологического подхода к понятиям «индивид», «человек», «личность», «субъект деятельности, общения и воспитания», «индивидуальность»;
  • • объяснять антропологические системообразующие основания образования, воспитания и обучения как социокультурных явлений;
  • • выделять основные психолого-педагогико-антропологические критерии развития человека;
  • • определять возраст как категорию индивидуального развития человека во времени;
  • • выделять особенности социального и личностного пространства бытия человека как необходимого условия для его понимания как воспитуемого и воспитателя;
  • • выделять особенности поведения и мышления воспитуемого как детерминированных специфическим культурным контекстом;
  • • формировать педагогическую позицию, ориентированную на раскрытие целостной и неделимой природы человека и его взаимодействия с окружающим миром; на реализацию личностной свободы, сознательного выбора человека, уважения его личности, признания его экзистенциального равенства в структуре взаимоотношений с социумом;

владеть умениями использования полученных знаний в ситуациях, требующих.

  • • обеспечения высокого уровня методологической подготовки в области педагогической антропологии как науки;
  • • формирования профессионального мышления и антропологической грамотности как базисных основ профессионально-личностного развития;
  • • развития профессиональной позиции как основы общечеловеческого самосознания;
  • • знания антропологического обоснования возможностей воспитательных воздействий на природу человека и сущность взаимодействия;
  • • использования педагогической антропологии в решении современных педагогических задач на основе психолого-педагогико-аптропологических принципов.

В курсе заложены потенциальные возможности развития перечисленных компетенций, но они могут быть реализованы лишь при очень глубоком изучении и осмыслении основных положений педагогической антропологии, при установке на восприятие и принятие гуманистических идей, на которых должен строиться педагогический процесс.

Целесообразно, на наш взгляд, обратить внимание преподавателей, бакалавров, аспирантов, что в учебнике отражена определенная развивающаяся научная область — педагогическая антропология в виде учебной дисциплины на основе анализа, отбора и систематизации материалов значительного количества источников, указанных как по тексту каждого параграфа, так и в поглавных списках литературы. Некорректно считать, как это нередко делают на экзаменах не только бакалавры, но и магистранты и аспиранты, что автор пособия является автором всех предлагаемых концепций и теоретических положений. В пособии практически везде указаны исследователи, занимающиеся теми или иными вопросами, имеющими отношение к педагогической антропологии или, при невозможности установить первичное авторство, дается обобщенный вывод, сделанный из анализа различных материалов.

В текст учебника включены вставки из произведений классиков философии, культурологии, гуманистической психологии и педагогики. Их содержание расширяет и углубляет понимание раскрываемых проблем. В ряде мест представлены мнения и положения, противоречащие общепринятым представлениям, над этим стоит задуматься и выработать собственную позицию. После каждого параграфа есть практические задания, в отдельных параграфах есть педагогические задачи (кейсы).

Фактом официального признания педагогической антропологии как науки и учебной дисциплины является ее введение в Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Станет ли педагогическая антропология методологически значимым учебным предметом в профессиональном становлении специалистов гуманитарной сферы — покажет время, но попытка «очеловечить» сознание специалиста, сформировать у него установку на человека как на высочайшую ценность, показать возможность и необходимость построения образовательных систем во имя человека и для человека, является плодотворной.

  • [1] Бим-Бад Б. М. Преподавание педагогической антропологии в высшей школе // Психолого-педагогическая подготовка специалистов: тезисы докладов научи, конф. М., 2001. С. 3.
  • [2] Рахлевская Л. К. Педагогическая антропология (человековедение) в системе непрерывного образования (история, теория, практика). Томск, 1997. С. 25.
  • [3] Бирич И. А. Философская антропология и образование (на путях к новому педагогическому сознанию). М., 2003. С. 14.
  • [4] Сапов Ю. И., Тюнников Ю. С. Психолого-педагогическая антропология. М.: ВЛАДОС, 2003; Куликов В. Б. Педагогическая антропология. Свердловск, 1988.
  • [5] Педагогическая антропология / под ред. Л. Л. Редько, Е. Н. Шиянова. Ставрополь, 2005.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой