Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Ценностное измерение человека

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ценности, традиционно относимые к духовным — нравственные, эстетические, религиозные, правовые и общекультурные (образовательные), — составляют единое целое, называемое в общественном сознании духовной культурой. Для духовной культуры исходной и базовой предпосылкой при осмыслении и освещении проблем «человека и общества» является идея о неразрывной связи, единстве человека и общества. Только… Читать ещё >

Ценностное измерение человека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Всякое общество задает своим членам определенную систему ценностей.

Ценность — это субъективно-объективная реальность, которая включает в себя предметы и явления материального и духовного порядка, их свойства, имеющие социокультурный смысл и предназначение, способные удовлетворить материальнофизические и духовные потребности людей, составляющие основу, цель и средство социального развития.

Лишь для человека и общества вещи, предметы и явления имеют особое значение и смысл, освященный обычаями, религией, искусством и вообще культурой. На первый план выступает не то, что безусловно необходимо, без чего нельзя существовать (эта задача решается на уровне потребностей), не то, что выгодно с точки зрения материальных условий бытия (это уровень действия интересов), а то, что соответствует представлению о назначении человека и его достоинстве, то главное в мотивации поведения, в котором проявляется самоутверждение и свобода личности.

Ценности, традиционно относимые к духовным — нравственные, эстетические, религиозные, правовые и общекультурные (образовательные), — составляют единое целое, называемое в общественном сознании духовной культурой. Для духовной культуры исходной и базовой предпосылкой при осмыслении и освещении проблем «человека и общества» является идея о неразрывной связи, единстве человека и общества. Только в человеке, в имманентных качествах его родовой природы и бытия, в его жизнедеятельности заложены корни неразрывного единства, односущности человека и общества.

Духовные ценности располагаются как бы на трех уровнях.

  • • Первый уровень — ценности трансцендентного, дающие возможность осмыслить жизнь в связи со смертью и придать смысл смерти. Это представление о Боге, об абсолютных принципах, лежащих в основе мира и задающих систему моральных абсолютов. Ценности трансцендентного цементируют общество, они, как правило, выстраиваются в идеологическую систему, оказывающую воздействие непосредственно на эмоции людей.
  • • Второй уровень — ценности общества и культуры: политические идеалы, государство, его границы, его история. Второй уровень, как правило, тесно связан с первым. Он включает также диалектику регионального и общечеловеческого: можно находить высокий смысл в служении человечеству как таковому и посвятить такому служению жизнь.
  • • Третий уровень — ценности личной жизни, протекающей в мире повседневности. Эти ценности различны для разных эпох, однако в них в большинстве случаев включаются здоровье и долгая жизнь, мудрое отношение к перипетиям судьбы, определенная деятельность и успехи в ней, достижение социального статуса, создание семьи и продолжение рода, любовь, добрые отношения с окружающими людьми.

Система духовных ценностей общества представляет собой совокупность базовых ценностей, которые составляют ядро ценностной системы общества, а также периферийные ценности. Как отмечал П. А. Сорокин: «Всякая великая культура есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную, ценность»[1].

Ценностные ориентации являются важнейшим духовным компонентом структуры личности, в них как бы резюмируется весь жизненный опыт, накопленный ею в процессе индивидуального развития, определяется отношение личности к окружающему миру. Это компонент структуры личности, представляющий собой некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы, чувства человека и с точки зрения которой решаются многие жизненные вопросы.

Ценностные ориентации, по мнению Э. Дюркгейма, навязываются обществом. Механизмом, регулирующим поведение человека в обществе, является внутреннее принятие им социальных ценностей посредством внешнего принуждения: «Мы явственно ощущаем, что не являемся хозяевами наших оценок, что мы связаны и принуждаемы. Нас связывает общественное сознание». Шкала ценностей оказывается свободной от субъективных и изменчивых оценок индивидов. «Последние находят вне себя уже устоявшуюся классификацию, к которой они вынуждены приспосабливаться»[2].

Э. Кассирер, напротив, считал, что ценностные ориентации представляют собой выбор индивидами ценностей общества: «человек оказывается существом, которое постоянно ищет самого себя, которое в каждый момент своего существования испытывает и перепроверяет условия своего существования. В этой перепроверке, в этой критической установке по отношению к собственной жизни и состоит реальная ценность этой жизни»[3].

Ведущими духовными ценностями являются: истина (в науке), красота (в искусстве), вера (религия), добро (в морали), любовь (в отношениях), и ответственность (выполнение нравственного долга). Каждый человек поступает не иначе как в полном соответствии со своими ценностными установками, соизмеряя их друг с другом. В реальной жизни все виды ценностей — а значит, и смыслов — тесно связаны и переплетены, они не отстают механически друг от друга, составляют единый сплав.

Чем более иерархическим и деспотичным является общество, тем в меньшей степени индивид может выбирать свои «высшие ценности». Ведущие смыслы оказываются предписаны и строго заданы, люди усваивают их с детства, переживают, как свои, и у них не возникает сомнений по поводу того, надо ли жить, трудиться и стараться. Чем более общество демократично, тем больше свободы для личного выбора, но вместе с тем происходит утрата единых ценностей, того, что в смысловом отношении объединяет людей.

  • [1] Сорокин П. А. Человек, цивилизация, общество. С. 429.
  • [2] См.: Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995. С. 290.
  • [3] Кассирер Э. Проблема человека в западной философии // Опыт о человеке: введениев философию человеческой культуры. М., 1988. С. 8.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой