Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Политические партии. 
История англоязычных стран

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В 1906 г. была образована Рабочая (лейбористская) партия Великобритании, которая, в сущности, представляла собой федерацию различных организаций: тред-юнионов, независимой рабочей партии, социал-демократической федерации и др. Целью этой партии было проведение в парламент собственных депутатов. Решающее влияние в новой партии приобрели мелкая буржуазия и рабочая аристократия. В 1906 г. лейбористы… Читать ещё >

Политические партии. История англоязычных стран (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Политическую систему Великобритании составляли две крупные партии — либралов и консерваторов, поочередно сменявшие друг друга у власти. Обе партии представляли интересы имущих классов, и в их политике не было принципиальных отличий, но по своему классовому составу они различались.

Либералы представляли интересы главным образом крупной буржуазии, пользовались поддержкой мелкой буржуазии и оказывали значительное влияние на верхушку рабочего класса. Чтобы более успешно вести свою деятельность, либеральная партия в 60—70-е гг. XIX в. перестроилась: во всех избирательных округах были созданы постоянные комитеты партии, в которых работали штатные чиновники. Руководство партии было сосредоточено в центре. Новая система получила завершение после создания Национальной либеральной ассоциации в 1877 г.

До 80-х гг. XIX в. консервативная партия уступала либералам по своей силе и влиянию. Она опиралась в основном на земельных собственников, крупных фермеров и англиканскую церковь. В конце 70-х гг. XIX в. она приступила к реорганизации по образцу либералов, а в 1883 г. создала Национальный союз консервативных ассоциаций.

С годами расцвета английского либерализма в Англии было связано мощное развитие промышленности. И крупные, и средние промышленники отвергали все претензии государства на регулирование экономических и общественных отношений. Победа либерализма означала ослабление государственной власти и сокращение ее применения.

Нос 1876 г. в Великобритании начался кризис во всех главных отраслях промышленности. В результате этого Англия потеряла позицию гегемона на мировом рынке. Чтобы противостоять германской и американской конкуренции, английская буржуазия прибегла к снижению уровня жизни рабочего класса и попыталась оживить колониальную политику. И то, и другое противоречило старым принципам либерализма. В новых условиях средняя и мелкая буржуазия потребовала от государства энергичного вмешательства в классовые отношения. Признание государства в качестве регулятора общественных отношений, признание колониальной политики свидетельствовали об изменении идеологии либерализма.

Дальнейшее ослабление либеральной партии связано с ирландским вопросом, игравшим важную роль в политической жизни страны. Стремясь обеспечить поддержку ирландцев в борьбе против консерваторов, либералы разработали проект самоуправления Ирландии, но это привело к расколу партии. Большая часть либералов присоединилась к консерваторам и стала отстаивать идею единства союза Великобритании и Ирландии. Либеральный кабинет нал, и к власти пришли консерваторы, обещавшие проводить более решительную внешнюю и внутреннюю политику.

Конец XIX в. ознаменовался активизацией рабочего движения и ростом численности тред-юнионов за счет появления новых отраслей производства и соответственно новых слоев рабочих. Между тем действующее законодательство лишало союзы рабочих прав юридического лица и делало невозможной поддержку бастующих рабочих со стороны тред-юнионов. Однако после реформы 1867 г. борьба за голоса рабочих привела к признанию тред-юнионов. В 1871 г. либералы провели закон, разрешавший тред-юнионам являться в суд в лице своих представителей. В 1875 г. консервативный кабинет осуществил ряд уступок рабочим: был легализован коллективный договор, и перестала быть уголовно наказуемой помощь как таковая бастующим со стороны тред-юнионов и их организаций.

В 1906 г. была образована Рабочая (лейбористская) партия Великобритании, которая, в сущности, представляла собой федерацию различных организаций: тред-юнионов, независимой рабочей партии, социал-демократической федерации и др. Целью этой партии было проведение в парламент собственных депутатов. Решающее влияние в новой партии приобрели мелкая буржуазия и рабочая аристократия. В 1906 г. лейбористы впервые завоевали 29 мест в парламенте. Первоначально лейбористы представляли лишь левое крыло либералов. Но впоследствии они образовали постоянную самостоятельную фракцию, конкурирующую с либералами и консерваторами.

Следующий этап реформ связан с партией консерваторов. В 1888 г. они провели реформу местного самоуправления в графствах, распространив на них систему самоуправления, установленную в 1835 г. в городах. Созданным в графствах выборным советам была передана вся административная власть. За мировыми судьями сохранились лишь судебные функции. В приходах с населением более 300 жителей также создавались выборные советы. В результате реформы местное самоуправление перешло от аристократии к буржуазии.

Среди реформ, осуществленных либералами, следует назвать судебную реформу, в результате которой упростилась система высших судебных учреждений, сложившаяся еще при феодализме. Все высшие суды Англии были объединены в единый Верховный суд, состоявший из Высокого суда и Апелляционного суда по гражданским делам.

Возвышение исполнительной власти. Во второй половине XIX в. кабинет министров, ставший с помощью парламента высшим органом исполнительной власти, начинает возвышаться над самим парламентом. Этот процесс был обусловлен рядом обстоятельств.

Верховенство парламента утверждалось в то время, когда его социальная база была весьма узкой. Такому парламенту можно было без опасения вручить всю полноту законодательной власти и контроль над исполнительной. Реформа 1867 г. предоставляла возможность новым элементам влиять на парламент. Это обстоятельство заставило господствующие классы подумать о сужении полномочий парламента, которые могли быть использованы в интересах демократии.

Кроме того, медлительность английского парламента не отвечала бурной экономической и общественной жизни конца XIX в. Расширяющиеся и умножающиеся задачи государственного управления требовали быстрых решений, чего не мог обеспечить парламент. Изменение порядка парламентского делопроизводства было попыткой приспособить старую парламентскую машину к новым условиям.

В 1887 г. было введено правило закрытия прений, что свело на нет одну из важнейших парламентских вольностей. Теперь любой депутат в любой момент мог внести предложение о постановке дебатируемого вопроса на голосование. В случае отсутствия возражений со стороны спикера предложение голосовалось и считалось принятым, если за него высказалось большинство присутствующих депутатов, но не менее ста. Появились и другие способы прекращения прений. Это так называемая «гильотина», сущность которой заключается в том, что палата заранее назначала день и час, когда спорный вопрос должен быть поставлен на голосование. В 1909 г. спикеру было предоставлено право выбирать по собственному усмотрению те поправки, которые подлежат обсуждению, и отводить остальные (такой метод получил название «кенгуру-гильотина»).

В результате этих нововведений парламентская дискуссия почти перестала существовать, а оппозиция могла быть в любую минуту приведена к молчанию. С 80-х гг. XIX в. не менее 9/10 времени заседаний палаты общин отводилось на обсуждение биллей, исходящих от правительства. В результате законодательная инициатива оппозиции оказалась близкой к нулю. Но ограничение коснулось не только оппозиции, депутаты большинства также оказались ограниченными в своей возможности обсуждать деятельность кабинета министров.

Все это привело к усилению роли верхушки правящей партии, т. е. кабинета министров. По отношению к правящей партии кабинет — это центр, которому обязан повиноваться каждый член партии. Кабинет министров все более укреплялся в роли действительного законодателя, который, кроме того, осуществлял руководство аппаратом управления. В результате основное условие английского парламентаризма — правило ответственности кабинета — потеряло свое значение. Парламент уступил свое ведущее место в политической системе кабинету министров.

Таким образом, к концу XIX — началу XX вв. Великобритания была одной из самых могущественных и богатых стран мира. Викторианский период (1837—1901 гг.) был периодом расцвета, когда сохранялась еще колониальная империя, английская промышленность удерживала первое место в мире, контролировала половину торгового флота мира; производила больше угля и текстильных изделий, чем вся континентальная Европа.

Власть буржуазии была прочной, классовая борьба носила сравнительно мирный характер. В стране сохранялась конституционная монархия, парламентский строй; на парламентских выборах соперничали две главные партии — консерваторы и либералы.

Следует отметить, что рассматриваемый период был периодом подъема английского рабочего движения. Возросло количество стачек, увеличилась численность профсоюзов, к 1913 г. число их членов составляло 4 млн человек. Англия по численности и организованности профсоюзов опережала другие страны. Часть профсоюзных деятелей считала, что нельзя ограничиваться только экономической борьбой. В 1900 г. был организован комитет рабочего представительства для выборов в парламент рабочих депутатов. И в 1906 г. комитет, как уже упоминалось выше, был переименован в Рабочую (лейбористскую) партию. Таким образом, ушла в историю двухпартийная система выборов. Лейбористская партия во главе со своим лидером Р. Макдональдом очень быстро стала массовой.

В 1911 г. была создана еще одна партия — Британская социалистическая партия, которая главной целью своей борьбы считала борьбу за социализм. Лейбористы тоже понимали необходимость социальных реформ. Одним из первых идеологов и практиков буржуазного реформизма был видный политический деятель Великобритании лейборист Д. Ллойд Джордж. В 1906—1911 гг. он представил в парламент серию законов, касавшихся условий труда и повседневной жизни рабочих. По его инициативе был принят закон о бесплатном начальном образовании и бесплатном питании в школьных столовых для детей неимущих родителей. Ограничивалась работа в ночную смену, запрещался ночной труд женщин. Право на бесплатное лечение и пособие, но инвалидности получили пострадавшие от несчастных случаев. В 1908 г. парламент принял законы о восьмичасовом рабочем дне для горняков, занятых на подземных работах, и о пенсиях по старости для трудящихся, достигших 70 лет. Был принят еще ряд законов, касающихся бюджета; об ограничении полномочий палаты лордов.

В эти же годы продолжалось движение за гомруль (англ. Ноте Rule — «самоуправление») в Ирландии, проходившее под лозунгом «Ирландия для ирландцев». В 1912 г. правительство либералов внесло новый законопроект о гомруле, что вызвало ожесточенное сопротивление со стороны консерваторов из северной части Ирландии — Ольстера. После продолжительной борьбы в 1914 г. палата общин одобрила законопроект о гомруле, он стал законом, но Ольстер исключался из сферы его действия. Само проведение закона в жизнь было отложено до окончания первой мировой войны.

Немало проблем существовало и в других частях Британской империи. В Индии заметно активизировались противники английского владычества. Еще в 1906 г. партия Индийский национальный конгресс выдвинула требование предоставления самоуправления для Индии, организовав в качестве давления на колониальные власти кампанию бойкота английских товаров.

Англо-бурская война заставила правящую элиту Великобритании задуматься над будущим империи. Было ясно, что сохранять империю в неизменном виде невозможно. Были предоставлены права самоуправления ряду переселенческих колоний. Самоуправление получила Канада, статус доминиона получила Австралия (1900 г.), Новая Зеландия (1907 г.) и ЮжноАфриканский Союз (1910 г.). С начала XX в. стали регулярно проводиться Имперские конференции, где представители английского правительства и доминионов совместно обсуждали вопросы внешней и торговой политики.

Следует также подчеркнуть, что последняя треть XIX в. — эго время бурного развития крупного производства. Особенно стремительно развивался прогресс в ключевых отраслях тогдашней экономики — металлургии, машиностроении, транспорте. Возникали новые отрасли: электротехническая, химическая.

Новая ступень в развитии производства требовала и новых форм организации промышленности. Именно в эти годы появились новые формы объединения — картели, синдикаты, тресты, которые становились монопольными хозяевами рынка.

Сложные процессы разворачивались и в аграрном секторе экономики ведущих стран, в том числе и в Великобритании. Жесточайшая конкуренция привела к кризису, сопротивлению, борьбе. Происходило завершение процесса становления единой системы хозяйства.

Базовые изменения в сфере социально-экономических отношений все более решительно пробивали себе дорогу и начинали влиять на все стороны развития западной цивилизации. Становилось ясно, что наступивший XX век несет множество перемен в различных сферах. Эти перемены в полной мере касались и Великобритании.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Дайте характеристику конституционной монархии Великобритании.
  • 2. В чем суть избирательных реформ 1832, 1867,1884 гг.
  • 3. Как образовалась лейбористская партия?
  • 4. Назовите суть реформ Ллойд Джорджа.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой