Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Посягательства на безопасность гражданской авиации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первым универсальным международным соглашением по борьбе с воздушным пиратством явилась Токийская конвенция о правонарушениях и других актах, совершенных на борту воздушного судна, 1963 г. Статья 1 определяет сферу действия Конвенции: она применяется в отношении преступлений и других деяний, не подпадающих под действие уголовного закона (т.е. не являющихся преступлениями), но которые могут… Читать ещё >

Посягательства на безопасность гражданской авиации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Акты незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации представляют собой одно из наиболее опасных проявлений международного терроризма, поскольку угрожают жизни многих невинных людей. Как правило, эти акты сопряжены с захватом заложников. Данное преступление принято обозначать условным термином «воздушное пиратство» .

Первым универсальным международным соглашением по борьбе с воздушным пиратством явилась Токийская конвенция о правонарушениях и других актах, совершенных на борту воздушного судна, 1963 г. Статья 1 определяет сферу действия Конвенции: она применяется в отношении преступлений и других деяний, не подпадающих под действие уголовного закона (т.е. не являющихся преступлениями), но которые могут угрожать безопасности воздушного судна, лиц или имущества, находящихся на его борту. Конкретные составы преступления в Конвенции не определены, и не разъяснено, какие именно «другие акты» подпадают под ее действие.

Конвенция охватывает только те деяния, которые совершаются на борту воздушного судна, когда оно находится в полете над открытым морем либо другим районом, находящимся за пределами национальной юрисдикции. Это положение серьезно сужает сферу действия Конвенции. Вообще Токийская конвенция неоднократно подвергалась серьезной и обоснованной критике.

Главный недостаток Конвенции — отсутствие указания на обязанность государств принимать меры уголовного характера к виновным лицам, ввести перечисленные в Конвенции преступления в свои уголовные законы. Угон воздушного судна не рассматривается как уголовное преступление; его квалификация зависит от законодательства того государства, на чьей территории оказался преступник.

Для разрешения возникающих в связи с Конвенцией споров государства создают специальный арбитраж либо обращаются в Международный Суд ООН. Подчеркивается право каждого государства на оговорку о непризнании обязательной юрисдикции Международного Суда. Это положение включено во все последующие антитеррористические соглашения.

В 1970 г. в Гааге была подписана Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, а в 1971 г. в Монреале — Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации. В определенном смысле эти соглашения являются продолжением Токийской конвенции. Между собой Гаагская и Монреальская конвенции отличаются по предмету регулирования; в остальном их положения практически идентичны.

Гаагская конвенция определяет понятие акта незаконного захвата воздушного судна, Монреальская — понятие акта незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. Объект преступного посягательства — не права отдельных лиц, а безопасность гражданской авиации в целом как средства транспорта. Конвенции не позволяют произвольно толковать понятие незаконных посягательств на деятельность гражданской авиации, прямо указывая их преступный характер и обязывая государства применять суровые меры наказания к виновным лицам. Международный элемент в этих преступлениях — посягательства на интересы двух и более государств.

Наличие международного элемента является условием применения конвенций. Конвенции применяются не только к полетам на международных, но и к полетам на внутригосударственных линиях, если место взлета и посадки воздушного судна находится вне пределов государства его регистрации. Конвенции применяются и в том случае, если преступление совершено на внутренней авиалинии, но преступник бежал в другое государство.

Гаагская конвенция регулирует вопросы борьбы с угоном самолетов, т. е. с одной из форм международного терроризма. Преступлением является незаконный захват воздушного судна или осуществление над ним контроля с использованием насилия или угрозы его применения, либо любой другой формы запугивания (ст. 1).

Монреальская конвенция охватывает все иные преступления, направленные против безопасности гражданской авиации, совершаемые незаконно и умышленно:

  • — акты насилия в отношении лиц, находящихся на борту воздушного судна в полете, если это угрожает безопасности воздушного судна в полете;
  • — разрушение воздушного судна или причинение ему повреждений, угрожающих его безопасности в полете;
  • — помещение на борту воздушного судна каких-либо устройств или предметов, способных разрушить это воздушное судно, или причинить ему повреждения, угрожающие его безопасности в полете;
  • — разрушение или повреждение аэронавигационного оборудования, если это угрожает безопасности воздушного судна в полете;
  • — сообщение заведомо ложных сведений, создающих угрозу безопасности воздушного судна в полете.

Однако ни одна из воздушных конвенций не урегулировала вопрос безопасности международных аэропортов. Для борьбы с подобными актами в 1988 г. в Риме был подписан Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию. В соответствии со ст. 2 преступлением является совершение в аэропортах актов насилия, которые причиняют серьезный ущерб здоровью или смерть, разрушают оборудование и сооружения аэропорта, нарушают работу служб аэропорта, если такие акты угрожают безопасности этого аэропорта.

Римский протокол является неотъемлемой частью Монреальской конвенции; но объект посягательства перечисленных в нем преступлений — безопасность международных аэропортов, а Монреальская конвенция применяется только в отношении воздушных судов, находящихся в полете. В конвенциях определен круг государств, имеющих право устанавливать свою юрисдикцию: государство регистрации воздушного судна или места пребывания его арендатора; государство места нахождения предполагаемого преступника; государство, на чьей территории совершено преступление. В ситуации конкурирующей юрисдикции приоритет имеет государство регистрации воздушного судна.

В Гаагской и Монреальской конвенциях закреплены нормы, устанавливающие обязанности государств по борьбе с воздушным пиратством:

  • — в случае невыдачи преступника государство обязано передать дело своим компетентным органам для целей уголовного преследования;
  • — государства обязаны оказывать друг другу правовую помощь в связи с уголовно-процессуальными действиями по пресечению и предупреждению указанных преступлений;
  • — государства должны сообщать Совету ИКАО любую информацию относительно совершения преступлений, мер по борьбе с ними, результатов действий по оказанию правовой помощи;
  • — государства обязаны предоставлять любую информацию тому государству, которое имеет право на установление юрисдикции, когда есть основание предполагать, что имеет место подготовка к совершению преступления;
  • — государства должны ввести в свои уголовные законы перечисленные в конвенциях преступления и предусмотреть за их совершение суровые меры наказания.

К сожалению, эффективность и Гаагской, и Монреальской конвенций оказалась низкой. В большой степени это связано с тем, что в конвенциях нет положений об ответственности государств за несоблюдение или ненадлежащее соблюдение этих соглашений.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой