Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Структура и функции социальной идентичности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Содержание социальной идентичности — это совокупность характеристик, которые человек приписывает своей группе. Сюда входят личные черты, ценности и цели, достижения и неудачи, важные области деятельности, формы поведения. Интересно, что разные люди в разное время могут понимать одну и ту же социальную идентичность по-разному. Например, люди могут считать отличительными чертами граждан своей… Читать ещё >

Структура и функции социальной идентичности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Каждую социальную идентичность можно охарактеризовать по двум параметрам — силе и содержанию. Сила социальной идентичности привлекает большее внимание исследователей, чем содержание. Рассмотрим эти аспекты идентичности по-отдельности и поговорим о том, как они взаимосвязаны друг с другом.

Сила социальной идентичности — это степень идентификации человека с группой (ingroup identification). Определение ингрупповой идентификации изменялось со временем. В теории социальной идентичности идентификация определялась как осознание человеком связи со своей группой и позитивное отношение к ней. Позже в теории самокатегоризации под идентификацией стали понимать осознание человеком подобия между собой и другими членами группы.

В конце концов Колином Личем и его коллегами (Leach et al, 2008) была разработана двухуровневая модель идентификации (рис. 3.1). Они проанализировали различные работы, посвященные этой теме, и выделили пять первичных компонентов групповой идентификации:

• осознание человеком своего сходства с членами ингруппы (самостереотипизация);

  • • осознание подобия между всеми членами ингруппы (ингрупповая гомогенность);
  • • ощущение связи с другими членами ингруппы (сплоченность);
  • • позитивное отношение к ингруппе (удовлетворенность);
  • • восприятие важности членства в группе (выраженность).
Структура идентификации.

Рис. 3.1. Структура идентификации

Эти компоненты образуют два более общих фактора: самоопределение (самостереотипизация и ингрупповая гомогенность) и личный вклад (сплоченность, удовлетворенность и выраженность). При этом человек, который ценит свою принадлежность к группе, не обязательно считает ее однородной, а себя — ее типичным представителем. Например, студенты-старшекурсники могут ощущать связь с университетом и позитивно его оценивать, но при этом подчеркивают свою уникальность и уникальность других студентов.

Содержание социальной идентичности — это совокупность характеристик, которые человек приписывает своей группе. Сюда входят личные черты, ценности и цели, достижения и неудачи, важные области деятельности, формы поведения. Интересно, что разные люди в разное время могут понимать одну и ту же социальную идентичность по-разному. Например, люди могут считать отличительными чертами граждан своей страны «интеллект, образование, культуру» или «силу, способность победить любого противника».

Эту идею можно продемонстрировать на примере опросов, которые «Левада-центр» проводит на протяжении нескольких лет[1]. В разное время участникам задавали несколько вопросов. В одном случае их спрашивали, что внушает им чувство гордости за Россию, и давали возможность выбрать несколько вариантов ответов (табл. 3.1). В другом случае им задавали вопрос о том, за что другие страны уважают сегодняшнюю Россию, и просили выбрать один вариант ответа.

Выяснилось, что в последние годы основным предметом гордости участников устойчиво являются российская история и природные богатства страны. В то же время важность «гуманитарной» и «силовой» составляющих гордости довольно сильно меняется. Если в 2014 и в первой половине 2015 г. третье место делили культура, спортивные достижения и размеры страны, то со второй половины 2015 г. это место устойчиво заняли вооруженные силы. Таким образом, «силовая» составляющая обогнала «гуманитарную».

О приоритете «силовой» составляющей говорят и ответы участников на вопрос о том, за что другие страны уважают сегодняшнюю Россию: в 2016 г. 38% назвали «военную мощь, ядерное оружие», 18% — «богатые природные ресурсы» и 10% — «большую территорию»1. Интересно, что эти варианты пользовались наибольшей популярностью с 1997 г., однако вплоть до 2011 г. богатые природные ресурсы воспринимались как более важный параметр, чем военная мощь. Ситуация изменилась в 2014 г., и разрыв между этими параметрами продолжает расти. Иными словами, чем дальше, тем больше российская идентичность строится вокруг параметра, отражающего физическую силу.

Таблица 3.1

Основания гордости за страну (множественный выбор,

% людей, выбравших каждый вариант ответа)

Что прежде всего внушает вам чувство гордости за Россию?

2014,.

февраль.

2014,.

октябрь.

2015,.

март.

2015,.

октябрь.

2016,.

май.

Российская история.

Природные богатства России.

Вооруженные силы.

Российская культура.

Размеры страны.

Положение России на международной арене.

Спортивные достижения.

Современные достижения российской науки.

Сограждане.

Экономические успехи.

Система российского образования.

Система здравоохранения.

Ничего из перечисленного.

Затруднились ответить.

1 URL: http://www.levada.ru/2016/ll/14/obraz-rossii-na-mezhdunarodnoj-arene (дата обращения: 25.08.2017).

Почему люди идентифицируются с социальными группами? Какую роль группы выполняют в нашей жизни? В разное время психологи давали на эти вопросы различные ответы. В последние годы исследователи все чаще говорят, что социальные группы могут удовлетворять разные потребности. Как следствие, люди обладают разной мотивацией быть членом группы (Easterbrook, Vignoles, 2012; Smeekes, Verkuyten,

  • 2015). Это мотив:
    • • смысла: членство в социальной группе делает жизнь человека осмысленной;
    • • преемственности: членство в социальной группе позволяет человеку связать воедино свое прошлое, настоящее и будущее;
    • • принадлежности: членство в социальной группе позволяет человеку почувствовать принятие и поддержку со стороны других людей;
    • • эффективности: членство в социальной группе позволяет человеку почувствовать себя компетентным и способным добиться поставленной цели;
    • • самооценки: членство в социальной группе повышает самооценку человека;
    • • отличия: членство в социальной группе позволяет человеку увидеть свое отличие от других людей.

Идентификация с социальной группой, которая позволяет человеку удовлетворить эти потребности, увеличивает его психологическое благополучие. Например, чем сильнее люди идентифицируются с успешной организацией, спортивной командой или этнической группой, тем выше их психологическое благополучие.

Членство в разных группах может быть связано с различной мотивацией. Так, группы, имеющие определенную идеологию (например, политические или религиозные), могут удовлетворять потребность в обретении смысла. Группы, выделенные по навыкам (например, образовательные или профессиональные), — потребность в эффективности. Группы, члены которых сильно отличаются от окружающих (например, имеют пирсинг, татуировки, необычный цвет волос), — потребность в отличии и т. д.

Однако одна и та же группа может выполнять сразу несколько функций. Например, исследования, проведенные в Нидерландах, показали, что нидерладская идентичность выполняет для коренного населения три основные функции: создает ощущение принадлежности к социальной группе, повышает самооценку и способствует восприятию непрерывности существования (Smeekes, Verkuyten, 2015).

  • [1] См.: Ежегодник «Общественное мнение», 2016.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой