Структура и функции социальной идентичности
![Реферат: Структура и функции социальной идентичности](https://gugn.ru/work/6582060/cover.png)
Содержание социальной идентичности — это совокупность характеристик, которые человек приписывает своей группе. Сюда входят личные черты, ценности и цели, достижения и неудачи, важные области деятельности, формы поведения. Интересно, что разные люди в разное время могут понимать одну и ту же социальную идентичность по-разному. Например, люди могут считать отличительными чертами граждан своей… Читать ещё >
Структура и функции социальной идентичности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Каждую социальную идентичность можно охарактеризовать по двум параметрам — силе и содержанию. Сила социальной идентичности привлекает большее внимание исследователей, чем содержание. Рассмотрим эти аспекты идентичности по-отдельности и поговорим о том, как они взаимосвязаны друг с другом.
Сила социальной идентичности — это степень идентификации человека с группой (ingroup identification). Определение ингрупповой идентификации изменялось со временем. В теории социальной идентичности идентификация определялась как осознание человеком связи со своей группой и позитивное отношение к ней. Позже в теории самокатегоризации под идентификацией стали понимать осознание человеком подобия между собой и другими членами группы.
В конце концов Колином Личем и его коллегами (Leach et al, 2008) была разработана двухуровневая модель идентификации (рис. 3.1). Они проанализировали различные работы, посвященные этой теме, и выделили пять первичных компонентов групповой идентификации:
• осознание человеком своего сходства с членами ингруппы (самостереотипизация);
- • осознание подобия между всеми членами ингруппы (ингрупповая гомогенность);
- • ощущение связи с другими членами ингруппы (сплоченность);
- • позитивное отношение к ингруппе (удовлетворенность);
- • восприятие важности членства в группе (выраженность).
![Структура идентификации.](/img/s/8/66/1509166_1.png)
Рис. 3.1. Структура идентификации
Эти компоненты образуют два более общих фактора: самоопределение (самостереотипизация и ингрупповая гомогенность) и личный вклад (сплоченность, удовлетворенность и выраженность). При этом человек, который ценит свою принадлежность к группе, не обязательно считает ее однородной, а себя — ее типичным представителем. Например, студенты-старшекурсники могут ощущать связь с университетом и позитивно его оценивать, но при этом подчеркивают свою уникальность и уникальность других студентов.
Содержание социальной идентичности — это совокупность характеристик, которые человек приписывает своей группе. Сюда входят личные черты, ценности и цели, достижения и неудачи, важные области деятельности, формы поведения. Интересно, что разные люди в разное время могут понимать одну и ту же социальную идентичность по-разному. Например, люди могут считать отличительными чертами граждан своей страны «интеллект, образование, культуру» или «силу, способность победить любого противника».
Эту идею можно продемонстрировать на примере опросов, которые «Левада-центр» проводит на протяжении нескольких лет[1]. В разное время участникам задавали несколько вопросов. В одном случае их спрашивали, что внушает им чувство гордости за Россию, и давали возможность выбрать несколько вариантов ответов (табл. 3.1). В другом случае им задавали вопрос о том, за что другие страны уважают сегодняшнюю Россию, и просили выбрать один вариант ответа.
Выяснилось, что в последние годы основным предметом гордости участников устойчиво являются российская история и природные богатства страны. В то же время важность «гуманитарной» и «силовой» составляющих гордости довольно сильно меняется. Если в 2014 и в первой половине 2015 г. третье место делили культура, спортивные достижения и размеры страны, то со второй половины 2015 г. это место устойчиво заняли вооруженные силы. Таким образом, «силовая» составляющая обогнала «гуманитарную».
О приоритете «силовой» составляющей говорят и ответы участников на вопрос о том, за что другие страны уважают сегодняшнюю Россию: в 2016 г. 38% назвали «военную мощь, ядерное оружие», 18% — «богатые природные ресурсы» и 10% — «большую территорию»1. Интересно, что эти варианты пользовались наибольшей популярностью с 1997 г., однако вплоть до 2011 г. богатые природные ресурсы воспринимались как более важный параметр, чем военная мощь. Ситуация изменилась в 2014 г., и разрыв между этими параметрами продолжает расти. Иными словами, чем дальше, тем больше российская идентичность строится вокруг параметра, отражающего физическую силу.
Таблица 3.1
Основания гордости за страну (множественный выбор,
% людей, выбравших каждый вариант ответа)
Что прежде всего внушает вам чувство гордости за Россию? | 2014,. февраль. | 2014,. октябрь. | 2015,. март. | 2015,. октябрь. | 2016,. май. |
Российская история. | |||||
Природные богатства России. | |||||
Вооруженные силы. | |||||
Российская культура. | |||||
Размеры страны. | |||||
Положение России на международной арене. | |||||
Спортивные достижения. | |||||
Современные достижения российской науки. | |||||
Сограждане. | |||||
Экономические успехи. | |||||
Система российского образования. | |||||
Система здравоохранения. | |||||
Ничего из перечисленного. | |||||
Затруднились ответить. |
1 URL: http://www.levada.ru/2016/ll/14/obraz-rossii-na-mezhdunarodnoj-arene (дата обращения: 25.08.2017).
Почему люди идентифицируются с социальными группами? Какую роль группы выполняют в нашей жизни? В разное время психологи давали на эти вопросы различные ответы. В последние годы исследователи все чаще говорят, что социальные группы могут удовлетворять разные потребности. Как следствие, люди обладают разной мотивацией быть членом группы (Easterbrook, Vignoles, 2012; Smeekes, Verkuyten,
- 2015). Это мотив:
- • смысла: членство в социальной группе делает жизнь человека осмысленной;
- • преемственности: членство в социальной группе позволяет человеку связать воедино свое прошлое, настоящее и будущее;
- • принадлежности: членство в социальной группе позволяет человеку почувствовать принятие и поддержку со стороны других людей;
- • эффективности: членство в социальной группе позволяет человеку почувствовать себя компетентным и способным добиться поставленной цели;
- • самооценки: членство в социальной группе повышает самооценку человека;
- • отличия: членство в социальной группе позволяет человеку увидеть свое отличие от других людей.
Идентификация с социальной группой, которая позволяет человеку удовлетворить эти потребности, увеличивает его психологическое благополучие. Например, чем сильнее люди идентифицируются с успешной организацией, спортивной командой или этнической группой, тем выше их психологическое благополучие.
Членство в разных группах может быть связано с различной мотивацией. Так, группы, имеющие определенную идеологию (например, политические или религиозные), могут удовлетворять потребность в обретении смысла. Группы, выделенные по навыкам (например, образовательные или профессиональные), — потребность в эффективности. Группы, члены которых сильно отличаются от окружающих (например, имеют пирсинг, татуировки, необычный цвет волос), — потребность в отличии и т. д.
Однако одна и та же группа может выполнять сразу несколько функций. Например, исследования, проведенные в Нидерландах, показали, что нидерладская идентичность выполняет для коренного населения три основные функции: создает ощущение принадлежности к социальной группе, повышает самооценку и способствует восприятию непрерывности существования (Smeekes, Verkuyten, 2015).
- [1] См.: Ежегодник «Общественное мнение», 2016.